Постановление Правительства Республики Башкортостан
от 9 декабря 2014 г. N 564
"Об утверждении программы "Развитие нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан" на 2014-2016 годы"
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 августа 2015 г. N 294 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях дальнейшего развития нефтехимического территориального кластера в Республике Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан" на 2014-2016 годы (далее - Программа).
2. Определить Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти - главным распорядителем средств федерального бюджета в части реализации мероприятий Программы.
3. Контроль за ходом реализации Программы возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Шаронова Д.В.
Первый заместитель |
Р.Х. Марданов |
Программа
"Развитие нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан" на 2014-2016 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 9 декабря 2014 г. N 564)
Паспорт Программы
Исполнитель Программы |
Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан |
Наименование Программы |
"Развитие нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан" на 2014-2016 годы |
Цели и задачи Программы |
Цели: создание и развитие инновационной инфраструктурной площадки, объединяющей максимальное количество компетенций в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии, биотехнологии; рост международной конкурентоспособности организаций - участниц Кластера Задачи: объединение и координация деятельности предприятий Республики Башкортостан в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии, биотехнологии; поддержка малого и среднего предпринимательства в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии, биотехнологии; развитие фундаментальных научных исследований и разработок в областях добычи, транспортировки, переработки нефти и газа; развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных и инженерно-технических кадров; формирование и реализация приоритетных инновационных и инвестиционных проектов в нефтехимической промышленности; создание эффективной системы управления Кластером, обеспечивающей координацию и мониторинг деятельности организаций - участниц Кластера в рамках реализации совместных проектов; маркетинговое сопровождение Кластера, выстраивание партнерских связей с национальными и зарубежными инновационно-технологическими кластерами и институтами |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных или появившихся в результате модернизации имеющихся рабочих мест; средняя выработка на одного работника организации - участницы Кластера; объем инвестиционных затрат организаций - участниц Кластера; объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями - участницами Кластера; объем инновационной продукции собственного производства, отгруженной организациями - участницами Кластера, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами |
Характеристика программных мероприятий |
Развитие производственного потенциала Кластера; развитие сектора научных исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере; развитие инновационной инфраструктуры Кластера; развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров |
Сроки и этапы реализации Программы |
2014-2016 годы без деления на этапы |
Объемы и источники финансового обеспечения Программы |
Общий объем финансового обеспечения Программы в 2014-2016 годах составляет 52128374,2 тыс. рублей, в том числе средства: а) федерального бюджета в 2014 году - 123500,0 тыс. рублей; б) бюджета Республики Башкортостан в 2014 году - 13722,2 тыс. рублей; в) внебюджетных источников - 51991152,0 тыс. рублей, из них по годам: 2014 год - 51453666,5 тыс. рублей; 2015 год - 537485,5 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или появившихся в результате модернизации имеющихся рабочих мест (единицы): в 2014 году - 1379; в 2015 году - 1420; в 2016 году - 1560; средняя выработка на одного работника организации - участницы Кластера (млн. рублей): в 2014 году - 8,771; в 2015 году - 9,332; в 2016 году - 9,945; объем инвестиционных затрат организаций - участниц Кластера (млрд. рублей): в 2014 году - 64,230; в 2015 году - 82,455; в 2016 году - 91,173; объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями - участницами Кластера (млн. рублей): в 2014 году - 880; в 2015 году - 913; в 2016 году - 921; объем инновационной продукции собственного производства, отгруженной организациями - участницами Кластера, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами (млрд. рублей): в 2014 году - 27,9; в 2015 году - 31,48; в 2016 году - 35,39 |
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена реализация Программы
В настоящее время тенденция развития нефтехимической отрасли Российской Федерации существенно отстает от общемировых. Из производимых в мире более 3000 наименований крупнотоннажных и более 50000 малотоннажных востребованных экономикой нефтехимических продуктов в Российской Федерации освоено, соответственно, не более 100 и 500. На импорт необходимых продуктов российские потребители ежегодно затрачивают триллионы рублей, питая российскими деньгами западную экономику.
Без этой нефтехимической продукции невозможно производство всех без исключения высокотехнологичных наукоемких изделий. В итоге оборонная, авиационная, космическая и автомобильная промышленность, электроника, топливно-энергетический комплекс и многие другие ключевые отрасли экономики России находятся в фатальной зависимости от импортных поставок.
В мировой практике крупные нефтехимические компании выпускают, как правило, полупродукты - сырье для дальнейших переделов малыми и средними предприятиями. Российские нефтехимические гиганты в последние годы ведут работу по реанимации закрытых после распада СССР и по созданию новых производств. Однако ключевая составляющая выхода на независимость от импорта - малые и средние предприятия, выпускающие конечную товарную продукцию, - остались за пределами государственного внимания.
Необходимым условием успешной конкуренции на рынке производителей малотоннажных химических продуктов является способность производства к быстрому изменению ассортимента продукции в соответствии с конъюнктурой рынка, что, в свою очередь, требует доступа к современной аналитической базе, отработке технологий в пилотном и опытно-промышленном масштабах.
Также необходимо отметить важность создания гибких химико-технологических систем по расширению спектра химических продуктов, поскольку проектирование, монтаж и ввод в эксплуатацию промышленных установок химического синтеза, ориентированных на выпуск только одного малотоннажного продукта, не имеют перспективы.
В Республике Башкортостан существует уникальная возможность для ускоренной ликвидации отставания Российской Федерации в производстве конечной товарной нефтехимической продукции. Регион - лидер страны по концентрации крупных нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. Именно здесь были созданы и успешно функционируют десятки малых и средних предприятий, выпускающих широкую линейку малотоннажной нефтехимической продукции, имеется развитая сеть научных, проектных и образовательных специализированных учреждений.
Для поддержки и координации работы указанных предприятий в 2012 году был создан нефтехимический территориальный кластер Республики Башкортостан (далее - Кластер).
Его основные специализации - разработка спектра технологий нефтепереработки и нефтехимии (от подготовки и первичной переработки до комплекса вторичных процессов), проектирование нефтехимических комплексов, предоставление инжиниринговых услуг, производство нефтехимической продукции. Разработчиками и производителями такой продукции являются градообразующие предприятия Уфы, Стерлитамака, Салавата, Ишимбая, Октябрьского.
В рамках Кластера также осуществляются:
подготовка и обеспечение процессов разработки, опытно-промышленного производства, реализации биотехнологической продукции;
внедрение новейших биотехнологий в химическую и нефтехимическую промышленность.
Одним из главных факторов, сдерживающих развитие Кластера, является низкая эффективность использования потенциала соответствующих инновационных малых и средних предприятий.
Первым шагом решения такой задачи стало создание на производственной площадке ГУП "Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан" (далее - ГУП ИНХП РБ) Центра коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию (далее - ЦКД), что позволило обеспечить субъекты малого и среднего предпринимательства научными и аналитическими услугами. Для реализации соответствующих проектов было приобретено уникальное научно-аналитическое и пилотное оборудование.
Отличительной особенностью ЦКД является его трехблочная организационная структура:
I блок - оборудование для количественного и качественного анализов;
II блок - экспериментально-пилотная база;
III блок - опытно-промышленная база.
Трехблочная структура ЦКД обеспечивает проведение многопрофильных, многометодовых и междисциплинарных исследований широкого спектра, позволяет осуществить весь комплекс необходимых работ: от поисковой разработки до выпуска опытно-промышленной партии продукта.
ЦКД проводит специализированные исследования нефти, природного газа, продуктов газо- и нефтепереработки, а также продуктов неорганического и органического синтеза, природных и синтетических материалов и полимеров, объектов экологии и социальной сферы.
Несмотря на то, что масштабная модернизация нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей дала уникальные возможности для роста отечественного инженерного потенциала, одновременно это вызвало мощнейшую экспансию в отечественную экономику зарубежных инжиниринговых компаний с их технологиями и материалами. Сегодня на российском рынке активно действуют ведущие мировые лицензиары и инжиниринговые компании, обладающие большим финансовым потенциалом, что приводит к прекращению внедрения в Российской Федерации новых отечественных технологических процессов нефтепереработки, вытеснению российских научных и проектных организаций с рынка инжиниринговых услуг, резкому росту количества импортного оборудования, используемого при модернизации нефтеперерабатывающих заводов.
Таким образом, следующим этапом развития Кластера должна стать поддержка отечественных научных и проектных организаций.
2. Цели и задачи Программы
Программа "Развитие нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан" на 2014-2016 годы (далее - Программа) разработана в целях повышения эффективности использования существующего на территории Республики Башкортостан научного и высокотехнологичного производственного потенциала в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии и биотехнологии.
Основными целями Программы являются:
создание и развитие инновационной инфраструктурной площадки, объединяющей максимальное количество компетенций в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии, биотехнологии;
рост международной конкурентоспособности организаций - участниц Кластера.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
объединение и координация деятельности предприятий Республики Башкортостан в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии, биотехнологии;
поддержка малого и среднего предпринимательства в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии, биотехнологии;
развитие фундаментальных научных исследований и разработок в областях добычи, транспортировки, переработки нефти и газа;
развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных и инженерно-технических кадров;
формирование и реализация приоритетных инновационных и инвестиционных проектов в нефтехимической промышленности;
создание эффективной системы управления Кластером, обеспечивающей координацию и мониторинг деятельности организаций - участниц Кластера в рамках реализации совместных проектов;
маркетинговое сопровождение Кластера, выстраивание партнерских связей с национальными и зарубежными инновационно-технологическими кластерами и институтами.
3. Ожидаемые результаты реализации, целевые индикаторы и показатели Программы
Целевые индикаторы и показатели Программы, позволяющие оценить ход и результаты ее реализации, отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости и представлены в таблице:
Целевые индикаторы и показатели Программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя Программы, единица измерения |
Динамика количественных значений целевых индикаторов и показателей по годам |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
1 |
Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных или появившихся в результате модернизации имеющихся рабочих мест, единицы |
1102 |
1379 |
1420 |
1560 |
2 |
Средняя выработка на одного работника организации - участницы Кластера, млн. рублей/год |
8,257 |
8,771 |
9,332 |
9,945 |
3 |
Объем инвестиционных затрат организаций - участниц Кластера, млрд. рублей |
57,851 |
64,230 |
82,455 |
91,173 |
4 |
Объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями - участницами Кластера, млн. рублей |
842 |
880 |
913 |
921 |
5 |
Объем инновационной продукции собственного производства, отгруженной организациями - участницами Кластера, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, млрд. рублей |
22,30 |
27,90 |
31,48 |
35,39 |
Достижение намеченных Программой целей будет осуществляться за счет:
увеличения количества высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации имеющихся рабочих мест, на 41,6% к уровню 2013 года;
увеличения средней выработки на одного работника организаций - участниц Кластера на 20% к уровню 2013 года;
увеличения объема инвестиционных затрат организаций - участниц Кластера на 57,6% к уровню 2013 года;
увеличения объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями - участницами Кластера, на 9% к уровню 2013 года;
увеличения объема инновационной продукции собственного производства, отгруженной организациями - участницами Кластера, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, на 58,7% к уровню 2013 года.
4. Перечень и описание программных мероприятий
План реализации Программы в разрезах ее мероприятий, источников и объемов финансового обеспечения представлен в приложении к ней.
4.1. Развитие производственного потенциала Кластера
Одним из путей развития химического производства является создание концепций развития бизнеса на самих предприятиях, в основу которых должны быть заложены реконструкция действующих и создание новых производств, разработка и внедрение наукоемких технологий, привлечение инвестиций.
Привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов напрямую связано с повышением инвестиционной и инновационной привлекательности предприятий за счет снижения рисков и обеспечения защиты прав инвесторов, а также расширения сети инновационных малых и средних предприятий.
Предприятиями Кластера разработаны инвестиционные и инновационные программы, в рамках которых активно и успешно осуществляют модернизацию производства крупные химические предприятия Кластера: ОАО "Газпром нефтехим Салават", ОАО "Каустик", ОАО "Стерлитамакский нефтехимический завод".
Предприятия Кластера развиваются в следующих направлениях:
организация нового производства;
расширение доступа к сырьевым ресурсам (в частности, Западной Сибири);
разработка новых видов продукции;
модернизация и реконструкция основных средств.
Все мероприятия по развитию Кластера можно разделить на две части:
первая часть - производственная, ориентированная на развитие производств и формирование развитой производственной инфраструктуры;
вторая часть - социальная, ориентированная на обеспечение комфортных условий жизнедеятельности и развития работников предприятий Кластера и членов их семей, проживающих на территории Кластера.
Решение задач развития производственного потенциала Кластера связано с усовершенствованием действующих и вводом в эксплуатацию новых производств Кластера.
4.2. Развитие сектора научных исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере
Приоритетные программные мероприятия в сфере научных исследований и разработок, определенные в соответствии с основными направлениями создания и развития Кластера - нефтехимией и нефтегазопереработкой, представлены в приложении к Программе.
4.3. Развитие инновационной инфраструктуры Кластера
Поддержка малого и среднего предпринимательства в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии и биотехнологии является одним из важнейших направлений развития Кластера. Первым шагом в данном направлении стало создание ЦКД. Следующий шаг в указанной области - создание Инжинирингового центра.
Обеспечение малых предприятий собственным современным высокопроизводительным оборудованием и дорогостоящим программным обеспечением невозможно в силу небольших объемов их производства и, соответственно, прибыли. При стоимости в несколько сотен тысяч долларов США высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения их покупку и эффективную эксплуатацию в целях выпуска продукции может позволить только достаточно крупное предприятие, поэтому подавляющее большинство малых и большая часть средних предприятий вынуждены отказываться от использования новых технологий.
Зачастую, не имея финансовой возможности получить доступ к высокопроизводительному оборудованию и дорогостоящему программному обеспечению, отечественные проектные и научные организации оказываются неконкурентоспособными.
Создание Инжинирингового центра будет содействовать изменению ситуации на отечественном рынке инжиниринговых услуг в областях нефтегазопереработки и нефтехимии.
Инжиниринговый центр даст научным и проектным организациям Республики Башкортостан возможность усилить свои позиции на международном рынке, обеспечит выполнение требований взыскательных заказчиков. Участники Инжинирингового центра смогут воспользоваться самыми современными средствами проектирования объектов нефтепереработки и нефтехимии. Применение новейших информационных технологий, доступных пользователям Инжинирингового центра, приведет к оптимизации технологий и методов строительства объектов нефтепереработки и нефтехимии, что позволит резко сократить технологическое отставание региональных предприятий в этой области от зарубежных конкурентов.
Создание Инжинирингового центра будет способствовать объединению работы субподрядных организаций в рамках одного проекта на единой проектировочной платформе с использованием современных методов проектирования. Объединение вычислительных мощностей сократит издержки на стадиях проектирования и строительства. Единая платформа проектирования, доступная для всех подрядных и субподрядных организаций, даст существенный прирост производительности и сократит сроки работ по проектированию с существенным приростом качества проектов в соответствии с международными стандартами.
Видами деятельности Инжинирингового центра являются следующие:
оказание консультационных и экспертных услуг при разработке и реализации проектов строительства, технического перевооружения и реконструкции объектов нефте- и газопереработки, нефтехимии;
предоставление инженерно-консультационных, проектно-конструкторских и расчетно-аналитических услуг;
подготовка технико-экономических обоснований реализации проектов строительства, технического перевооружения и реконструкции объектов нефте- и газопереработки, нефтехимии;
оказание содействия в профессиональной подготовке и повышении квалификации кадров;
подготовка единых стандартов и унифицированных методических решений по применению технологий управления проектами в различных областях деятельности;
оказание инженерно-исследовательских услуг по разработке технологических процессов и технологий;
информирование, в том числе посредством размещения сведений в сети Интернет, о внедренных в рамках проектов, реализуемых организациями - участницами Кластера, инновационных решениях и технологиях, о деятельности Инжинирингового центра, об оказываемых им услугах, о графиках встреч, заседаний рабочих групп и совещаний партнеров Инжинирингового центра, о новых технологиях, которые могут быть использованы для повышения технологической готовности и конкурентоспособности указанных организаций.
Структура Инжинирингового центра представляет собой следующее:
научно-технологический сектор;
сектор базового и детального проектирования нефте- и газоперерабатывающих, нефтехимических объектов;
сектор профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.
Научно-технологический сектор является ядром Инжинирингового центра, определяющим диапазон осуществляемых им разработок и принимаемых решений.
Сектор базового и детального проектирования Инжинирингового центра определяет его инженерные возможности, перечень оказываемых услуг. Данный сектор демонстрирует уровень выполнения конкретных инжиниринговых заказов как в рамках одного направления (нефте- и газоперерабатывающие, нефтехимические установки), так и в рамках решения комплексных задач (нефте- и газоперерабатывающие, нефтехимические заводы). Для осуществления данных проектов имеются необходимые оборудование, материально-техническое и программное обеспечение, технические и инженерные разработки, а также специалисты, которые используют и обслуживают это оборудование и программное обеспечение.
В задачи сектора профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров входит оказание соответствующего содействия для организаций - участниц Инжинирингового центра в рамках проектов модернизации и (или) создания новых производств.
Общую координацию и реализацию стратегии развития Инжинирингового центра выполняет его специальная команда, на которую возложены следующие задачи:
продвижение возможностей, услуг и разработок Инжинирингового центра, проектных команд и технологий;
привлечение заказчиков и взаимодействие с ними;
разработка пакета проектов;
организация процессов выполнения заказов;
формирование проектных групп и обеспечение их всем необходимым.
Инжиниринговый центр является координирующей структурой, способной качественно и профессионально решать комплекс задач по реализации проектов строительства промышленных объектов, включая разработку технологий, а также осуществлять аналитические исследования, проектирование и поставку оборудования, авторский надзор и пуско-наладочные работы.
В связи с недостатком подобных центров в Республике Башкортостан и в Российской Федерации в целом потенциальная конкуренция в этой области невысокая. Зарубежные инжиниринговые центры тоже не могут составить высокой конкуренции, так как не знают всей специфики российских проектно-строительных работ.
Конечными потребителями услуг Инжинирингового центра являются участники Кластера и заинтересованные сторонние организации.
Якорное предприятие Инжинирингового центра - ГУП ИНХП РБ - обладает необходимыми опытом, кадровыми, технологическими, интеллектуальными ресурсами, развитой инженерной и транспортной инфраструктурами, коммуникациями и территорией.
Преимущества Инжинирингового центра в части технологий разработки и реализации проектов заключаются в следующем:
единая база данных позволяет эффективно использовать информацию о каждой организации - участнице Инжинирингового центра, а также о квалификации специалистов и наличии программных продуктов;
облачный ресурс (единая система управления проектами) способствует сокращению затрат рабочего времени, а также затрат на программное обеспечение и вычислительные ресурсы;
эффективная система мониторинга и контроля реализации проектов, доступность данных обеспечивает координацию всех рабочих процессов и своевременную реакцию на происходящие изменения.
4.4. Развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных и инженерно-технических кадров в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии и биотехнологии
В рамках направления реализации Программы "Развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных и инженерно-технических кадров в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии и биотехнологии" планируется повышение квалификации сотрудников организаций - участниц Кластера по следующим программам:
1) "Управление инновационной инфраструктурой региона";
2) "Управление процессом разработки нового продукта";
3) "Теория и практика Форсайта - руководство к действию".
4.4.1. Программа "Управление инновационной инфраструктурой региона" ориентирована на комплексную подготовку слушателей и состоит из трех блоков: теоретический, практический и метод "кейсов" (техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций).
Темами указанной программы являются следующие:
национальная инновационная система;
нормативная правовая база и инструменты формирования и реализации инновационной политики в регионе;
теория и практика управления результатами научно-технической деятельности, включая вопросы защиты, оценки, коммерциализации интеллектуальной собственности;
система объектов инновационной инфраструктуры региона;
создание и поддержка малых инновационных компаний;
организация работы со средними инновационными компаниями;
инновационное предпринимательство;
кейс по программе на примере одного из успешных инновационных регионов Российской Федерации.
4.4.2. Программа "Управление процессом разработки нового продукта" тоже ориентирована на комплексную подготовку слушателей и состоит из трех блоков: теоретический, практический и метод "кейсов".
В рамках настоящей программы рассматриваются маркетинговые, финансовые, технологические и организационные аспекты разработки нового продукта. Данный процесс оценивается как комплексный, привлекающий специалистов разных профилей и компетенций.
Задачами программы являются следующие:
сформировать представление о процессах разработки и выведения на рынок нового продукта и об основных этапах этих процессов;
дать информацию о принципах, типовых методах и современных инструментах выявления потребностей потребителей, разработки и тестирования концепций нового продукта, маркетингового планирования, а также о методах рыночного тестирования и инструментах продвижения новых продуктов;
сформировать навыки перевода потребностей потребителя в технические характеристики продукта и особенности его описания;
выработать представления о современных требованиях и подходах к инженерному проектированию и использованию прототипов в нем;
снабдить сведениями о технологической подготовке производства нового продукта;
познакомить с подходами и профессиональными инструментами качественного управления, а также управления на основе бережливого производства;
сформировать представления о создаваемых в процессе разработки нового продукта объектах интеллектуальной собственности и о способах ее охраны;
познакомить с современными подходами к организации управления процессом разработки нового продукта и к формированию команды проекта;
научить управлять рисками при реализации проекта;
проинформировать о методах оценки финансовых показателей реализации проектов по разработке новых продуктов.
4.4.3. Целями международной образовательной программы "Теория и практика Форсайта - руководство к действию" являются следующие:
формирование у слушателей представления о Форсайте как о методе прогнозирования средне- и долгосрочного инновационного развития в условиях растущей неопределенности на внешнем и внутреннем рынках;
проработка в режиме деловой игры практического использования одного из инструментов Форсайта - "дорожной карты" - на примере областей стратегических интересов Кластера.
По окончании курса слушатели должны обладать знаниями об основах и инструментах Форсайта, о его типах и принципах проведения (в том числе о методах Дельфи, критических технологий, сканирования глобальных трендов), а также об ожидаемых результатах применения данной методики. Слушатели должны быть готовы использовать полученные знания в своей каждодневной практической деятельности, так как в процессе обучения они расширяют горизонты видения и представления об угрозах и о возможностях стратегического развития, принципах и методах отбора перспективных рынков и продуктов, приобретают компетенции, необходимые для работы с "дорожными картами", построения их макетов и формирования заказов на их разработку.
Организатором описанных трех программ является Институт менеджмента инноваций Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
5. Срок реализации Программы
Программа реализуется в 2014-2016 годах без деления на этапы.
6. Социальная, экономическая и экологическая эффективность реализации Программы
В результате реконструкции действующих и создания новых производств, разработки и внедрения наукоемких технологий будет создано 4359 высокотехнологичных рабочих мест, а государство получит дополнительную экономическую выгоду от роста налоговых отчислений.
Реализация Программы обеспечит совершенствование системы образования и профессиональной подготовки кадров. Численность работников организаций - участниц Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования, в том числе в области интеллектуальной собственности и управления инновационной деятельностью, предположительно составит 105 человек.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации мероприятий Программы осуществляется ежегодно Министерством промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан исходя из степени достижения соответствующих показателей результативности.
Эффективность реализации Программы рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
R - коэффициент, характеризующий эффективность реализации Программы;
N - индикатор исполнения программного мероприятия (если N равен 1 - мероприятие исполнено в полном объеме; если N более или равен 0,5 - мероприятие исполнено частично и не требует дополнительных действий; если N более 0 - мероприятие исполнено частично и требует дополнительных действий; если N равен 0 - мероприятие не исполнено);
m - количество программных мероприятий.
При значении коэффициента R, равном 1, - реализация Программы оценивается на "отлично";
при значении коэффициента, более или равном 0,5, - реализация Программы оценивается на "хорошо";
при значении коэффициента, более или равном 0,2, - реализация Программы оценивается на "удовлетворительно";
при значении коэффициента менее 0,2 - реализация Программы оценивается на "неудовлетворительно".
По мероприятиям, предусматривающим два и более действий, производится оценка каждого действия (согласно методике определения значения индикатора исполнения мероприятия). При этом индикатор исполнения программного мероприятия определяется отношением суммы индивидуальных значений действия к количеству признаков в совокупности.
8. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансового обеспечения программных мероприятий определен исходя из стоимости выполнения аналогичных работ (услуг).
Общий объем финансового обеспечения Программы составляет 52128374,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 51590888,7 тыс. рублей;
2015 год - 537485,5 тыс. рублей.
При этом финансовое обеспечение Программы в 2014 году составляет:
из федерального бюджета - 123500,0 тыс. рублей;
из бюджета Республики Башкортостан - 13722,2 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение Программы формируется за счет средств, предусмотренных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2012 года N 249 "О государственной программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан" (с последующими изменениями).
9. Система управления реализацией Программы
Программа реализуется Министерством промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан, которое с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, и предварительных результатов ее выполнения уточняет содержание программных мероприятий, промежуточные сроки их осуществления и объемы финансирования.
При необходимости Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан в установленном порядке вносит изменения в объемы принимаемых обязательств на предстоящий период.
Система управления реализацией Программы предусматривает следующие положения:
ответственным за реализацию Программы в целом, достижение ее целей и решение задач, а также за достижение плановых значений целевых индикаторов и показателей Программы является Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан;
ежеквартальный и ежегодный мониторинг, а также формирование отчетности о ходе реализации Программы, контроль за целевым и эффективным использованием ее исполнителями выделенных финансовых средств, оценку социально-экономической эффективности реализации программных мероприятий осуществляют структурные подразделения Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан и органы государственного контроля.
Отчеты о выполнении Программы направляются в Министерство экономического развития Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан. Данные отчеты обязаны содержать оценку результативности реализации Программы, причины и обоснование отклонения фактически достигнутых значений индикаторов Программы от запланированных, предложения по корректировке этих значений, а также меры по повышению ее эффективности.
При существенных отклонениях фактических значений показателей Программы от планируемых Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан выявляет причины этого и факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, а также разрабатывает предложения по повышению ее результативности.
Приложение
"Развитие нефтехимического
территориального кластера
Республики Башкортостан"
на 2014-2016 годы
План
реализации программы "Развитие нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан" на 2014-2016 годы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Исполнитель |
Срок исполнения, годы |
Направление и источник финансирования Программы |
Прогнозируемый объем финансового обеспечения Программы, тыс. рублей |
Ожидаемый результат реализации Программы |
|||
Всего |
в том числе по годам |
||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Приобретение оборудования и лицензионного программного обеспечения для Инжинирингового центра |
Инжиниринговый центр |
2014-2016 |
федеральный бюджет |
108064,4 |
108064,4 |
- |
- |
приобретены 30 единиц оборудования, 16 программных продуктов |
бюджет РБ |
12006,9 |
12006,9 |
- |
- |
|||||
2 |
Разработка и внедрение программного обеспечения для Инжинирингового центра |
Инжиниринговый центр |
2014 |
федеральный бюджет |
13796,9 |
13796,9 |
- |
- |
разработана и внедрена корпоративная система управления проектами |
бюджет РБ |
1532,8 |
1532,8 |
- |
- |
|||||
3 |
Повышение квалификации сотрудников организаций - участниц Кластера |
организации - участницы Кластера (по согласованию) |
2014-2016 |
федеральный бюджет |
1638,7 |
1638,7 |
- |
- |
ежегодно не менее 35 человек, повысивших свою квалификацию |
бюджет РБ |
182,5 |
182,5 |
- |
- |
|||||
4 |
Реконструкция комплекса по производству ВХ и ПВХ |
ОАО "БСК" |
2014-2018 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
увеличена мощность производства ПВХ до 600 тыс. т/год |
5 |
Организация производства антиоксидантов марки "Агидол" |
ОАО "Стерлитамакский нефтехимический завод" |
2014-2015 |
внебюджетные |
- |
- |
- |
- |
организовано производство антиоксидантов на базе "Агидола-110" ("Агидол-110", "Агидол-111", "Агидол-112", "Агидол-168", "Агидол-176") мощностью до 6000 т/год |
6 |
Организация производства синтетических каучуков |
ОАО "Синтез-Каучук" |
2014-2015 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
организовано производство каучуков назначения: эпихлоргидриновых - 1300-1400 т/год; пропиленоксидных - 600-700 т/год |
7 |
Строительство комплекса по производству акриловой кислоты и акрилатов |
ОАО "Газпром-нефтехим Салават" |
2014-2016 |
внебюджетные источники |
35047000,0 |
- |
- |
- |
сооружены: установка по получению сырой акриловой кислоты мощностью 80 тыс. т/год; установка по получению бутил-акрилата (эфира акриловой кислоты и бутанола) производительностью 80 тыс. т/год; установка получения ледяной акриловой кислоты мощностью 35 тыс. т/год |
8 |
Строительство установок производства и концентрирования водорода из установок водородосодержащих газов ОАО "Газпром нефтехим Салават" |
ОАО "Газпром - нефтехим Салават" |
2014-2017 |
внебюджетные источники |
6448000,0 |
- |
- |
- |
сооружены: установка производства водорода мощностью 25000 нм3/час; установка концентрирования водорода из водородосодержащих газов |
9 |
Строительство установки производства гранулированной серы |
ОАО "Газпром-нефтехим Салават" |
2014-2016 |
внебюджетные источники |
5552000,0 |
- |
- |
- |
сооружена установка производства гранулированной серы |
10 |
Модернизация этиленового производства "ЭП-300" |
ОАО "Газпром-нефтехим Салават" |
2014-2015 |
внебюджетные источники |
3469000,0 |
- |
- |
- |
модернизировано этиленовое производство "ЭП-300" |
11 |
Рассмотрение и согласование технологических регламентов установок нефтеперерабатывающих заводов |
ОАО "Газпром-нефтехим Салават" |
2014 |
внебюджетные источники |
746,7 |
746,7 |
- |
- |
технологические регламенты согласованы |
12 |
Разработка проектной, рабочей, сметной и иной технической документации по созданию объекта "III очередь строительства ЗАО "Антипинский НПЗ" |
ГУП ИНХП РБ; ООО "ТехАрс"; ООО "НефтеХимИнжиниринг" |
2014 |
внебюджетные |
298255,4 |
298255,4 |
- |
- |
разработана проектная, рабочая, сметная и иная техническая документация по объектам: установка "ЭЛОУ-АТ-3"; установка гидроочистки дизельного топлива; товарно-сырьевой парк; объекты энергоснабжения; объекты общезаводского хозяйства; установка производства водорода; установка производства элементарной серы; очистные сооружения |
13 |
Авторский надзор за строительством объектов по проекту "III очередь строительства ЗАО "Антипинский НПЗ" |
ГУП ИНХП РБ; ООО "ТехАрс"; ООО "НефтеХимИнжиниринг" |
2014 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
построены объекты: установка "ЭЛОУ-АТ-3"; установка гидроочистки дизельного топлива; товарно-сырьевой парк; объекты энергоснабжения; объекты общезаводского хозяйства; установка производства водорода; установка производства элементарной серы; очистные сооружения |
14 |
Установка гидроочистки дизельного топлива ООО "Пурнефтепереработка" |
ГУП ИНХП РБ; ООО "НефтеХимИнжиниринг" |
2014 |
внебюджетные источники |
20204,4 |
20204,4 |
- |
- |
выполнены услуги по технике безопасности, охране здоровья и охране окружающей среды |
15 |
Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция и техническое перевооружение завода по подготовке конденсата к транспорту для переработки конденсата ачимовских залежей Уренгойского месторождения" в составе стройки "ПИР будущих лет" |
ГУП ИНХП РБ; ООО ПФ "Уралтрубопроводстройпроект"; ООО "НефтеХимИнжиниринг" |
2014-2015 |
внебюджетные источники |
140591,9 |
24832,6 |
115759,3 |
- |
разработана проектная и рабочая документация по объекту "Реконструкция и техническое перевооружение завода по подготовке конденсата к транспорту для переработки конденсата ачимовских залежей Уренгойского месторождения" в составе стройки "ПИР будущих лет" |
16 |
Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция резервуарных парков Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет" |
ГУП ИНХП РБ; ООО "Промэкснерт"; ООО ПФ "Уралтрубопроводстройпроект"; ООО "НефтеХимИнжиниринг" |
2014-2015 |
внебюджетные источники |
37106,9 |
6424,5 |
30682,4 |
- |
разработана проектная и рабочая документация по объекту "Реконструкция резервуарных парков Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет" |
17 |
Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция систем общезаводского хозяйства Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет" |
ГУП ИНХП РБ; ООО ПФ "Уралтрубопроводстройпроект"; ООО "НефтеХимИнжиниринг" |
2014-2015 |
внебюджетные источники |
66804,4 |
9714,9 |
57089,5 |
- |
разработана проектная и рабочая документация по объекту "Реконструкция систем общезаводского хозяйства Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту в составе стройки "ПИР будущих лет" |
18 |
Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция склада завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет" |
ГУП ИНХП РБ; ООО "Промэксперт"; ООО ПФ "Уралтрубопроводстрой проект"; ООО "НефтеХимИнжиниринг" |
2014 |
внебюджетные источники |
6732,4 |
6732,4 |
- |
- |
разработана проектная и рабочая документация по объекту "Реконструкция склада завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет" |
19 |
Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция "УСК-1" Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет" |
ГУП ИНХП РБ; ООО "Промэксперт"; ООО ПФ "Уралтрубопроводстройпроект"; ООО "НефтеХимИнжиниринг" |
2014-2015 |
внебюджетные источники |
68885,0 |
10431,2 |
58453,8 |
- |
разработана проектная и рабочая документация по объекту "Реконструкция "УСК-1" Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет" |
20 |
Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция установки получения дизельного топлива Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет" |
ГУП ИНХП РБ; ООО "ТехАрс"; ООО ПФ "Уралтрубопроводстройпроект"; ООО "НефтеХимИнжиниринг" |
2014-2015 |
внебюджетные источники |
47340,0 |
7432,5 |
39907,5 |
- |
разработана проектная и рабочая документация по объекту "Реконструкция установки получения дизельного топлива Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет" |
21 |
Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция установки получения пропан-бутана Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет" |
ГУП ИНХП РБ, ООО "Промэксперт"; ООО ПФ "Уралфубопроводстройпроект"; ООО "НефтеХимИнжиниринг" |
2014-2015 |
внебюджетные источники |
50773,3 |
9012,3 |
41761,0 |
- |
разработана проектная и рабочая документация по объекту "Реконструкция установки получения пропан-бутана Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет" |
22 |
Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Узел ввода противотурбулентной присадки в магистральный конденсатопровод "Уренгой-Сургут" в составе стройки "ПИР будущих лет" |
ГУП ИНХП РБ; ООО ПФ "Уралтрубопроводстройпроект"; ООО "НефтеХимИнжиниринг" |
2014 |
внебюджетные источники |
17963,0 |
17963,0 |
- |
- |
разработана проектная и рабочая документация по объекту "Узел ввода противотурбулентной присадки в магистральный конденсатопровод "Уренгой-Сургут" в составе стройки "ПИР будущих лет" |
23 |
Выполнение проектно-изыскательских работ для строительства склада горюче-смазочных материалов (топливозаправочного комплекса) "Оренбург" |
ГУП ИНХП РБ; ООО "НефтеХимИнжиниринг" |
2014 |
внебюджетные источники |
21181,7 |
21181,7 |
- |
- |
выполнены проектно-изыскательские работы для строительства склада горюче-смазочных материалов (топливозаправочного комплекса) "Оренбург" |
24 |
Выполнение проектно-изыскательских работ по объектам: "Установка комплексной подготовки газа на Саратовском газоконденсатном месторождении"; "Расширение установки комплексной подготовки газа на Саратовском газоконденсатном месторождении до производительности 2,5 млрд. м3/год" |
ГУН ИНХП РБ; ООО ЭПЦ "Трубопроводсервис" |
2014-2015 |
внебюджетные источники |
355628,9 |
161796,9 |
193832,0 |
- |
выполнены проектно-изыскательские работы по объектам: "Установка комплексной подготовки газа на Саратовском газоконденсатном месторождении"; "Расширение установки комплексной подготовки газа на Саратовском газоконденсатном месторождении до производительности 2,5 млрд. м3/год" |
25 |
Разработка раздела рабочей документации "Технологическая установка стабилизации конденсата" по объекту "Установка стабилизации конденсата ачимовских залежей Надым-Пур-Тазовского региона" |
ГУП ИНХП РБ; ООО "Промэксперт " |
2014 |
внебюджетные источники |
36494,8 |
36494,8 |
- |
- |
разработан раздел рабочей документации "Технологическая установка стабилизации конденсата" по объекту "Установка стабилизации конденсата ачимовских залежей Надым-Пур-Тазовского региона" |
26 |
Разработка проектной документации по площадным сооружениям объекта проектирования "Установка стабилизации конденсата ачимовских залежей Надьгм-Пур-Тазовского региона" |
ГУП ИНХП РБ; ООО ЭПЦ "Трубопроводсервис"; ООО "Промэксперт" |
2014 |
внебюджетные источники |
8826,4 |
8826.4 |
- |
- |
разработана проектная документация по площадным сооружениям объекта проектирования "Установка стабилизации конденсата ачимовских залежей Надым-Пур-Тазовского региона" |
27 |
Разработка проектной и рабочей документации для объекта "Развитие инфраструктуры отгрузки товарного автомобильного топлива ЗАО "Антипинский НПЗ" |
ГУП ИНХП РБ; ООО "ТехАрс"; ООО "НефтеХимИнжиниринг" |
2014 |
внебюджетные источники |
224661,0 |
224661,0 |
- |
- |
разработана проектная и рабочая документация для объекта "Развитие инфраструктуры отгрузки товарного автомобильного топлива ЗАО "Антипинский НПЗ" |
28 |
Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Железнодорожные пути к объектам III очереди строительства ЗАО "Антипинский НПЗ" |
ГУП ИНХП РБ; ООО "НефтеХимИнжиниринг" |
2014 |
внебюджетные источники |
42553,4 |
42553,4 |
- |
- |
разработана проектная и рабочая документация по объекту "Железнодорожные пути к объектам III очереди строительства ЗАО "Антипинский НПЗ" |
29 |
Разработка строительной части рабочей документации комбинированной установки ЛК-2Д "Ильский НПЗ" секции 400 "Глубокая гидроочистка средних дистиллятов, включая колонну фракционирования сжиженных углеводородных газов" |
ГУП ИНХП РБ; ООО "НефтеХимИнжиниринг" |
2014 |
внебюджетные источники |
17252,9 |
17252,9 |
- |
- |
разработана строительная часть рабочей документации комбинированной установки ЛК-2Д "Ильский НПЗ" секции 400 "Глубокая гидроочистка средних дистиллятов, включая колонну фракционирования сжиженных углеводородных газов" |
30 |
Разработка проекта "Реконструкция комплекса очистных сооружений производственных стоков ОАО "УМКК" |
ГУП ИНХП РБ; ООО НПП "Синтез" |
2014 |
внебюджетные источники |
4321,5 |
4321-5 |
- |
- |
разработан проект реконструкции комплекса очистных сооружений производственных стоков ОАО "УМКК" |
31 |
Выполнение оценки воздействия на окружающую среду филиала ОАО "АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим" |
ГУП ИНХП РБ; ФГБОУ ВПО УГНТУ |
2014 |
внебюджетные источники |
500,0 |
500.0 |
- |
- |
выполнена оценка воздействия на окружающую среду филиала ОАО "АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим" |
32 |
Разработка корпоративного стандарта ОАО "АНК "Башнефть" на высококачественные дорожные битумы с учетом отечественного и зарубежного опыта применительно к дорожно-климатическим условиям Республики Башкортостан |
ГУП ИНХП РБ |
2014 |
внебюджетные источники |
5428,0 |
5428,0 |
- |
- |
разработан корпоративный стандарт на дорожные битумы |
33 |
Выполнение технологических расчетов и разработка технологии раскоксования "на ходу" для проектирования печи установки замедленного коксования (секция 5100) ОАО "Татнефть" |
ГУП ИНХП РБ |
2014 |
внебюджетные |
2360,0 |
2360,0 |
- |
- |
разработана технология раскоксовывания "на ходу" для проектирования печи установки замедленного коксования (секция 5100) ОАО "Татнефть" |
34 |
Исследование физико-химических свойств нефтепродуктов и нефтяных фракций для ООО НТЦ "Салаватнефтеоргсинтез" |
ГУП ИНХП РБ |
2014 |
внебюджетные источники |
270,0 |
270,0 |
- |
- |
исследованы физико-химические свойства нефтепродуктов и нефтяных фракций для ООО НТЦ "Салаватнефтеоргеинтез" |
35 |
Исследование октанового числа нефтепродуктов и нефтяных фракций для ООО НТЦ "Салаватнефтеоргсинтез" |
ГУП ИНХП РБ |
2014 |
внебюджетные источники |
270,0 |
270,0 |
- |
- |
исследовано октановое число нефтепродуктов и нефтяных фракций для ООО НТЦ "Салаватнефтеоргеинтез" |
|
Итого |
|
|
федеральный бюджет |
123500,0 |
123500,0 |
- |
- |
|
бюджет РБ |
13722,2 |
13722,2 |
- |
- |
|||||
внебюджетные источники |
51991152,0 |
51453666,5 |
537485,5 |
- |
Список использованных сокращений:
бюджет РБ |
- бюджет Республики Башкортостан; |
ВХ |
- винилхлорид; |
ГУП ИНХП РБ |
- государственное унитарное предприятие "Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан"; |
Кластер |
- нефтехимический территориальный кластер Республики Башкортостан: |
ПВХ |
- поливинилхлорид; |
ПИР |
- проектно-изыскательские работы; |
ФГБОУ ВПО УГНТУ |
- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уфимский государственный нефтяной технический университет"; |
ЦКД |
- Центр коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 декабря 2014 г. N 564 "Об утверждении программы "Развитие нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан" на 2014-2016 годы"
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 16 декабря 2014 г., в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 1 (475) от 12 января 2015 г., ст. 18
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 августа 2015 г. N 294 настоящее постановление признано утратившим силу