Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 30 июня 2003 г. N 363 назначен день голосования на внеочередных выборах губернатора Санкт-Петербурга (первый тур) на 21 сентября 2003 г.
Е., зарегистрированный кандидатом на должность губернатора Санкт-Петербурга, обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность губернатора Санкт-Петербурга М., зарегистрированной решением избирательной комиссии от 5 августа 2003 г. N 112-7 на основании подписей, собранных в ее поддержку.
В подтверждение требования он указал, что 18 августа 2003 г. член Санкт-Петербургской избирательной комиссии с правом совещательного голоса Б. ознакомилась с подписными листами кандидата в губернаторы М. и установила, что подписи исполнены от имени М. разными лицами. В соответствии с пп. 7, 8 ст. 28 Закона Санкт-Петербурга от 18 июня 2003 г. "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - губернатора Санкт-Петербурга" подписи избирателей на этих подписных листах недействительны, так как, если подписной лист не заверен собственноручной подписью кандидата либо эта подпись недостоверна (выполнена от имени одного лица другим лицом), все подписи в таком подписном листе считаются недействительными. В связи с этим заявитель считает, что должно быть признано недействительными более 36 процентов подписей избирателей (при законодательном пороге 25 процентов), а регистрация М. - отменена.
Указанные обстоятельства, по мнению Е., являются вновь открывшимися в соответствии с подп. "а" п. 5 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Санкт-Петербургской избирательной комиссии при производстве проверки ее подписных листов, поступивших в избирательную комиссию 31 июля 2003 г., в ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области и признании незаконными действий ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области при проверке этих подписных листов, полагая, что обжалуемые действия произведены с нарушением действующего законодательства: подлинники подписных листов в расшитом виде направлены в ГУВД и во время проверки находились вне помещения избирательной комиссии; ей и ее представителям не предоставили возможность присутствовать при проверке подписных листов в ГУВД, и она не была о ней уведомлена.
Санкт-Петербургский городской суд решением от 11 сентября 2003 г. в удовлетворении заявления Е. отказал; заявление М. удовлетворил частично: признал незаконными действия Санкт-Петербургской избирательной комиссии в части передачи подлинных подписных листов, представленных М., в ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в остальной части в удовлетворении заявления отказал.
В кассационном представлении прокурор прокуратуры Санкт-Петербурга, участвующий в деле, просил отменить решение суда в части отказа в заявлении Е. и в части удовлетворения требования М. и дело направить на новое рассмотрение, полагая, что суд допустил нарушения норм материального и процессуального права.
Е. в кассационной жалобе просил отменить решение суда в части отказа в его требовании. По его мнению, суд ошибочно не признал вновь открывшимся обстоятельством сведения, предоставленные Б., о том, что подписи от имени М. в подписных листах выполнены разными лицами.
Санкт-Петербургская избирательная комиссия в кассационной жалобе также просила об отмене решения суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 17 сентября 2003 г. Решение оставила без изменения, указав следующее.
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть из этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки.
Согласно ст. 29 Закона Санкт-Петербурга "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - губернатора Санкт-Петербурга" Санкт-Петербургская избирательная комиссия не позднее чем через 5 дней после приема подписных листов и приема иных необходимых документов для регистрации кандидата обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата.
М. зарегистрирована кандидатом на должность губернатора Санкт-Петербурга решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 5 августа 2003 г.
Проведение даже избирательной комиссией повторной проверки подписных листов, представленных в поддержку кандидата, противоречит федеральному и местному законодательству, закону о выборах, ограничивающим такую проверку определенным сроком, представляемым избирательной комиссии для принятия решения о возможности регистрации кандидата, и не допускающим пересмотра закрепленных протоколом итогов проверки подписных листов после принятия решения о регистрации. При таком положении исследование подписных листов, представленных М., проведенное членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса Б., не является юридически значимым, и суд правильно не согласился с доводами Е. об обоснованности его требования.
В случае проведения повторной проверки подписных листов одного из кандидатов будет нарушен закрепленный в ст. 39 названного выше Федерального закона принцип равенства зарегистрированных кандидатов.
В соответствии с подп. "а" п. 5 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным в п. 23 ст. 38 этого Закона.
Отказывая в удовлетворении заявления Е., суд правильно исходил из того, что нельзя признать вновь открывшимися обстоятельствами сведения, поступившие от Б. 18 августа 2003 г., о том, что якобы на подписных листах подписи от имени М. выполнены разными лицами.
В соответствии со сложившейся практикой под вновь открывшимися обстоятельствами следует понимать такие обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.
Обстоятельства, на которые ссылается Е. в обоснование своего требования, таковыми не являются.
Доводы кассационной жалобы и кассационного представления прокурора о том, что суд незаконно отклонил ходатайство Е. о назначении экспертизы для определения достоверности подписей М. на спорных подписных листах, необоснованны, поскольку повторная проверка подписных листов действующим законодательством не предусмотрена, а установление после регистрации недостоверных подписей не является вновь открывшимся обстоятельством.
Нет оснований к отмене решения суда в части удовлетворения заявления М. о признании незаконными действий Санкт-Петербургской избирательной комиссии в части передачи подлинных подписных листов с подписями избирателей в ее поддержку в ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В соответствии с действующим избирательным законодательством специалисты ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области по поручению избирательной комиссии вправе осуществлять проверку подписных листов кандидатов на должность губернатора.
Однако нельзя признать законной передачу в ГУВД Санкт-Петербурга подлинных подписных листов в поддержку кандидата М., не заверенных избирательной комиссией, в расшитом виде, без принятия мер к их сохранности. Судом установлено, что к подлинным подписным листам имели доступ посторонние лица, подписные листы передавались не лично привлеченному к исследованию эксперту, а другому лицу. В материалах проверки ГУВД имеется большое количество подписных листов, в нумерации которых использован индекс "а", но такие подписные листы М. не представлялись.
Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что избирательная комиссия, передав подлинные подписные листы, представленные М., в ГУВД Санкт-Петербурга без соблюдения порядка такой передачи и обеспечения сохранности подписных листов, действовала незаконно.
Согласно п. 5 Порядка проверки подписей избирателей, утвержденного Санкт-Петербургской избирательной комиссией, после подписания акта приемки подписных листов руководитель рабочей группы обеспечивает их надлежащее хранение, исключающее доступ посторонних лиц к подписям избирателей.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона Санкт-Петербурга "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - губернатора Санкт-Петербурга" избирательная комиссия устанавливает порядок пересылки и хранения избирательных документов.
Данные требования не были выполнены, и суд обоснованно в этой части удовлетворил заявление М.
Доводы кассационного представления и кассационной жалобы избирательной комиссии о том, что суд неправильно применил положения Закона Санкт-Петербурга "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - губернатора Санкт-Петербурга" и Порядка проверки подписей избирателей, нельзя признать обоснованными. Выводы суд сделал, проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие поставленные в заявлении М. вопросы, учитывая собранные по делу доказательства.
Ссылка на то, что М. была зарегистрирована кандидатом на должность губернатора Санкт-Петербурга, не опровергает выводы суда о том, что, направив подлинные подписные листы в поддержку кандидатуры М. в ГУВД без принятия мер к их сохранности и доступа к ним посторонних лиц, избирательная комиссия нарушила требования закона, и не может служить поводом к отмене решения суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Санкт-Петербургского городского суда оставила без изменения, кассационное представление прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга и кассационные жалобы Е. и председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2003 г. "Установление недостоверных подписей на подписных листах, представленных в поддержку кандидата в депутаты, после регистрации кандидата не является вновь открывшимся обстоятельством" (извлечение)
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2004 г., N 4