Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 23 сентября 2003 г. N 92-Г03-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании 23 сентября 2003 года гражданское дело по кассационному представлению первого заместителя прокурора Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 13 августа 2003 года по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению в части п.10 постановления Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2003 года N 233 "О мерах по усилению государственного контроля в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и усилению профилактики алкоголизма на территории Республики Тыва".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшей отменить решение суда в части отказа прокурору в удовлетворении заявления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п.10 постановления Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2003 года N 233 в части, ссылаясь на то, что указанным выше пунктом утвержден Порядок изъятия из незаконного оборота и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ее учета и передачи в собственность государства на территории Республики Тыва, а также Положение о порядке направления на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Утверждение Положения и Порядка противоречит ст.25 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которой изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция.
Положением о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 года N 883 определен порядок направления на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующих государственным стандартам и техническим условиям.
Таким образом, принятие правил изъятия, конфискации из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Правительство Республики Тыва вторглось в сферу компетенции Российской Федерации.
Представитель заявителя по доверенности К. заявление поддержала по основаниям, указанным в нем, пояснив о том, что оспариваемое постановление вместе с Положением и Порядком опубликовано на тувинском языке в газете "Шын". На государственном языке Российской Федерации в газете "Тувинская правда" опубликовано только само постановление. Однако им оспаривается п.10 постановления, ввиду чего просила об удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п.10 постановления Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2003 года N 233 в части утверждения Порядка изъятия из незаконного оборота и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ее учета и передачи в собственность государства на территории Республики Тыва, а также Положения о порядке направления на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Представитель Правительства Республики Тыва по договоренности заявление не признала, пояснив о том, что ст.3 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 указанного выше закона установление правил изъятия, конфискации из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции к предмету ведения Российской Федерации не отнесено.
Согласно ст.6 Федерального закона проведение государственного контроля за качеством, объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе через введение специальных защитных мер в отношении предназначенной для розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 и пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в области установления правил изъятия, конфискации из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Решением Верховного суда Республики Тыва от 13 августа 2003 года заявление прокурора удовлетворено частично. Оспариваемое положение признано недействующим и не подлежащим применению. В остальной части в удовлетворении заявления прокурору отказано.
В кассационном представлении прокурора поставлен вопрос об отмене решения суда в части отказа прокурору в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Как видно из материалов дела и установлено судом, оспариваемое постановление и прилагаемые к нему Порядок изъятия и незаконного оборота и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ее учета и передачи в собственность государства на территории Республики Тыва, а также Положение о порядке направления на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции опубликованы на тувинском языке в газете "Шын" N 72 (16683) от 28 июня 2003 года.
В NN 75-76 от 4 июля 2003 года газеты "Тувинская правда", выходящей на русском языке, опубликован только текст постановления без приложений.
Согласно ст.68 Конституции Российской Федерации и ст.3 Закона РФ от 25 октября 1991 года за N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Как следует из ст.13 Закона РФ от 25 октября 1991 года за N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты республик наряду с официальным опубликованием на государственном языке Российской Федерации могут официального публиковаться на государственных языках республик.
Как правильно указал суд в решении по смыслу данной нормы под официальным опубликованием понимается опубликование закона на государственном языке Российской Федерации, т.е. на русском языке.
В соответствии со ст.6 Закона Республики Тыва конституционные законы Республики Тыва, законы Республики Тыва, иные нормативные правовые акты Республики Тыва вступают в силу одновременно на всей территории Республики Тыва после их официального опубликования, если федеральными законами, законами Республики Тыва или иными нормативными правовыми актами Республики Тыва не установлен другой порядок вступления их в силу.
Оспариваемым постановлением иной порядок вступления его в силу не установлен.
Поскольку оспариваемые Положение и Порядок не были опубликованы на русском языке, суд обоснованно указал в решении, что их нельзя считать официально опубликованными.
Поскольку названные выше Положение и Порядок не были официально опубликованы и они являются неотъемлемой частью постановления Правительства Республики Тыва, суд правильно исходил из того, что они являются недействующими и не подлежащими применению, а следовательно, оспариваемое положение постановления Правительства Республики Тыва ввиду того, что оно не имеет самостоятельного значения без прилагаемых к нему Положения и Порядка, фактически не может быть проверено на соответствие федеральному законодательству. В порядке нормоконтроля могут быть проверены на соответствие федеральному законодательству лишь действующие правовые нормы. Без анализа норм, содержащихся в названных выше Порядке и Положении, невозможно сделать вывод о соответствии, либо несоответствии оспариваемого пункта постановления Правительства Республики Тыва федеральному законодательству. На соответствие федеральному законодательству проверяется не название Порядка и Положения, а содержание правовых норм.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационного представления прокурора не могут повлечь отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст.360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Верховного суда Республики Тыва от 13 августа 2003 года оставить без изменения, а кассационное представление первого заместителя прокурора Республики Тыва - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2003 г. N 92-Г03-8
Текст определения официально опубликован не был