Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 11 декабря 1999 г. N 78-Г99-83
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании от 11 декабря 1999 года дело по жалобам Санкт-Петербургского отделения объединения "Яблоко" (региональная партия центра), Ковалева Алексея Анатольевича, Вдовина Юрия Иннокентьевича, Чулаки Михаила Михайловича об оспаривании законности действий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга при принятии им постановления от 8 октября 1999 года N 207 "О правомочности заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" и решения от 8 октября 1999 года о принятии Закона Санкт-Петербурга "О сокращении срока полномочий и проведении досрочных выборов главы исполнительной власти Санкт-Петербурга" по жалобам Чулаки М.М. и Вдовина Ю.И., о признании незаконным Закона Санкт-Петербурга от 8 октября 1999 года, N 208-29 "О сокращении срока полномочий и проведении досрочных выборов главы исполнительной власти Санкт-Петербурга", а также об оспаривании законности действий Губернатора Санкт-Петербурга по подписанию Закона Санкт-Петербурга "О сокращении срока полномочий и проведении досрочных выборов главы исполнительной власти Санкт-Петербурга" и об его официальном опубликовании по кассационной жалобе заявителей на решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 ноября 1999 года, которым в удовлетворении указанных жалоб отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителя Санкт-Петербургского отделения объединения "Яблоко" Шишлова А.В., представителя Чулаки М.М.- адвоката Осоцкого А.И., представителя объединения "Яблоко" Уланова А.Р., депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ковалева А.А., представителя Губернатора Санкт-Петербурга Митяниной А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда подлежащим отмене, а жалобы заявителей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
8 октября 1999 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принято постановление N 207 "О правомочности заседаний Законодательного Собрания", которым внесены изменения в пункты 3, 13, 51 и 52 Регламента заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Законодательного Собрания от 22 декабря 1994 года N 9. Согласно этим изменениям заседание Законодательного Собрания открывается и правомочно принимать юридические акты, законы и постановления при наличии в зале заседания "большинства от установленного числа депутатов", вместо "не менее двух третей от числа избранных депутатов", как было предусмотрено ранее. Постановление вступило в силу со дня его принятия.
В тот же день, 8 октября 1999 года, Законодательным Собранием принят Закон Санкт-Петербурга N 208-29 "О сокращении срока полномочий и проведении досрочных выборов главы исполнительной власти Санкт-Петербурга", которым сокращен срок полномочий Губернатора Санкт-Петербурга, установлен день окончания этого срока - 6 января 2000 года, выборы Губернатора Санкт-Петербурга назначены на 19 декабря 1999 года, т.е. на день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Санкт-Петербургское отделение объединения "Яблоко" (региональная партия центра), а также Ковалев А.А. - депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Чулаки М.М. и Вдовин Ю.И. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с жалобами, объединенными судом в одно производство, о признании незаконными указанных правовых актов и неправомерными действий Законодательного Собрания и Губернатора Санкт-Петербурга при принятии этих актов, подписании и официальном опубликовании Закона от 08.10.99 г.
Решением Санкт-Петербургского Городского Суда от 15 ноября 1999 года в удовлетворении жалоб отказано.
В кассационной жалобе представитель Санкт-Петербургского объединения "Яблоко" Шишлов А.В., адвокат Осоцкий А.И., представляющий интересы Вдовина Ю.И. по доверенности, Чулаки М.М. и Ковалев А.А. просят отменить решение Санкт-Петербургского городского суда и вынести новое решение по делу об удовлетворении их жалоб, ссылаясь не несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение материального закона.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Санкт-Петербургского городского суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказ в удовлетворении заявленных требований суд мотивировал тем, что допущенные нарушения Регламента заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в ходе внесения в него постановлением N 207 от 8 октября 1999 года изменений, касающихся правомочности заседаний и порядка принятия нормативно-правовых актов (законов Санкт-Петербурга), признаны Законодательным Собранием несущественными и оснований для переоценки данного решения коллегиального органа не имеется, поскольку право определиться в этом вопросе предоставлено самим депутатам, при принятии Закона Санкт-Петербурга N 208-29 "О сокращении срока полномочий и проведении досрочных выборов главы исполнительной власти Санкт-Петербурга" был соблюден Регламент с учетом внесенных в него изменений, Закон принят большинством голосов от установленного числа депутатов.
С такими выводами суда согласиться нельзя.
В соответствии с пунктами 3, 13, 51 и 52 Регламента заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в их первоначальной редакции заседание Законодательного Собрания признавалось правомочным и могло принимать юридические акты, законы и постановления, если на нем присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов.
Следовательно, для принятия постановления о внесении изменений в Регламент требовалось присутствие на заседании Законодательного Собрания не менее двух третей от числа избранных депутатов. Как следует из стенограммы заседания от 08.10.99 г., на нем присутствовало 26 депутатов из 50 депутатов, избранных согласно решению Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 24.12.98 г. (т.3, л.д.20). При таком числе присутствующих депутатов заседание Законодательного Собрания в соответствии с действующими на то время нормами Регламента считалось неправомочным и не вправе было принимать постановление N 207 от 08.10.99 г. "О правомочности заседаний Законодательного Собрания", которым были внесены вышеназванные изменения в Регламент заседаний. В этой связи данное постановление является недействительным со дня его издания, как принятое законодательным органом в неправомочном составе.
Поскольку в установленном порядке изменения в Регламент заседаний внесены не были, то для принятия Закона Санкт-Петербурга от 08.10.99 г. N 208-29 "О сокращении срока полномочий и проведении досрочных выборов главы исполнительной власти Санкт-Петербурга" требовалось участие в заседании Законодательного Собрания не менее двух третей от числа избранных депутатов. Названного количества депутатов при принятии указанного Закона не было, по данным стенограммы на заседании присутствовало 26 из 50 избранных депутатов.
Кроме того, суду представлены доказательства о том, что на заседании 08.10.99 г. в действительности присутствовало менее указанного в стенограмме число депутатов, вследствие чего заседание считалось неправомочными не могло принимать правовые акты, законы и постановления даже в том случае, если бы требовалось участие большинства от установленного числа депутатов.
Суд признал в качестве доказательства о числе участвовавших в заседании депутатов лишь результаты электронного голосования. Это противоречит требованиям ст.ст.49, 56 ГПК РСФСР, в соответствии с которыми доказательствами являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
С учетом этого выводы суда об установленных обстоятельствах должны основываться на оценке всех представленных доказательств в их совокупности, несогласие с теми или иными доказательствами в решении суда должны быть мотивированы (ч.4 ст.197 ГПК РСФСР).
Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Гладков Ю.П., Щелканов А.А., будучи допрошенными судом в качестве свидетелей, а также депутаты Пирогов М.И., Матвеев И.Б. и Ковалев А.А., значащиеся участвовавшими в заседании 08.10.99 г. и голосовавшими принимаемые в этот день акты, отрицали свое участие в заседании, указывая на фальсификацию результатов путем использования при голосовании не учтенных дубликатов принадлежащих им электронных ключей. Депутат Артемьев И.Б. подтвердил в судебном заседании факт использования поддельных ключей при голосовании за этих депутатов.
Суд безмотивно подверг сомнению объективность этих показаний, хотя заинтересованными лицами доказательств, опровергающих их достоверность, представлено не было.
Суду также представлены письменные доказательства о том, что депутат Селиванов В.Н. 08.10.99 г. находился в командировке в г.Москве и объективно не мог участвовать в заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Данные обстоятельства подтверждаются распоряжением от 06.10.99 г. о командировании В.Н. Селиванова, его проездными документами, отметками об убытии и прибытии на командировочном удостоверении, отчетом о командировке, данными об оплате за проживание в гостинице, произведенной 08.10.99 г. в 15.28, финансовыми документами.
Суд критически отнесся к этим документам, сославшись на их представление заинтересованной стороной, тогда как в силу ст.50 ГПК РСФСР именно сторонами и другими лицами участвующими в деле представляются доказательства. Доказательств недостоверности либо фальсификации этих документов не имеется.
Отсутствие одного лишь Селиванова В.Н. свидетельствует о том, что в заседании 08.10.99 г. не было даже большинства от установленного числа депутатов.
Ссылка суда на то, что Селиванов В.Н. был зарегистрирован при открытии заседания 07.10.99 г., несостоятельна. Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в своем Постановлении от 20 июля 1999 г. N 12-П, личное участие депутата в голосовании является обязательным для всех участников законодательного процесса, несоблюдение данного требования после принятия настоящего Постановления влечет незаконность правового акта по порядку его принятия.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что оспариваемые правовые акты были приняты с нарушением установленной процедуры, на неправомочных заседаниях Законодательного Собрания.
При таких обстоятельствах жалобы заявителей о признании недействительными этих правовых актов являются обоснованными. По этим же причинам и следует признать неправомерными действия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, допустившего проведение заседания и принятие правовых актов в неправомочном составе, и Губернатора Санкт-Петербурга, подписавшего и передавшего для официального опубликования Закон от 08.10.99 г. о проведении досрочных выборов без проверки законности процедуры его принятия.
Наряду с решением суда подлежит отмене и частное определение суда, содержащее предложение о принятии мер по устранению нарушений в работе законодательного органа.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в кассационном порядке в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела, неправильным толкованием материального закона и существенным нарушением норм процессуального права судом (п.п.3, 4 ст.306 ГПК РСФСР). Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных материалов, судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение, не передавая дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь п.4 ст.305 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 ноября 1999 года отменить и постановить новое решение, которым жалобы заявителей удовлетворить.
Признать недействительными постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 8 октября 1999 года N 207 "О правомочности заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" и Закон Санкт-Петербурга "О сокращении срока полномочий и проведении досрочных выборов главы исполнительной власти Санкт-Петербурга" от 10 октября 1999 года N 208-29, а также неправомерными действия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга при принятии, подписании и опубликовании указанных правовых актов.
Частное определение, вынесенное Санкт-Петербургским городским судом по данному делу, отменить.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Верховного Суда РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 декабря 1999 г. N 78-Г99-83
Текст документа официально опубликован не был