Решение Верховного Суда Республики Башкортостан по гражданскому делу
от 5 ноября 2014 г. N 3г-78/2014
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания <данные изъяты>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании несоответствующим закону и недействующим пунктов 1.2.3, 1.3.3 приложения к постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 ноября 2013 года N 569 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Башкортостан на 2014 год" в части установления тарифов на второе полугодие 2014 года, дифференцированных по трем зонам суток в пиковой зоне, установил:
Прокурор Республики Башкортостан обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании отдельных положений пунктов 1.2.3, 1.3.3 приложения к постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 ноября 2013 года N 569 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Башкортостан на 2014 год" противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не подлежащим применению. В обоснование заявления указал, что в ходе проверки правомерности установления тарифов в сфере электроснабжения выявлено нарушение требований федерального законодательства Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам, а именно нарушен порядок расчета тарифа на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, и населения, проживающего в сельских населенных пунктах, при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, на 2014 год.
Так, расчет тарифов за 1 кВт*ч электроэнергии, дифференцированных по трем зонам суток в пиковой зоне, для вышеуказанных категорий населения должен производиться путем математического умножения соответствующего тарифа, дифференцированного по трем зонам суток в пиковой зоне, в размере 2,42 рубля (пункт 1.1.3 оспариваемого приложения) на понижающий коэффициент 0,7, предусмотренный пунктом 3 постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 ноября 2013 года N 569 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Башкортостан на 2014 год" и с учетом понижающего коэффициента 0,7 должен составлять 1,694 рубля (2,42 рубля х 0,7 = 1,694 рубля). Применяя математическое округление полученного тарифа, дифференцированного по трем зонам суток в пиковой зоне для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, и населения, проживающего в сельских населенных пунктах, при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, тариф на 1 кВт*ч должен составлять 1,69 рублей.
Однако пунктами 1.2.3 и 1.3.3 приложения к постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 ноября 2013 года N 569 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Башкортостан на 2014 год" указанный тариф установлен в размере 1,7 рублей, что влечет нарушение прав граждан в связи с необоснованно завышенной платой за энергоресурсы.
В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Башкортостан - прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Республики Башкортостан Графинин Д.А. заявление поддержал, просил удовлетворить.
Представители Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам Пичужкина Е.Ю., Ареткулова Г.Р. требования прокурора Республики Башкортостан считают необоснованными, просили в удовлетворении заявления отказать. В предыдущих судебных заседания пояснили, что тарифы на электрическую энергию на 2014 год были рассчитаны и установлены в соответствии с разъяснениями Федеральной службы по тарифам от 18 апреля 2014 года N 4-2338 о том, что тарифы, дифференцированные по 2 и 3 зонам суток в пиковой зоне суток, не должны быть равны.
Представитель Федеральной службы по тарифам в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно телефонограммой.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа власти, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Федеральной службы по тарифам.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В пункте 1 статьи 23 вышеуказанного Федерального закона говорится о том, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
В силу пункта 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
С 1 июля 2012 г. в зависимости от региональных особенностей и социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, к тарифам на электрическую энергию для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
В зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, применяется понижающий коэффициент от 0,7 до 1 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года N 614, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 ноября 2013 года N 569).
Согласно пункту 1.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного 5 сентября 2013 года N 404, в редакции Постановления Правительства РБ от 12 мая 2014 года N 220 (далее - Положение), Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Башкортостан, а также контроль над их применением.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 ноября 2013 года N 569 (в редакции Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 19 марта 2014 года N 63) утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Башкортостан на 2014 год.
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 17 декабря 2013 года N 4072, опубликован 28 декабря 2013 года на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, и в газете "Республика Башкортостан", N 58, 28 марта 2014 года. Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 19 марта 2014 года N 63 "О внесении изменений в Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 ноября 2013 года N 569 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Республике Башкортостан на 2014 год" зарегистрировано в Управлении РБ по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 29 апреля 2014 года N 4711, опубликовано на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 16 мая 2014 года, газете "Республика Башкортостан", N 125 (28110), 27 июня 2014 года.
В пункте 3 вышеуказанного постановления предписано для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, и для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, к тарифам на электрическую энергию применять понижающий коэффициент 0,7.
В приложении к данному постановлению утвержден тариф на 1 кВт*ч электроэнергии для населения (за исключением населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, и для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели) на второе полугодие 2014 года: дифференцированный по трем зонам суток в пиковой зоне в размере 2,42 рубля (пункт 1.1.3).
В пунктах 1.2.3 и 1.3.3 приложения установлен тариф, дифференцированный по трем зонам суток в пиковой зоне для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, и для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, в размере 1,7 рубля.
Положения части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт. Однако представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам таких доказательств по настоящему гражданскому делу не представил.
Ссылка представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам на письмо Федеральной службы по тарифам от 18 апреля 2014 года N 4-2338 является несостоятельной, поскольку данное письмо не носит нормативный или обязательный характер и не содержит указаний о порядке округления при расчете тарифа на электроэнергию.
Специальный порядок округления при расчете тарифа за 1 кВт*ч электроэнергии, дифференцированных по трем зонам суток в пиковой зоне для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, и для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, не определен ни в Законе об электроэнергетике, ни в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, ни в Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (с последующими изменениями), ни в других нормативных правовых актах.
При таких обстоятельствах, подлежит применению общепринятый принцип округления целых чисел с остатками неполного числа, а именно округление до двух знаков после запятой по правилам математического округления.
Следовательно, расчет тарифа за 1 кВт*ч электроэнергии, дифференцированных по трем зонам суток в пиковой зоне для вышеуказанной категории населения (пункты 1.2.3 и 1..3.3 оспариваемого приложения), должен производиться путем математического умножения соответствующего тарифа, дифференцированного по трем зонам суток в пиковой зоне, в размере 2,42 рубля (пункт 1.13 оспариваемого приложения) на понижающий коэффициент 0,7 и будет составлять на второе полугодие 2014 года 1,694 рубля (2,42 рубля х 0,7 = 1,694 рубля), а в случае математического округления 1,69 рубля.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "пункт 1.13" имеется в виду "пункт 1.1.3"
Установление в пунктах 1.2.3 и 1.3.3 приложения к постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 ноября 2013 года N 569 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Башкортостан на 2014 год" вышеуказанного тарифа в большем размере 1,7 рубля влечет нарушение прав граждан в связи с необоснованным завышением платы за энергоресурсы.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Право прокурора в пределах своей компетенции на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части закреплено части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, требование прокурора о признании несоответствующим закону и недействующим пунктов 1.2.3, 1.3.3 приложения к постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 ноября 2013 года N 569 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Башкортостан на 2014 год" в части установления тарифов на второе полугодие 2014 года, дифференцированных по трем зонам суток в пиковой зоне, подлежит удовлетворению.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
На основании части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Башкортостан решил:
заявление прокурора Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать недействующими пункты 1.2.3, 1.3.3 приложения к постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 ноября 2013 года N 569 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Башкортостан на 2014 год" в части установления тарифов на второе полугодие 2014 года, дифференцированных по трем зонам суток в пиковой зоне, с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы и апелляционного представления через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Верховного Суда |
Г.А. Тазетдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Башкортостан по гражданскому делу от 5 ноября 2014 г. N 3г-78/2014
Текст решения официально опубликован не был