Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С. Эбзеева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Губернатора Корякского автономного округа, установил:
1. Согласно пункту 4 статьи 7 Закона Корякского автономного округа от 14 ноября 2001 года "О порядке согласования Думой Корякского автономного округа отдельных должностных лиц Администрации Корякского автономного округа для назначения на должность и принятия решения о недоверии им" принятие Думой Корякского автономного округа решения о недоверии должностным лицам Администрации Корякского автономного округа, в назначении которых на должность она принимала участие, влечет немедленное освобождение их от должности. На основе подпункта "г" пункта 3 статьи 39 Устава (Основного Закона) Корякского автономного округа в пункте 2 статьи 1 названного Закона установлен перечень таких должностных лиц: вице-губернатор, начальник финансового управления, председатель комитета по управлению государственным имуществом и управляющий делами.
В запросе Губернатора Корякского автономного округа в Конституционный Суд Российской Федерации утверждается, что пункт 4 статьи 7 Закона Корякского автономного округа "О порядке согласования Думой Корякского автономного округа отдельных должностных лиц Администрации Корякского автономного округа для назначения на должность и принятия решения о недоверии им" противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, поскольку ограничивает высшее должностное лицо округа в его полномочии по формированию высшего органа исполнительной власти, определенном Уставом (Основным Законом) и законами Корякского автономного округа, а также нарушает конституционный принцип самостоятельности исполнительной власти, позволяя Думе - посредством выражения недоверия должностным лицам Администрации, влекущего немедленное освобождение их от должности, - вмешиваться в ее деятельность без установления правовых оснований такого вмешательства.
2. Вопрос об участии законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в назначении на должность и освобождении от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В постановлениях от 18 января 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края, от 1 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области, от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области и от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также в Определении от 14 января 2003 года N 1-О по запросу Правительства Кировской области о проверке конституционности положений пунктов "л", "м" статьи 42 и пункта "г" статьи 55 Устава (Основного Закона) Кировской области Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в конституции (уставе) субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены положения об участии его законодательного (представительного) органа в формировании исполнительного органа власти, однако при условии, что конституционное (уставное) регулирование в целом создает систему сдержек и противовесов и при этом обеспечивается баланс законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из того, что само по себе право законодательного (представительного) органа на участие в формировании исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем признал нарушающими самостоятельность исполнительной власти положения конституций (уставов) ряда субъектов Российской Федерации, которыми закрепляется необходимость согласия законодательного (представительного) органа на освобождение от должности должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 года сбалансированность полномочий и стабильность двух властей достигаются только в том случае, если полномочия одного органа уравновешиваются адекватными полномочиями другого, поэтому право представительного органа выражать недоверие должностным лицам администрации, если решение о недоверии понимается как основание для обязательного ухода в отставку соответствующих должностных лиц, не может быть истолковано иначе как ограничение полномочий главы администрации.
Все названные постановления Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют свою силу, а выраженные в них правовые позиции и выводы являются общеобязательными.
3. По смыслу статьи 125 (пункт "б" части 2 и часть 6) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих ее положений пункта 1 части первой статьи 3, статей 6 и 36, пункта 3 части первой статьи 43, частей второй и третьей статьи 79, статьи 85, пункта 2 части первой и частей третьей и четвертой статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации, придя к выводу о том, что в обращении оспариваются такие же нормативные положения, какие ранее были признаны им не соответствующими Конституции Российской Федерации, своим решением в форме определения подтверждает, что эти положения также являются не соответствующими Конституции Российской Федерации и как таковые не могут иметь юридической силы, а потому дальнейшее производство по запросу прекращает.
Закон Корякского автономного округа "О порядке согласования Думой Корякского автономного округа отдельных должностных лиц Администрации Корякского автономного округа для назначения на должность и принятия решения о недоверии им", устанавливая право Думы округа принимать решение о недоверии отдельным должностным лицам, предусматривает такое правовое последствие выражения недоверия, как обязательность немедленного освобождения этих лиц от должности (пункт 2 статьи 1, пункты 1 и 4 статьи 7).
Таким образом, положение, содержащееся в пункте 4 статьи 7 Закона Корякского автономного округа "О порядке согласования Думой Корякского автономного округа отдельных должностных лиц Администрации Корякского автономного округа для назначения на должность и принятия решения о недоверии им", является таким же, как положения, признанные Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации в постановлениях, сохраняющих свою силу, а потому оно также не соответствует Конституции Российской Федерации и не может иметь юридической силы.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 и частями третьей и четвертой статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Положение пункта 4 статьи 7 Закона Корякского автономного округа "О порядке согласования Думой Корякского автономного округа отдельных должностных лиц администрации Корякского автономного округа для назначения на должность и принятия решения о недоверии им", предусматривающее, что принятие Думой Корякского автономного округа решения о недоверии должностным лицам Администрации Корякского автономного округа, в назначении которых на должность она принимала участие, влечет немедленное освобождение их от должности, является аналогичным положениям, которые ранее были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, также не соответствует Конституции Российской Федерации, утрачивает силу, не может применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежит отмене в установленном порядке. Положения иных нормативных актов, аналогичные данному положению, также утрачивают силу.
2. Прекратить дальнейшее производство по запросу Губернатора Корякского автономного округа, поскольку для разрешения поставленного в нем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2003 г. N 250-О "По запросу Губернатора Корякского автономного округа о проверке конституционности пункта 4 статьи 7 Закона Корякского автономного округа "О порядке согласования Думой Корякского автономного округа отдельных должностных лиц Администрации Корякского автономного округа для назначения на должность и принятия решения о недоверии им"
Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2004 г., N 3