Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
VIII. Рекомендации по проведению юридической экспертизы
39. Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы муниципального акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, полномочий органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, Конституции Республики Башкортостан, законодательства Республики Башкортостан, устава муниципального образования. Рекомендуется также оценить соответствие муниципального акта требованиям юридической техники (в том числе проверить наличие необходимых реквизитов).
40. Не проводится юридическая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных актов, муниципальных актов о внесении изменений в муниципальные акты и не устанавливающих новых норм права, а также муниципальных актов, срок действия которых истек на момент проведения экспертизы.
41. Повторную юридическую экспертизу рекомендуется проводить в следующих случаях:
принят новый нормативный правовой акт Российской Федерации, Республики Башкортостан или внесены изменения (дополнения) в устав муниципального образования;
есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в муниципальном акте противоречие федеральному законодательству, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования, и экспертное заключение должно быть изменено.
42. При поступлении муниципального акта, вносящего изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный акт, рекомендуется проводить юридическую экспертизу измененного (дополненного) муниципального акта и составлять экспертное заключение на измененный (дополненный) муниципальный акт.
Если муниципальный акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный акт, устанавливает также новые нормы или вносит изменения (дополнения) в большое количество муниципальных актов, возможно составление экспертного заключения на муниципальный акт о внесении изменений (дополнений).
43. При проведении юридической экспертизы муниципальных актов, признающих утратившими силу другие муниципальные акты, рекомендуется оценивать полномочия органа, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены муниципального акта.
44. Юридическая экспертиза муниципального акта, принятого совместно органами местного самоуправления нескольких муниципальных образований, проводится по тому муниципальному образованию, который указан первым в числе подписавших акт.
45. Цели, задачи и предмет правового регулирования акта рекомендуется проанализировать на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, Республики Башкортостан, полномочиям органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, вопросам местного значения, переданных государственных полномочий, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотреть с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 71, 72, 73, 76), федеральными законами и Конституцией Республики Башкортостан.
При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере рекомендуется выявить место рассматриваемого муниципального акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Прежде всего, рекомендуется установить, во исполнение или в соответствии с каким нормативным правовым актом Российской Федерации, Республики Башкортостан принят муниципальный акт, соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, Конституции Республики Башкортостан, законодательстве Республики Башкортостан, уставе муниципального образования. В целях изучения состояния правового регулирования рекомендуется проанализировать не только федеральное законодательство и законодательство Республики Башкортостан, но и решения Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Республики Башкортостан, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных органов судебной власти. Следует также учесть все изменения (дополнения), внесенные в федеральное законодательство и законодательство Республики Башкортостан.
Особого внимания требует оценка полномочий органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления на принятие муниципального акта. Основные полномочия органов местного самоуправления установлены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Кроме того, целый ряд федеральных законов, законов Республики Башкортостан также содержит соответствующие положения, закрепляющие полномочия органов местного самоуправления (Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие).
Анализ конкретных правовых норм является наиболее сложным этапом проведения юридической экспертизы и, как правило, выходит за рамки буквального сопоставления положений муниципального акта и норм законодательства. Рекомендуется изучить смысл нормы, а также правовые последствия ее применения. В некоторых случаях рекомендуется рассмотреть несколько правовых актов, содержащих части нормы (например, диспозитивная часть и санкции могут содержаться в различных актах).
При анализе конкретных правовых норм могут возникать расхождения между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения (коллизия правовых актов). В данном случае рекомендуется руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.
46. В ряде случаев проведение юридической экспертизы связано с изучением порядка принятия муниципальных актов, предусмотренного законодательством.
47. В ходе юридической экспертизы рекомендуется оценить также соблюдение правил юридической техники при подготовке муниципального акта, т. е. наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии.
Как правило, муниципальный акт имеет следующие реквизиты:
форма муниципального акта;
наименование органа, принявшего муниципальный акт (в целях определения полномочий данного органа);
название муниципального акта, в котором должен быть в краткой форме отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию муниципального акта;
дата и место принятия и (или) подписания муниципального акта;
номер муниципального акта;
полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный акт;
источник официального опубликования;
дата (срок) вступления в силу.
48. При оценке юридических терминов рекомендуется проанализировать следующее:
употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном акте в одном и том же значении;
имеют ли термины общепризнанное значение;
обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в законодательстве.
49. Для повышения эффективности работы по проведению юридической экспертизы желательно проведение регулярного анализа выявляемых нарушений федерального законодательства, законодательства Республики Башкортостан, допускаемых при принятии правовых актов, с целью определения наиболее типичных.
Рекомендуется анализировать опыт проведения юридической экспертизы Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами, другими органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными на ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации с использованием Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
50. Несоответствие муниципальных актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Башкортостан законодательству Республики Башкортостан может проявляться в следующем:
принятие органами местного самоуправления муниципальных актов и норм вне вопросов местного значения, предусмотренных статьями 14, 15, 16 Федерального закона;
принятие органами местного самоуправления муниципальных актов и норм с превышением полномочий, предусмотренных законодательством;
включение в муниципальный акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Башкортостан, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования;
принятие муниципального акта во исполнение отмененного правового акта;
неправильный выбор правового акта, примененного при принятии муниципального акта;
нарушение порядка принятия муниципального акта; иные признаки.
<< Раздел VII Раздел VII |
Раздел IX >> Раздел IX |
|
Содержание Приказ Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции от 8 апреля 2015 г. N 184 "Об утверждении Порядка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.