Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2003 г. N 33-Г03-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
рассмотрела в судебном заседании от 17 ноября 2003 года гражданское дело по заявлению прокурора Ленинградской области о признании недействующим и не подлежащим применению решения Малого Совета Ленинградского областного Совета народных депутатов от 21 мая 1993 года N 135 "Об упорядочении проверки качества семян" по кассационному представления# прокурора Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 20 августа 2003 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение суда отменить и производство по делу прекратить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению решения Малого Совета Ленинградского областного Совета народных депутатов от 21 мая 1993 года N 135 "Об упорядочении проверки качества семян в Ленинградской области". В подтверждение требования указал, что названным решением на организации и предприятия любых организационно-правовых видов и форм собственности возложены обязанности по соблюдению правил проверки семян, семеноводческой документации, а также установлен запрет на использование семенного и посадочного материала без соответствующих документов об их качестве, выданных государственной семенной инспекцией. За нарушение этих правил должностные лица и граждане привлекаются к административной ответственности в виде штрафа. С 1 июля 2002 года Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области семеноводства статьей 8 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" органам государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны привести до 1 июля 2002 года принятые ими нормативные правовые акты об административных правонарушениях в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях#. Однако оспариваемое Решение Малого Совет# не приведено в соответствие с федеральным законодательством до 1 июля 2002 года.
В судебном заседании прокурор уточнил свое требование и просил суд признать Решение Малого Совета недействующим и не подлежащим применению в период с 1 июля 2002 года по 3 августа 2003 года, в связи с тем, что оспариваемое Решение Совета утратило силу с 3 августа 2003 года.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит в кассационном представлении прокурор, считая его неправильным. Действие оспариваемого Решения утратило силу с 3 августа 2003 года в соответствии со ст. 9 Областного Закона от 2 июля 2003 года N 47-ОЗ от 3 августа 2003 года "Об административных правонарушениях", поэтому действие Решения с 1 июля 2002 года по 3 августа 2003 года нарушало требования федерального законодательства. В связи с этим оспариваемое Решение должно было быть признано судом недействующим и не подлежащим применению в этот период.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, полагает, что Решение подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд исходил из того, что действие оспариваемого решения Малого Совета утратило силу с 3 августа 2003 года и не может служить основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.
Между тем, при таком положении производство по делу подлежало прекращению.
В силу пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского производства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, в случае если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса
В связи с тем, что оспариваемое прокурором Решение Малого Совета прекратило свое действие в связи с вступлением в силу с 3 августа 2003 года Закона Ленинградской области "Об административных правонарушениях" производство по делу подлежало прекращению со ссылкой на часть 1 ст. 220 ГПК РФ.
Правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является, и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод повлечь не может. Это позволяет сделать вывод о том, что такой акт не может выступать предметом судебного обжалования.
При таком положении решение суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу - прекращению. За защитой своих конкретных прав, нарушенных оспариваемым Решением, граждане и юридические лица вправе обратиться в суд с соблюдением правил о подсудности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 20 августа 2003 года отменить, производство по настоящему делу прекратить.
Председательствующий |
/подпись/ |
Судьи |
/подпись/ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2003 г. N 33-Г03-17
Текст определения официально опубликован не был