Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 23 января 1998 г. N 33г98-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего А. членов суда К. и В. рассмотрела в судебном заседании от 23 января 1998 г. кассационную жалобу губернатора Ленинградской обл. на решение Ленинградского областного суда от 2 июля 1997 г. по заявлению межрегиональной общественной организации "Партия зеленых" о признании частично недействительным нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи В., объяснения представителей межрегиональной общественной организации "Партия зеленых" - В. и К. и заключение помощника Генерального прокурора РФ К. об оставлении судебного решения без изменения, судебная коллегия установила:
19 декабря 1995 г. правительство Ленинградской обл. приняло постановление N 526 "О признании границ заказника местного значения "Линдуловская роща" в соответствии со статусом 1952 г."
Городское, областное общественное объединение "Партия зеленых" обратилось в суд с заявлением о признании п.п. 1, 3 и 4 постановления незаконным по тем основаниям, что предусмотренное ими положение о закреплении границ особо охраняемой природной территории Линдуловской лиственной рощи в составе 1-13 кварталов Линдуловского лесничества в пределах 355 гектаров не соответствует требованиям закона, ранее принятым на этот счет органам исполнительной власти решений и нарушает права граждан на благоприятную среду, изменение режима природопользования может отрицательно повлиять на состояние животного мира.
Правительство Ленинградской обл. в лице своих представителей требования общественного объединения "Партия зеленых" не признало, ссылаясь на отсутствие юридической силы принятых ранее Леноблисполкомом решений по вопросу образования и расширения площади заказника "Линдуловская роща", поскольку не были подтверждены Советом Министров РСФСР.
Приняв дело к своему производству по первой инстанции, Ленинградский областной суд решением от 2 июля 1997 г. требование заявителя удовлетворил.
В кассационной жалобе правительство Ленинградской области просит об отмене решения суда, утверждая, что факта нарушения прав граждан на благоприятную среду в результате исполнения обжалуемого постановления судом не установлено, соответствующих на этот счет доказательств заявителем# представлено.
Кроме того, по мнению кассатора объединение "Партия зеленых" согласно Уставу объединения неправомочно оспаривать нормативные правовые акты исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, находит решение суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой и ст.ст. 1, 2, 34 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" (с последующими изменениями и дополнениями) природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основной их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека и будущих поколений. При осуществлении хозяйственно-управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации и граждане должны руководствоваться приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, соблюдать требования природо-охранительного законодательства.
Особой охране подлежат государственные природные заповедники и заказники, памятники природы...
С учетом важности природоохранной деятельности вышеназванным законом, а также Федеральным законом от 15.12.95 г. "Об экологической экспертизе" предусмотрена обязательность государственной экологической экспертизы в отношении всех предплановых, предпроектных и проектных материалов по объектам и мероприятиям, намечаемых к реализации на территории Российской Федерации.
Как установлено судом, проект обжалуемого заявителем постановления Правительства области об изъятии 584 из 939 гектаров лесов из особо охраняемой категории - государственного заказника местного значения "Линдуловская роща", созданного решениями Леноблисполкома N 145 от 30.06.46 г. и 29.03.76 г., государственную экологическую экспертизу, как это установлено законом не проходил. Эти обстоятельства ответной стороной не оспаривались ни в суде первой инстанции, ни в ее кассационной жалобе.
Законность образования заказника "Линдуловская роща" в пределах 939 гектаров подтверждается материалами дела и вступившим в законную силу решением Ленинградского областного суда от 20.12.95 г., рассмотренного между теми же сторонами по другому делу о признании правового акта частично недействительным (л.д. 179-19).
Доводы кассационной жалобы о неправоспособности "Партии зеленых" на предъявление в суд настоящего заявления не основаны на законе и противоречат ст. 31 ГПК РСФСР, а также Уставу общественного объединения, согласно которым последнее, как юридическое лицо обладает способностью иметь гражданские процессуальные права и обязанности наравне с государственными предприятиями, учреждениями и организациями, др. общественными объединениями и как всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст. 3 ГПК РСФСР).
Возможное наступление или отсутствие вредных экологических последствий в связи с изменением правового статуса, режима и размера государственного заказника "Линдуловская роща" в результате реализации постановления Правительства области от 19.12.95 г. "О признании границ заказника местного значения "Линдуловская роща" в соответствии со статусом 1952 г." может быть установлено только государственной экологической экспертизой, которая вопреки требованиям закона не состоялась и принятию правительством области оспариваемых заявителем положений нормативного акта не предшествовала.
При таком положении довод кассационной жалобы "об отсутствии негативного воздействия постановления правительства на окружающую природную среду" и нарушения прав граждан на проживание в благоприятных для их здоровья природных условиях никаких правовых последствий по данному спору не создает и не может быть принят во внимание.
Нарушений судом законодательных норм по взиманию госпошлины заявителем не установлено.
Таким образом, п.п. 1, 3 и 4 постановления Правительства Ленинградской обл. N 526 от 19.12.95 г. "О признании границ заказника местного значения "Линдуловская роща" в соответствии со статусом 1952 г., повлекшие изменение правового статуса и размера заказника, являются незаконными и суд правомерно постановил об этом решение.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется, а потому, руководствуясь ст. 311, ч. 1 ст. 294, ч. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 2 июля 1997 г. оставить без изменения, кассационную жалобу губернатора Ленинградской обл. - без удовлетворения.
Председательствующий: |
/подпись/ |
Судьи: |
/подпись/ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 января 1998 г. N 33г98-1
Текст определения официально опубликован не был