Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина С.А. Микляева, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.А. Микляев, проходящий военную службу по контракту в войсковой части 01755, оспаривает конституционность положений пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и части первой статьи 97 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год".
По мнению заявителя, абзацем четвертым пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающим выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по их просьбе денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости, допускается возможность установления компенсации, являющейся вознаграждением за воинскую службу, т.е. труд военнослужащих, в размере меньшем, чем фактическая стоимость пайка, что влечет неравенство в формах продовольственного обеспечения военнослужащих; положение части первой статьи 97 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", согласно которому денежная компенсация взамен продовольственного пайка устанавливалась на 2003 год в размере 20 руб. в сутки, является дискриминационным, ограничивающим в отсутствие социально значимых целей право военнослужащих на полноценное продовольственное обеспечение. Тем самым, утверждает заявитель, оспариваемые положения не соответствуют статьям 7, 15, 19, 37 и 55 Конституции Российской Федерации.
2. Вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих регулируются пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции от 27 мая 1998 года), согласно которому продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, в частности, в форме выдачи продовольственного пайка и выплаты денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере его стоимости - по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска.
Из содержания указанной нормы, рассматриваемой во взаимосвязи со статьями 12 и 13 данного Федерального закона, определяющими размеры и структуру денежного довольствия и дополнительных выплат к нему, следует, что продовольственное обеспечение военнослужащим, проходящих военную службу по контракту, предоставляется в качестве дополнительной меры социальной защиты. Установление различных форм такого обеспечения, определение правовых оснований и круга субъектов, его получающих, осуществлено федеральным законодателем в пределах его полномочий в названном Федеральном законе, нормы которого реализуются в соответствии с иными нормативными актами, в том числе подзаконными: федеральными законами о федеральных бюджетах, Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время (утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 года N 400) и др.
В частности, порядок выбора военнослужащим одной из указанных форм продовольственного обеспечения определен в Положении о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время (утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 года N 400), которым установлено следующее:
военнослужащим за счет государства пайки выдаются продуктами на руки или взамен их выплачивается денежная компенсация. Денежная компенсация взамен положенных продовольственных пайков (с учетом дополнительных продуктов) выплачивается военнослужащим по их просьбе в размере их стоимости (если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер) (пункт 18);
военнослужащим положенные им продовольственные пайки выдаются по их желанию продуктами на руки или взамен их выплачивается денежная компенсация в размерах, указанных в пункте 18 настоящего Положения (пункт 22);
военнослужащие могут по их желанию получать как полный положенный им паек, так и отдельные продукты питания в пределах этого пайка. За неполученные продукты выплачивается денежная компенсация. Разрешается выдавать военнослужащим (по их желанию), имеющим право на получение продовольственного пайка за счет государства, установленные им продовольственные пайки, в том числе в счет погашения задолженности по денежной компенсации взамен продовольственных пайков за прошедший период (без его ограничения), отдельными продуктами, входящими в паек в пределах стоимости пайка в месяце выдачи продуктов (пункт 24);
выдача продовольственных пайков или выплата взамен их денежной компенсации военнослужащим производится по установленным нормам. За прошедшее время, за которое продовольственные пайки не были выданы или не выплачена взамен их денежная компенсация, выдача им продовольственных пайков или выплата взамен их денежной компенсации производится без ограничения срока (пункт 30).
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с 1 января 2005 года вступает в силу новая редакция абзацев третьего и четвертого пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым выдача продовольственного пайка в натуре сохраняется только для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе; для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в иных местностях, продовольственное обеспечение устанавливается только в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством Российской Федерации.
Действующее же до 31 декабря 2004 года нормативное регулирование подразумевает, что выдача денежной компенсации в размере 20 руб. в сутки взамен продовольственного пайка допускается для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, только на основании их свободного волеизъявления.
3. В Постановлении от 23 апреля 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. При этом, поскольку федеральный бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, а Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, федеральный законодатель вправе приостановить действие финансовоемких норм, обеспечивающих реализацию прав и свобод граждан (что нашло свое отражение в Бюджетном кодексе Российской Федерации, его статьях 83 и 180), предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Приостановление частью первой статьи 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и подпунктом 34 пункта 1 приложения 20 к нему действия абзаца четвертого пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", установление частью первой статьи 97 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" размера денежной компенсации в твердой сумме (20 руб. в сутки) - при отсутствии законодательного регулирования порядка формирования и стоимости пайка, а также при сохранении за военнослужащими права выбора (получать либо не получать паек в натуре) - не означает отказ государства от взятых на себя обязательств по реализации этой формы продовольственного обеспечения, а потому сами по себе оспариваемые в жалобе законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан.
4. В соответствии со статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.
Поскольку оспариваемыми гражданином С.А. Микляевым законоположениями его конституционные права нарушены не были, данная жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Что касается защиты права военнослужащих на продовольственное обеспечение, если оно нарушается конкретными решениями и действиями (бездействием) управомоченных на реализацию пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" органов (в частности, при невыдаче продовольственного пайка пищевыми продуктами), а также проверки законности и обоснованности соответствующих правоприменительных решений на основе установления и исследования фактических обстоятельств, то разрешение подобных вопросов к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, решающего исключительно вопросы права, не относится в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Микляева Сергея Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявитель, оспаривает конституционность положений п. 1 ст. 14 ФЗ "О статусе военнослужащих" и ч.1 ст. 97 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".
По мнению заявителя, абз. 4 п. 1 ст. 14 ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающим выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по их просьбе денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости, допускается возможность установления компенсации, являющейся вознаграждением за воинскую службу, т.е. труд военнослужащих, в размере меньшем, чем фактическая стоимость пайка, что влечет неравенство в формах продовольственного обеспечения военнослужащих; положение ч. 1 ст. 97 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", согласно которому денежная компенсация взамен продовольственного пайка устанавливалась на 2003 г. в размере 20 руб. в сутки, является дискриминационным, ограничивающим в отсутствие социально значимых целей право военнослужащих на полноценное продовольственное обеспечение. Тем самым, утверждает заявитель, оспариваемые положения не соответствуют статьям 7, 15, 19, 37 и 55 Конституции РФ.
КС РФ не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению.
Из содержания норм ФЗ, определяющих размеры и структуру денежного довольствия и дополнительных выплат к нему, следует, что продовольственное обеспечение военнослужащим, проходящих военную службу по контракту, предоставляется в качестве дополнительной меры социальной защиты. Установление различных форм такого обеспечения, определение правовых оснований и круга субъектов, его получающих, осуществлено федеральным законодателем в пределах его полномочий в названном ФЗ, нормы которого реализуются в соответствии с иными нормативными актами, в том числе федеральными законами о федеральных бюджетах.
В Постановлении от 23 апреля 2004 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним КС РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. При этом, поскольку федеральный бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, федеральный законодатель вправе приостановить действие финансово-емких норм, обеспечивающих реализацию прав и свобод граждан, предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Приостановление ч. 1 ст. 128 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и под. 34 п. 1 приложения 20 к нему действия абз. 4 п. 1 ст. 14 ФЗ "О статусе военнослужащих", установление ч 1 ст. 97 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" размера денежной компенсации в твердой сумме (20 руб. в сутки) - при отсутствии законодательного регулирования порядка формирования и стоимости пайка, а также при сохранении за военнослужащими права выбора (получать либо не получать паек в натуре) - не означает отказ государства от взятых на себя обязательств по реализации этой формы продовольственного обеспечения, а потому сами по себе оспариваемые в жалобе законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г. N 353-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Микляева Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и части первой статьи 97 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год"
Текст Определения официально опубликован не был