Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 марта 2005 г. N 86-Г05-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Владимирской области о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Владимирской области "О наделении муниципального образования город Суздаль статусом городского поселения и установления его границы" от 29 сентября 2004 года, по кассационной жалобе председателя Законодательного собрания Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 8 декабря 2004 года, которым постановлено: Заявление прокурора Владимирской области удовлетворить. Признать закон Владимирской области от 29 сентября 2004 года "О наделении муниципального образования город Суздаль статусом городского поселения и установлении его границы" недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителей: законодательного собрания Владимирской области по доверенности К., администрации Владимирской области З., поддержавших доводы кассационных жалоб, представителей администрации г. Суздаля по доверенностям К., Р. и председателя городского совета народных депутатов г. Суздаля М., возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Закон Владимирской области "О наделении муниципального образования город Суздаль статусом городского поселения и установления его границы" N 161-03 от 29 сентября 2004 года, опубликованный в газете "Владимирские ведомости", вступил в силу 21 октября 2004 года.
Прокурор Владимирской области обратился в суд с заявлением о признании этого закона, которым муниципальное образование город Суздаль наделено статусом городского поселения, недействующим и не подлежащим применению со дня принятия.
В обоснование требований указал, что закон области принят в нарушение требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года (ч. 2 ст. 11, ч. 7 ст. 13, ст. 84). В силу требований ст. 1 Закона Владимирской области "О муниципальных образованиях Владимирской области", муниципальное образование город Суздаль не имеет в границах своей территории других муниципальных образований и не располагается в границах территорий других муниципальных образований. Наделение муниципального образования - город Суздаль - иным статусом кроме статуса городского округа возможно законом субъекта РФ лишь с учетом мнения населения соответствующей территории путем голосования, проводимого в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г., которое не проводилось.
Представители администрации города Суздаль и Суздальского городского Совета народных депутатов Р., К., М. поддержали заявление прокурора, указав, что фактически законом области муниципальное образование город Суздаль в нарушение требований ч. 7 ст. 13 Федерального закона N 131-ФЗ лишено статуса городского округа. Город Суздаль на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 мая 1969 года и решения исполкома Владимирского областного Совета депутатов трудящихся от 19 июня 1969 года N 699 относится к категории городов областного подчинения. В настоящее время город имеет сложившуюся систему жизнеобеспечения населения, социальную, транспортную и иные инфраструктуры необходимые для самостоятельного решения органами местного самоуправления всех вопросов местного значения, отнесенных ст. 16 Федерального Закона N 131-ФЗ к вопросам городского округа.
Представители Законодательного Собрания и администрации Владимирской области К., Г., М. с заявленными требованиями и доводами в их обоснование не согласились, указав, что преобразования муниципального образования не имело места. Поскольку город Суздаль не имел статуса городского округа, границы его не изменялись, то учета мнения населения для принятия оспариваемого закона не требовалось. Наделение статусом городского округа - право законодателя субъекта, при реализации которого не должны ущемляться интересы прилегающих муниципального района (муниципальных районов), которые также должны иметь сложившуюся инфраструктуру, необходимую для самостоятельного решения соответствующих вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий. Федеральный закон N 131-03 от 6 октября 2003 года не связывает наделение муниципальных образований статусом городского округа в зависимости от отнесения их к категории городов областного подчинения. Поскольку город Суздаль как административно-территориальная единица является городским населенным пунктом, территориально расположенным в границах Суздальского района, то наделение города Суздаля статусом городского округа должно производится с согласия населения города Суздаля и Суздальского района, выявленного путем голосования.
По делу постановлено указанное выше решение.
Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Б. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Разрешая заявленное требование, суд исходил из того, что в силу ч. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 3 июня 2003 года "О муниципальных образованиях Владимирской области" (т. 1 л.д. 58) муниципальное образование город Суздаль входит в перечень муниципальных образований, не имеющих в границах своих территорий других муниципальных образований и не расположенных в границах территорий других муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
В силу абзаца 4 ч. 3 ст. 84 Федерального закона от 6 октября 2003 г. городские поселения, являющиеся на день вступления в силу настоящей главы муниципальными образованиями, предметы ведения которых на 30 апреля 2003 года не разграничены в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", с 1 января 2006 года являются городскими округами, если законом субъекта Российской Федерации до 1 февраля 2005 года в соответствии с требованиями части 2 статьи 11 и части 7 статьи 13 настоящего Федерального закона не установлено иное.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, т.е. право наделять статусом городского поселения или городского округа отнесено к компетенции субъекта, который учитывает при этом требования ст. 15 и 16 этого же закона.
Суд пришел к выводу о том, что, наделяя муниципальное образование город Суздаль статусом городского поселения, законодатель Владимирской области не выполнял требований ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, а именно не выяснял мнение населения города Суздаль, а также мнение населения муниципального района Суздальский район, в состав которого Законом Владимирской области от 26.11.2004 г. включено городское поселение город Суздаль (т. 2 л.д. 89), при этом не согласился с доводом представителя законодательного собрания, что изменения границ города Суздаля и преобразования муниципального образования не имело места.
Между тем, в соответствии с абзацем 2 ч. 3 ст. 84 Федерального закона от 6 октября 2003 года наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу настоящей главы, статусом городских, сельских поселений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона не является изменением границ, преобразованием указанного района.
Утверждение суда о том, что, наделив статусом городского поселения муниципальное образование город Суздаль, которое с 1 января 2006 года приобрело бы в силу закона статус городского округа, законодатель Владимирской области фактически лишает муниципальное образование город Суздаль этого статуса, что указывает на его преобразование, не может быть признано состоятельным, поскольку в силу ст. 13 п. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованием муниципальных образований является объединение и разделение муниципальных преобразований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением ею статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, а г. Суздаль ни городским поселением, ни городским округом не являлся, а суд этому обстоятельству не дал оценки.
Кроме того, анализ Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствует о том, что право наделять статусом городского или сельского поселения городских или сельских населенных пунктов предоставлено законодателю субъекта РФ, в данном случае законодательному собранию Владимирской области, что судом не было принято во внимание.
Кроме того, город Суздаль согласно областному закону N 38-03 от 3 июня 2003 года (т. 1 л.д. 58) не расположен в границах территорий других муниципальных образований, в данном случае в границах территории муниципального образования Суздальский район, а Суздальский район в силу ст. 1 Закона Владимирской области от 3 июня 2003 года N 38-ОЗ "О муниципальных образованиях Владимирской области" также являлся самостоятельным муниципальным образованием.
Поскольку суд, разрешая заявленное требование, неправильно определил ряд обстоятельств, имеющих значение для дела, решение нельзя признать законным и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Владимирского областного суда от 8 декабря 2004 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 марта 2005 г. N 86-Г05-3
Текст определения официально опубликован не был