В целях определения основных направлений семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года.
2. Поручить республиканским органам исполнительной власти и рекомендовать органам местного самоуправления Республики Башкортостан руководствоваться положениями Концепции семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года при решении задач в области семейной политики.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Глава |
Р. Хамитов |
Уфа, Дом Республики
14 августа 2015 года
N УГ-184
Концепция
семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года
(утв. Указом Главы Республики Башкортостан
от 14 августа 2015 г. N УГ-184)
Введение
Семья является основным социальным институтом, от которого зависит благополучие каждого человека и развитие общества. Она представляет безусловную и непреходящую ценность. Только социально благополучная семья, имеющая достойные уровень и качество жизни, возможность вырастить своих детей здоровыми, дать им хорошее образование и воспитание, может быть основой процветающего государства, у которого есть будущее.
Забота о семье и государственная политика в области поддержки семьи, материнства, отцовства и детства являются приоритетами большинства цивилизованных, развитых государств.
Семья в Республике Башкортостан, как и во всей Российской Федерации, развивается в новых социально-экономических, политических и духовно-нравственных условиях. При общей позитивной направленности процессов в социальной сфере сохраняются сложности, противоречия, что не может не влиять на институт семьи. Развитие семьи в современных условиях имеет как позитивные, так и негативные тенденции.
В последнее время в Российской Федерации приняты важные меры для улучшения жизни семей с детьми, поддержки матерей при рождении детей, обеспечения жильем, детскими дошкольными учреждениями, а также для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Республика Башкортостан уделяет большое внимание проблемам семьи, не ограничивается мерами федерального характера, направленными на поддержку семьи, постоянно работает над введением дополнительных республиканских мер государственной поддержки.
Концепция семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему положений, описывающих цели, задачи, объекты, основополагающие принципы, приоритетные направления и меры политики, направленной на развитие семьи, которыми Республика Башкортостан будет руководствоваться до 2025 года. Концепция предусматривает также совершенствование механизмов семейной политики.
Основными ожидаемыми эффектами реализации Концепции являются создание благоприятных условий для семей, повышение благосостояния семей с несовершеннолетними детьми, рост их социальной защищенности, укрепление ценностей семьи, детства, материнства и отцовства, семейного образа жизни.
Концепция служит основой для разработки и реализации органами исполнительной власти Республики Башкортостан программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие семьи. Концепция также представляет собой базу для взаимодействия государства с политическими партиями, работодателями, профсоюзами, благотворительными, религиозными и иными общественными организациями в достижении заявленных целей и решении задач, поставленных в ней.
Концепция разработана на основе Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, в рамках федерального законодательства в области семьи, семейной и социальной политики. Она основывается на Конституции Республики Башкортостан, Семейном кодексе Республики Башкортостан, законах Республики Башкортостан в области охраны материнства, отцовства и детства, семейной и социальной политики.
Концепция учитывает положения, изложенные в:
Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р;
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761;
Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р;
Концепции демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 14 июля 2008 года N УП-333;
Стратегии действий в интересах детей в Республике Башкортостан на 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 26 декабря 2012 года N УП-551.
Концепция разработана с использованием данных официальной статистики, результатов социологических исследований и научных изысканий.
1. Положение и основные проблемы семьи в Республике Башкортостан
1.1. Браки и разводы
Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, в Башкортостане проживают 1179450 семей. Всероссийская перепись населения 2010 года показала, что брачная структура населения республики существенным образом трансформировалась. Снизилась доля тех, кто состоит в браке, увеличилась доля разведенных и разошедшихся, никогда не состоявших в браке, а также вдовых. Особенно последовательное увеличение имеется в группе разведенных и разошедшихся. В населении старше 16 лет состоят в браке - 57,8%, разведенных и разошедшихся - 8%, вдовых - 11,3%, никогда не состоявших в браке - 21,1%. Показатели вдовства женщин в несколько раз превышают показатели у мужчин, что связано с повышенным уровнем смертности последних и с высоким разрывом в продолжительности жизни в пользу женщин.
Последние десять лет имеется тенденция роста уровня брачности населения республики. В 2011 году Республика Башкортостан практически достигла уровня, который был в 1990 году (соответственно 9,4 и 9,5 брака на 1000 человек населения). В 2013 году было зарегистрировано 35527 браков (8,7 брака на 1000 человек).
Семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 32,8% от общей численности семей (386558 семей), с одним несовершеннолетним ребенком - 56,3% (217448 семей), с двумя детьми - 35,4% (136682 семей), с тремя и более детьми - 8,4% (32428 семей).
По данным переписи 2010 года, в Республике Башкортостан среди указавших свое состояние в браке лица от 15 до 29 лет составляют 27,3%. Из всех семей с несовершеннолетними детьми 71,8% - это семьи с обоими родителями. По данным переписи 2002 года, их было несколько больше - 74,6%.
За последние годы постепенно меняется соотношение регистрируемых браков и разводов. В 2006 году на 1000 браков приходилось 499, в 2013 году - 514 разводов. Коэффициент разводимости имеет тенденцию к росту: на 1000 человек в 2005 году приходилось 3,5 развода, в 2013 году - 4,5.
Количество разводов в Республике Башкортостан, как и в целом по России, растет. Так, в Республике Башкортостан на каждую тысячу населения в возрасте 16 лет и более в 1989 году приходилось 52, в 2002 году - 76, в 2010 году - 81 разведенный и разошедшийся.
1.2. Рождаемость
С 2001 года растут число рожденных детей и относительные показатели рождаемости. В то же время нынешние показатели рождаемости существенно ниже, чем до реформ (в 1990 году приходилось 2,25 ребенка на одну женщину, общий коэффициент рождаемости составлял - 16,2 ребенка на 1000 человек населения, родилось 63,9 тыс. детей).
В 2013 году родились 59,3 тыс. детей, общий коэффициент рождаемости составил 14,6 ребенка на 1000 человек населения, суммарный коэффициент рождаемости - 1,887 ребенка на одну женщину детородного возраста. По сравнению с 2005 годом рождаемость выросла на 37%. Повысилась доля вторых и последующих рождений в их общем количестве. Рост рождаемости в значительной мере связан с вхождением в репродуктивный возраст многочисленного поколения молодых женщин, рожденных в 80-е годы, поэтому в перспективе прогнозируется снижение рождаемости.
Позитивным изменениям в состоянии семьи в республике наряду с федеральными мерами способствовали принятые меры регионального характера, такие, как: ежемесячное пособие отдельным категориям многодетных семей (размер пособия семьям, имеющим 4-х детей, составляет 1500,0 руб., пять и более детей - 2000,0 руб.); пособия на родившихся одновременно двух и более детей до достижения ими возраста трех лет; жилищные сертификаты для семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей, а также семей, в которых родились одновременно трое и более детей и которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении; ежемесячная денежная выплата для многодетных малоимущих семей в размере 3000 рублей на каждого ребенка, рожденного третьим или последующим, в возрасте от полутора до трех лет включительно; пособие по уходу за ребенком-инвалидом (размер пособия дифференцирован: базовый размер - 532,5 руб., 1000 руб. - для лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом с третьей степенью ограничения по одной из основных категорий жизнедеятельности); специальное социальное пособие семьям студентов и аспирантов, имеющим детей (размер пособия - 250 руб.); многодетные семьи, воспитывающие девять и более несовершеннолетних детей, вместо микроавтобуса типа "ГАЗель" начиная с 2015 года получают единовременную денежную выплату в размере 600,0 тыс. рублей и др.
Значительную роль в положительных изменениях демографической ситуации сыграла также реализация программ, направленных на сохранение здоровья граждан.
В рамках выполнения в 2008-2012 годах приоритетного национального проекта "Здоровье" в Республике Башкортостан построен и оснащен ряд перинатальных центров. Происходит дальнейшее развитие материально-технической базы медицинский учреждений в связи с реализацией государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2013 года N 183.
Внедрение комплексных обследований и применение новых алгоритмов диагностики в период беременности позволили достигнуть максимального за последние годы снижения показателя материнской смертности и снизить в 3 раза за последние 30 лет уровень младенческой смертности.
1.3. Состояние здоровья женщин
Ожидаемая продолжительность жизни в Республике Башкортостан в 2013 году выросла до 69,6 года, достигнув у женщин исторического максимума - 75,8 года. Отмечается ухудшение показателей репродуктивного здоровья женщин. В частности, сохраняется рост онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин, учащаются случаи женского бесплодия.
Одним из факторов, негативно влияющих на репродуктивное здоровье женщин, остается прерывание беременности. В последнее время отмечается сохранение стойкой тенденции к снижению числа абортов, в том числе у первобеременных женщин. Наибольшая доля абортов (более 70%) приходится на возрастную группу 20-34 года. Число абортов в раннем возрасте (до 15 лет) в Республике Башкортостан сократилось с 2000 года более чем в три раза.
Во многом снижению числа абортов способствовала реализация комплекса мероприятий, проводимых в субъектах Российской Федерации, по оказанию женщинам консультативной, медицинской и социально-психологической помощи в случае незапланированной беременности.
В последние годы отмечается рост показателей, отражающих уровень благосостояния населения.
1.4. Уровень жизни семей
В Республике Башкортостан за последние десять лет произошел рост реальных денежных доходов населения более чем в два раза. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения сократилась с 20,3% в 2003 году до 10,4% в 2013 году.
Доля семей с детьми в возрасте до 16 лет в общей численности семей с доходами ниже величины прожиточного минимума все еще остается достаточно высокой (62,1% в 2013 году).
Опросы населения в Республике Башкортостан показывают, что главными причинами отказа от рождения планировавшихся детей являются материальные и финансовые трудности, жилищные проблемы, плохое состояние здоровья одного из супругов. Корректируют репродуктивные планы и другие причины: неуверенность в завтрашнем дне, стремление достичь успехов в работе, боязнь потери работы. Страх потерять работу особенно характерен для женщин, главным образом проживающих в столице республики.
Как показывают исследования, в регионе именно рождение вторых детей имеет наибольшую корреляцию с уровнем денежных доходов. Поэтому социально-экономическая стабильность, рост реальных денежных доходов населения и государственная материальная поддержка семей при рождении детей второй и более высокой очередности можно отнести к факторам, которые могут позитивно повлиять на реализацию населением установок на увеличение количества детей в семье.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" в республике установлена ежемесячная денежная выплата для многодетных малоимущих семей в размере 3000 рублей на каждого ребенка, рожденного третьим или последующим, в возрасте от полутора до трех лет включительно. В 2014 году указанную выплату получили более 12 тыс. многодетных малоимущих семей на сумму 328,2 млн. рублей.
С 2014 года в республике внедрена новая технология оказания адресной социальной помощи на основании социального контракта, направленная на преодоление социального иждивенчества и дающая возможность малоимущим семьям с детьми с помощью адресного "стартового капитала" и содействия государства самостоятельно изменить свое материальное положение. Помощь выделяется на открытие собственного дела и развитие личного подсобного хозяйства.
Данный вид помощи оказался востребованным многодетными семьями, особенно на развитие личного подсобного хозяйства. В 2014 году было заключено 1407 социальных контрактов на сумму 52,5 млн. рублей, выделенных из бюджета Республики Башкортостан.
Анализ предоставления данной адресной выплаты показал наличие социально-экономического эффекта: среднедушевой доход семей повысился как в денежном выражении (до 6,7 тыс. рублей за период действия контракта), так и в натуральном виде за счет поступления продуктов питания из личного подсобного хозяйства.
В целях оказания содействия занятости в 2013 году 13,5 тыс. женщин (в 2012 году - 9,8 тыс. женщин), имеющих малолетних детей, были направлены на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.
Повышение уровня жизни семей не может быть достигнуто без комплексной государственной политики, направленной на рост доходов, прежде всего от трудовой деятельности. В связи с этим для граждан с высокой семейной нагрузкой целесообразно развивать формы занятости, позволяющие совмещать работу с выполнением семейных обязанностей, такие, как занятость на условиях неполного рабочего времени, работа по гибкому графику или на дому, а также оказывать поддержку развитию семейного предпринимательства и фермерства. Необходимо создать реальные условия для совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью.
Одной из наиболее важных задач, решение которых влияет на экономическую активность семей, имеющих малолетних детей, является обеспечение доступа к услугам дошкольных образовательных организаций. В целях решения этого вопроса в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в настоящее время принимаются активные меры по ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от 3 до 7 лет и достижению к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей такой возрастной категории.
В 2013-2014 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования, включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий детских садов, были выделены средства в объеме 100 млрд. рублей.
Результатом принятых мер является положительная динамика числа детей, получающих дошкольное образование в различных формах. В конце 2013 года численность детей в дошкольных учреждениях Республики Башкортостан составила 213,3 тыс. (в конце 2005 года - 146,9 тыс.). Охват дошкольными учреждениями детей от 3-х лет вырос с 79,7% в 2005 году до 86,2% в 2013 году. Охват дошкольным образованием детей раннего возраста (до 3-х лет) в Республике Башкортостан вырос незначительно (с 29,2 до 29,4%).
На 1 января 2014 года в очереди на получение места в детском саду в Республике Башкортостан стояли 14 тыс. детей, что в два с лишним раза меньше, чем в январе 2013 года.
Потребность семей в местах в дошкольных образовательных организациях для детей раннего возраста оценивается экспертами как более актуальная и значимая, чем такая потребность для детей старше этого возраста. В целях обеспечения детей местами в группах раннего возраста необходимо не только развивать и поддерживать существующую сеть дошкольных организаций, но и способствовать развитию частных дошкольных образовательных организаций.
Одним из актуальных вопросов жизнеобеспечения любой семьи является приобретение собственного жилья. Результаты опроса в Республике Башкортостан показывают, что низкие доходы и плохие жилищные условия являются определяющими причинами низкой рождаемости. Низкий доход в качестве фактора, мешающего росту численности населения, отметили 60,4% респондентов, плохие жилищные условия - 37,8%.
В России только четверть граждан проживает в отдельной квартире или доме со всеми коммунальными удобствами, где на одного человека приходится не менее 18 кв. м. В Республике Башкортостан, по данным 2010 года, в домохозяйствах из 5 и более человек значительная доля (более 83%) имеют менее 16 кв. м жилья на человека. Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем являются молодые и многодетные семьи. В настоящее время нуждающимися в улучшении жилищных условий признаны 24383 молодые семьи и 8272 многодетные семьи.
Согласно результатам комплексного наблюдения условий жизни населения России, проведенного в 2011 году, семьи с детьми в 2,5 раза чаще, чем семьи без детей, испытывают стесненность жилищных условий, семьи, имеющие 3-х и более детей, - чаще почти в 4 раза.
В современных условиях, когда не все семьи могут позволить себе приобрести жилье и многим из них необходима финансовая помощь, решением жилищного вопроса должны стать создание дополнительных механизмов стимулирования строительства жилья экономического класса и внедрение инновационных финансовых мер поддержки семей при приобретении жилья самостоятельно.
В целях обеспечения доступности жилья в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323, предусмотрена реализация федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, которая предполагает строительство жилья экономического класса. Планируется, что до конца 2017 года доступным жильем будут обеспечены 460 тыс. российских семей. В Республике Башкортостан в указанные сроки предусматривается обеспечить доступным жильем более 6 тыс. семей.
Трудности, которые испытывает семья, в том числе связанные с экономическими проблемами, нередко приводят к внутрисемейным конфликтам, в результате которых могут оказаться нарушенными права и законные интересы детей.
Важными элементами в преодолении таких ситуаций являются предоставление социальных услуг и реализация мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия.
Благодаря своевременной помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, наметилась позитивная тенденция сокращения численности детей, родители которых лишены родительских прав. В Республике Башкортостан в 2012 году было лишено родительских прав 1239 родителей, в 2013 году - 908 родителей. Количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось с 2006 по 2013 год почти в 2 раза - с 3801 человека до 2111 человек.
В Республике Башкортостан сокращается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся в детских домах, - с 1046 человек в 2012 году до 893 человек в 2013 году. Всего за 2010-2013 годы число детей в детских домах снизилось на 18,1%. В 2013 году увеличилась доля детей, переданных в семьи граждан, по сравнению с 2012 годом (89% в 2013 году и 88,64% в 2012 году). Количество государственных и муниципальных образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республике также снижается: с 29 в 2009 году до 24 в 2014 году.
Во многом к этим положительным результатам привела система материальной поддержки семей, принимающих детей на воспитание.
Однако эффективность экономических мер невозможна без создания в обществе атмосферы приоритета семейно-нравственных ценностей, поддержки и всестороннего укрепления престижа семейного образа жизни.
По данным социологических исследований, семья является главной ценностью населения. Согласно социологическим данным, в Республике Башкортостан люди чаще всего идентифицируют себя именно со своей ролью в семье.
Большая многопоколенная семья в традиционной российской семейной культуре всегда была основным типом семьи, в которой были налажены тесные взаимосвязи между несколькими поколениями родственников. Воспитательная стратегия в такой семье традиционно направлена на формирование у младшего поколения духовно-нравственных, этических ценностей и основана на уважении к родителям, а также к людям старшего поколения.
Неудовлетворенность браком, семейные конфликты и наличие факторов, обусловливающих социальные риски, могут привести к утрате семейных связей.
По-прежнему имеют место случаи семейно-бытового насилия, а также совершения правонарушений в отношении детей в семье. По данным социологического опроса, в Республике Башкортостан 28% респондентов в своей повседневной деятельности часто сталкиваются с проблемой насилия в семье.
В ряде случаев после распада брака часть родителей, чаще всего отцов, не исполняют свои обязанностей по материальному обеспечению и воспитанию детей. В настоящее время 2,2 млн. детей, из них 400 тыс. детей из малообеспеченных семей, не получают алиментов. В конце 2013 года в службе судебных приставов находилось более 1 млн. исполнительных документов о взыскании алиментных платежей. В отношении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, возбуждено более 66 тыс. уголовных дел.
Анализ положения семей на современном этапе позволяет сделать выводы о том, что семья в процессе жизнедеятельности может сталкиваться, с одной стороны, с проблемами, связанными с развитием систем здравоохранения, занятости, образования, культуры, положением на рынке жилья и функционированием государственных структур, с другой стороны, - с проблемами специфического характера, свойственными конкретной семье.
Проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности российских семей, остаются в центре внимания государства и побуждают к поиску новых способов их решения.
Приоритетами успешного развития республики должны стать укрепление семьи как основы государства, а также формирование условий, при которых семья могла бы чувствовать уверенность в будущем, ощущала бы себя защищенной от рисков, связанных с появлением ребенка или нескольких детей.
1.5. Основные проблемы семьи
Анализ состояния семьи в Республике Башкортостан показал, что в ее функционировании имеют место следующие проблемы, на решение которых должна быть направлена семейная политика:
сохраняющийся низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий простого воспроизводства населения, то есть замещения выбывающих поколений родителей поколениями детей без прироста населения;
нереализованность репродуктивных установок на двоих детей у части населения из-за действия ряда неблагоприятных факторов - необеспеченности жильем, низких доходов, плохого состояния здоровья;
высокая доля детей, рожденных вне брака, которая повышает вероятность для ребенка воспитываться в монородительской семье, без отца;
"старение материнства", рост среднего возраста матерей при рождении детей, что вместе со свободой добрачных сексуальных отношений формирует проблемы в состоянии здоровья беременных женщин;
ухудшение брачной структуры населения, в которой велика доля разведенных, разошедшихся и вдовых; такое ухудшение затронуло все наиболее многочисленные этносы, проживающие на территории республики;
низкая доля детей до 17 лет в составе населения, которая вместе с ростом удельного веса людей старших возрастных групп создает проблемы будущих трудовых ресурсов, будущей высокой пенсионной нагрузки на трудоспособное население;
снижение значимости официального оформления брачных отношений, рост числа незарегистрированных браков;
высокий уровень разводов, обусловленность значительного их числа распространением алкоголизма среди мужского населения, увеличивающаяся значимость алкоголизма женщин как причины для развода;
в зоне самого высокого риска продолжает оставаться молодой брак - в течение первых четырех лет совместной жизни распадается третья часть всех официально зарегистрированных браков; особую остроту проблеме придает тот факт, что первые четыре года совместной жизни супругов являются самыми продуктивными в плане рождения детей;
низкий уровень репродуктивного здоровья женщин, большое число заболеваний репродуктивной сферы и осложнений во время беременности и родов; низкая доля нормальных родов в их общем количестве;
сохраняющаяся смертность матерей при рождении детей, смертность новорожденных, перинатальная смертность и мертворождение;
высокий удельный вес детей с нарушениями здоровья, особенно новорожденных, детей от года до 4 лет; сохраняющийся рост заболеваемости среди детей до 14 лет и особенно высокие темпы роста заболеваемости у подростков 15-17 лет;
высокий уровень смертности мужчин трудоспособного возраста, в том числе от внешних причин, сохраняющийся высокий уровень суицидов и как следствие - негативное влияние на сферу семьи - деформация соотношения мужчин и женщин, сокращение возможностей брачного выбора, женское вдовство, воспитание детей без отцов;
высокий уровень распространенности курения, употребления алкоголя, наркотиков, в том числе среди подростков и молодежи;
недостаточный уровень ответственности родителей за свое здоровье и здоровье детей; распространенность социально обусловленных заболеваний среди взрослых и молодежи;
высокий уровень дифференциации доходов наименее и наиболее обеспеченных семей; значительная доля малообеспеченных среди семей с несовершеннолетними детьми; возрастание риска бедности при рождении детей, особенно третьего ребенка;
наличие дискриминационных явлений на рынке труда в отношении женщин активного брачного и репродуктивного возраста, женщин, воспитывающих малолетних детей, а также в отношении лиц пожилого возраста; дискриминация имеет преимущественно скрытый характер;
наличие на рынке труда групп работников, имеющих неблагоприятную занятость (неформальную, без оформления трудового договора, нерегулярную, на временных, сезонных работах), что негативным образом сказывается на экономических аспектах жизнедеятельности семей этих работников (доходы, кредиты и др.), на уровне социальной защищенности, включая защищенность во время беременности и родов;
сохранение низкого уровня вовлеченности отцов в воспитание детей, особенно после разводов, неуплата ими алиментов на содержание детей, что ведет к снижению возможностей для детей из разведенных семей для полноценного воспитания, образования, оздоровления и отдыха;
значительное число семей с детьми, нуждающихся в улучшении жилищных условий, особенно среди малообеспеченных и многодетных;
низкий уровень бытовых условий проживания семей в сельской местности;
значительное число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, чьи родители лишены родительских прав или ограничены в них;
наличие в семьях насилия в отношении женщин, детей, пожилых людей, которое во многом имеет скрытый характер.
2. Цели, задачи, принципы и приоритетные направления государственной семейной политики
Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение позитивных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета матери и отца в семье и обществе, а также для поддержания социальной устойчивости каждой семьи.
Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав ее членов.
Меры, предусмотренные Концепцией, определены во взаимосвязи с общественно значимыми функциями семьи - рождением, воспитанием, содержанием и социализацией детей, участием в экономической деятельности государства, сохранением физического, психологического и эмоционального здоровья ее членов, а также духовным развитием членов семьи и всего общества, сохранением и укреплением семейных ценностей. Эти меры распространяются на все семьи независимо от их состава, социально-экономического положения и социального статуса.
К семейным ценностям, которые целенаправленно формируются и поддерживаются региональной государственной политикой, относится ценность брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный со взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к сохранению этого союза.
В основу государственной семейной политики в Республике Башкортостан положены следующие принципы:
самостоятельность семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни;
равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
презумпция добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родительства в семье и обществе;
ответственность каждой семьи за воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его (их) здоровья;
партнерство семьи и государства, активное участие семьи в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи;
партнерство семьи с работодателями, общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;
дифференцированный подход к предоставлению гарантий по поддержанию уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;
единство принципов и целей семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей, в особенности отнесенных к группам социального риска, а также равного доступа к социальным услугам для всех семей.
Основными задачами государственной семейной политики являются:
развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для реализации ею своих социальных функций;
развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;
создание механизмов государственной поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;
повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;
содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциалов семьи;
обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;
профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;
повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Решение задачи по развитию экономической самостоятельности семьи и созданию условий для реализации ею своих социальных функций включает в себя:
создание условий для профессиональной реадаптации, повышения конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем повышения квалификации, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, имеющих малолетних детей и желающих продолжить трудовую деятельность;
создание механизма предоставления имеющим детей молодым женщинам особых прав на их прием на обучение на подготовительных отделениях государственных образовательных организаций высшего образования;
создание условий для получения высшего образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
оказание содействия в трудоустройстве на условиях неполной занятости и развитие дистанционных и надомных форм занятости для одиноких, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, усыновителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для граждан, взявших детей на воспитание в семью, и членов семьи старше трудоспособного возраста;
развитие индивидуального предпринимательства родителей, а также поддержку предпринимательской деятельности многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
обучение членов семьи основам семейного предпринимательства и ведения бизнеса;
пропаганду положительной практики работодателей по приему на работу родителей с малолетними детьми, в том числе с детьми-инвалидами, созданию условий для совмещения профессиональных и семейных функций работниками, имеющими детей;
развитие и реализацию программ временного трудоустройства и занятости учащейся молодежи в свободное от учебы время;
удовлетворение потребностей семей с детьми в услугах дошкольного образования;
развитие вариативных форм временного присмотра и ухода за детьми, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
поддержку работодателей, принимающих на работу лиц с высокой семейной нагрузкой и женщин, воспитывающих детей в возрасте от 1,5 года до 3-х лет;
реализацию проектов государственно-частного партнерства, направленных на создание благоприятных условий для совмещения многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью;
создание условий для формирования качественной и доступной социальной инфраструктуры дополнительного образования и досуга детей, ориентированных на создание необходимых условий для личностного развития, позитивной социализации и профессионального самоопределения ребенка, удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
использование семьями сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг при реализации своих прав и потребностей.
Решение задачи по развитию системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей, включает в себя:
ежегодный мониторинг доходов и уровня жизни семей, включающий в себя выявление причин бедности среди семей с детьми;
совершенствование гарантированных государством мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе замещающих семей;
создание условий для организации полноценного питания нуждающихся беременных и кормящих женщин, а также малоимущих семей с детьми раннего, дошкольного и школьного возрастов;
создание условий для доступности продуктов питания для семей, не имеющих достаточных средств, для организации здорового питания;
развитие государственной социальной помощи семьям, предоставляемой на основании социального контракта;
разработку мер по обеспечению регулярности выплат алиментов, включая меры по усилению ответственности должников;
создание условий для доступности общественного транспорта для семей с детьми.
Решение задачи по созданию механизмов государственной поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включает в себя:
совершенствование механизмов льготного ипотечного кредитования для молодых семей и семей с детьми, самостоятельно приобретающих жилье;
оказание государственной помощи в улучшении жилищных условий молодых семей;
развитие системы доступного арендного и социального жилья для многодетных и молодых семей;
создание условий для увеличения количества семей, приобретающих жилье экономического класса;
обеспечение жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;
предоставление многодетным семьям земельных участков;
обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по достижению ими возраста 23-х лет, жилыми помещениями, а также проведение мероприятий по обеспечению сохранности закрепленных за детьми помещений.
Решение задачи по развитию жизнеохранительной функции семьи и созданию условий для обеспечения здоровья ее членов включает в себя:
совершенствование профилактических мероприятий по сохранению репродуктивного здоровья среди молодежи, в том числе в части искусственного прерывания беременности несовершеннолетних;
развитие системы профилактики выявления у детей и молодежи социально значимых заболеваний, раннего выявления болезней лиц пожилого возраста;
расширение объемов лечения бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий;
развитие сестринского патронажа для женщин и новорожденных после выписки из акушерского стационара;
пропаганду образа жизни семей, культивирующих здоровый образ жизни, через средства массовой информации;
разработку медицинских просветительских программ для молодежи и обучающих программ в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности, направленных на повышение санитарно-гигиенической культуры, борьбу с вредными привычками, а также выпуск соответствующей литературы, информационных листков и брошюр, создание компьютерных обучающих игр, размещение информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по вопросам здорового образа жизни;
расширение сети служб планирования семьи (центров, кабинетов психологов), ориентированных на профилактику абортов и сохранение беременности, при медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в сфере акушерства и гинекологии;
расширение сети социально-психологических служб для оказания помощи семьям, молодежи и детям;
повышение уровня репродуктивной грамотности путем развития соответствующих программ информированности населения;
вовлечение семей и детей в систематические занятия физической культурой и спортом, в том числе в мероприятия по выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне";
создание условий для внедрения инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных организаций; обеспечение отдыха и оздоровления детей;
создание условий для развития доступной инфраструктуры для организации семейного отдыха и туризма, оздоровления детей и молодежи, занятий физкультурой и спортом;
развитие форм отдыха и оздоровления детей, направленных на формирование навыков здорового образа жизни, исключающих употребление алкоголя и табака;
внедрение в учебные программы образовательных организаций предмета "Этика и психология семейной жизни".
Решение задачи по повышению ценности семейного образа жизни, сохранению духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании включает в себя:
развитие семейных традиций, направленных на укрепление семейной идентичности и сплоченности, сохранение и поддержание взаимосвязи и преемственности между поколениями в семье;
проведение в средствах массовой информации на постоянной основе целенаправленной пропаганды ценностей семьи и брака, морали и нравственности;
проведение информационных кампаний по повышению общественного престижа семейного образа жизни, многодетности и многопоколенной семьи путем создания специальных теле- и радиопередач, ток-шоу, газетных и журнальных рубрик, иных информационных проектов, популяризирующих семейные ценности и способствующих формированию позитивного отношения к браку, родительству, достойному отношению к старшему поколению и родному дому;
создание привлекательных условий для участия коммерческих структур в социальной рекламе и других информационных проектах в сферах просвещения, образования, науки, культуры, искусства, направленных на укрепление престижа и роли семьи в обществе и государстве, а также на содействие духовному развитию будущих родителей;
пропаганду ответственного отцовства, материнства и формирование позитивных образов отца и матери;
расширение возможностей для самореализации и улучшения качества жизни пожилых членов семьи посредством соответствующего просвещения и вовлечения в жизнь общества;
развитие форм поддержки программ межпоколенческих отношений для людей пожилого возраста и их вовлечение в волонтерскую деятельность с детьми;
разработку и реализацию дополнительных образовательных программ подготовки молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе позитивных семейных ценностей, конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций, формированию ответственного отношения молодежи к браку и семье, старшему поколению, репродуктивному здоровью и поведению;
поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, связанную с пропагандой семейных ценностей, их сохранением и восстановлением, а также семейных клубов и родительских объединений,
имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и др.);
распространение опыта семейной и межсемейной волонтерской деятельности;
пропаганду семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
информирование граждан о механизмах государственной поддержки семей, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
проведение семейных праздников, фестивалей и конкурсов на постоянной основе;
развитие мер стимулирования полных благополучных многодетных семей через организацию различных форм поощрения, основанных на государственно-общественном, государственно-частном партнерстве (награждение знаками, премиями, стипендиями и др.).
Решение задачи по содействию в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциалов семьи включает в себя:
повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем поддержки деятельности родительских советов и семейных клубов, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и др.);
обеспечение доступности для семей и родителей помощи специалистов в области социально-педагогической поддержки семьи и детей и в других областях, содействующей решению проблем семейной жизни и детско-родительских отношений;
обеспечение возможности получения молодыми родителями знаний, необходимых для воспитания детей, проведение бесплатных консультаций и занятий с родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, в том числе путем организации традиционных дней получения бесплатной консультативной помощи юриста, психолога, педагога и других специалистов, а также привлечения соответствующих организаций и волонтерских движений;
реализацию дополнительных образовательных программ для мужчин в целях формирования ответственного отцовства, повышения социальной роли отца, вовлечения мужчин в семейные дела и воспитание детей;
осуществление социальной, экономической и психологической поддержки молодых родителей;
обеспечение преимущественно семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также комплексной и системной поддержки замещающих семей, формирование соответствующего общественного мнения, привлечение к этой деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
сопровождение семей, взявших на воспитание ребенка (детей), посредством оказания им консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи;
улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие мер поддержки, направленных на профилактику отказов от новорожденных детей;
развитие услуг, направленных на включение в культурную жизнь и творческую деятельность лиц со сниженными жизненными ресурсами из многодетных и малообеспеченных семей;
оказание государственной поддержки развитию детских библиотек, литературы, детского кинематографа, театров, музеев и выставок в целях полноценной реализации воспитательной функции семьи.
Решение задачи по обеспечению социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства, включает в себя:
проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также осуществляющих уход за нетрудоспособными совершеннолетними членами семьи, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и занятости;
создание системы ранней помощи и сопровождения, повышающей доступность мероприятий по абилитации и реабилитации детей и взрослых с инвалидностью;
обучение членов семьи инвалида методикам реабилитации (абилитации);
развитие специализированных центров дневного и временного пребывания детей-инвалидов, предоставляющих комплексные услуги таким детям и их семьям;
проведение информационно-просветительских мероприятий по организации системы ранней помощи детям-инвалидам и их семьям и их сопровождения;
обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, в том числе к инклюзивному образованию;
взаимодействие и координацию существующих медицинских, социальных, образовательных, профессиональных организаций, задействованных в реабилитации инвалидов, с момента наступления инвалидности и в течение всей жизни инвалида независимо от места проживания;
обеспечение правовой и финансовой грамотности воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
совершенствование программ подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в таких организациях;
развитие системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также расширение функций организаций для детей-сирот в части постинтернатного сопровождения их выпускников;
поэтапную реструктуризацию сети организаций для детей-сирот, предусматривающую их сокращение, преобразование в службы подготовки и сопровождения замещающих семей, а также создание для детей, которых не удастся устроить в семьи, организаций с условиями проживания и воспитания, близкими к семейным;
развитие досуговых центров для пожилых людей, в том числе с возможностью посещения совместно с членами семьи, в том числе с детьми.
Решение задачи по профилактике семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности включает в себя:
внедрение института посредничества (медиации) при разрешении семейно-правовых споров, в том числе связанных с расторжением брака между супругами;
совершенствование порядка обследования условий жизни детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, разработку и внедрение современного диагностического инструментария, учитывающего презумпцию добросовестности родителей при осуществлении родительских прав, для оценки безопасности ребенка, уровня риска нанесения вреда его жизни и здоровью, совершения правонарушений в отношении ребенка;
развитие программ и услуг, направленных на оказание помощи родителю, ограниченному в родительских правах или лишенному родительских прав, в целях восстановления его в родительских правах и возвращения ребенка в биологическую семью;
реализацию комплекса мер, направленных на профилактику социального сиротства и оказание помощи детям в случаях нарушения их прав и интересов;
развитие центров помощи дневного и временного пребывания родителей с детьми по месту жительства;
развитие кризисных центров (приютов, центров временного пребывания и отделений) для женщин и мужчин, в том числе с детьми, подвергшихся насилию, в том числе в семье;
развитие программ по работе с лицами, подвергающими психологическому и (или) физическому насилию членов своей семьи;
развитие форм досуга, спорта, туризма и дополнительного образования, специально ориентированных на интеграцию детей групп риска и детей, находящихся в социально опасном положении;
разработку и внедрение модельных стандартов социальных услуг для семей групп социального риска и семей, находящихся в социально опасном положении;
реализацию просветительских программ среди молодежи по профилактике насилия, проведение информационных кампаний о ресурсах, возможностях и об услугах, доступных пострадавшим от насилия, а также продолжение общенациональной кампании по противодействию совершению правонарушений в отношении детей;
поддержку негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления социальных услуг семьям с детьми и детям.
Решение задачи по повышению эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства, включает в себя:
предоставление юридической поддержки членам семьи в период рассмотрения дела несовершеннолетнего в суде, в том числе с использованием примирительных процедур;
реализацию комплекса мер по восстановлению правового статуса осужденного несовершеннолетнего по окончании отбывания наказания (оказание помощи в получении регистрации, паспорта и других документов, удостоверяющих факты, имеющие юридическое значение, в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением, а также содействие в получении установленных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ, социальных выплат, полиса обязательного медицинского страхования);
обеспечение образовательного статуса осужденного несовершеннолетнего (социально-педагогическая диагностика и обследование личности, социально-педагогическое консультирование, содействие в повышении общего образовательного уровня, обучение правовым основам в целях обеспечения гражданской компетентности, содействие в получении среднего профессионального и высшего образования);
социально-бытовую и культурную адаптацию осужденного несовершеннолетнего (временное обеспечение местом проживания, трудовой занятостью, предоставление помещений для организации реабилитационных мероприятий, культурного и бытового обслуживания, привлечение к участию в массовых и групповых культурных мероприятиях).
3. Механизмы и ресурсы реализации Концепции
Реализацию государственной семейной политики Республики Башкортостан предполагается осуществлять посредством:
нормативного правового обеспечения, включая совершенствование законодательства в области семьи и семейной политики Республики Башкортостан;
учета задач государственной семейной политики при формировании бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также при подготовке государственных программ Республики Башкортостан;
координации деятельности субъектов государственной семейной политики;
информационного обеспечения, включая осуществление мониторинга и прогнозирования хода реализации государственной семейной политики, сбор и анализ информации по ее основным направлениям, оценку эффективности ее реализации;
применения системы измеряемых и проверяемых критериев и показателей положения семьи;
партнерства органов государственной власти всех уровней и институтов гражданского общества;
развития программно-целевого подхода к формированию и осуществлению государственной семейной политики;
повышения роли органов местного самоуправления Республики Башкортостан и общественных объединений в обеспечении поддержки семьи;
разработки мер, направленных на развитие кадрового потенциала сферы помощи семье и детям, организацию переподготовки, повышения квалификации и методической поддержки специалистов на основе современных подходов;
обеспечения экспертной и консультативной помощи республиканскими органами исполнительной власти органам местного самоуправления Республики Башкортостан и организациям, осуществляющим деятельность в сфере защиты прав семьи и детей;
привлечения внебюджетных источников финансирования региональной семейной политики;
научно-методического обеспечения реализации государственной семейной политики, включая развитие исследований жизнедеятельности семьи, ориентированных на разработку эффективных соответствующих технологий и механизмов, научных исследований в сфере семейной политики, распространение инновационного опыта работы с различными категориями семей, обобщение и внедрение полезных зарубежных практик с учетом отечественных национально-культурных особенностей и традиций;
информационно-пропагандистской, рекламной поддержки реализации государственной семейной политики;
разработки регионального поэтапного плана реализации государственной семейной политики, включающего определение ее системы направлений, практических мер и механизмов реализации.
Ресурсами для успешной реализации государственной семейной политики в Республике Башкортостан являются развитая доступная инфраструктура организаций - субъектов семейной политики, а также их материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение.
4. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа согласно соответствующим поэтапным планам.
На первом этапе реализации Концепции (2015-2018 годы) планируется проведение работы по совершенствованию семейного законодательства и системы статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение семей, в том числе семей с детьми, и детей.
Предусматривается создание условий, позволяющих сформировать организационную и финансовую базы для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций в государственной семейной политике.
Планируется проведение работы по совершенствованию программ, направленных на улучшение положения семей.
В результате реализации мероприятий первого этапа реализации Концепции предполагается:
создать условия для уменьшения числа малоимущих семей с несовершеннолетними детьми;
повысить доступность дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3-х лет;
повысить профилактическую направленность и адресность предоставления социальных услуг;
снизить в результате профилактических мероприятий число детей, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, а также число детей, имеющих родителей (одного родителя) и постоянно проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создать условия для развития форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан в случае невозможности их возвращения кровным родителям;
создать условия воспитания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближенные к семейным.
На втором этапе реализации Концепции (2019-2025 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по обеспечению семейного благополучия. Основной акцент будет сделан на улучшении положения семей, развитии инфраструктуры оказания услуг, организации дополнительного образования детей и взрослых, семейного отдыха, оздоровления и досуга.
К 2020 году планируется завершение процесса модернизации системы социального обслуживания семей.
Эффективность и степень достижения ожидаемых итогов реализации Концепции будут оцениваться на основе результатов постоянного мониторинга мероприятий государственной семейной политики.
5. Ожидаемые результаты реализации Концепции
В ходе реализации Концепции ожидается получение следующих результатов:
а) повышение уровня доходов и имущественной обеспеченности семей:
индикатор 1 - доля семей с детьми, получающих детские пособия, в общем количестве семей с детьми;
индикатор 2 - доля безработных родителей, имеющих детей, в общем числе безработных;
б) улучшение состояния здоровья детей и родителей:
индикатор 1 - уровень общей заболеваемости взрослых;
индикатор 2 - уровень общей заболеваемости детей;
индикатор 3 - уровень младенческой смертности;
индикатор 4 - доля жителей республики, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности населения республики;
в) повышение уровня обеспеченности жильем семей с детьми:
индикатор - доля семей, получивших жилье, от общего числа семей, состоящих на учете на получение жилых помещений;
г) повышение доступности дошкольного образования:
индикатор 1 - доля детей, охваченных дошкольным образованием, от общего числа детей дошкольного возраста в республике;
д) укрепление института семьи:
индикатор 1 - общий коэффициент разводимости в республике;
индикатор 2 - доля детей, рожденных вне брака, в общем количестве родившихся;
е) снижение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
индикатор 1 - доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
индикатор 2 - доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения в республике.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение позитивных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета матери и отца в семье и обществе, а также для поддержания социальной устойчивости каждой семьи.
Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав ее членов.
Ресурсами для успешной реализации государственной семейной политики в Республике Башкортостан являются развитая доступная инфраструктура организаций - субъектов семейной политики, а также их материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Указ Главы Республики Башкортостан от 14 августа 2015 г. N УГ-184 "Об утверждении Концепции семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 17 августа 2015 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17 августа 2015 г.