Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу Министерства образования
Республики Башкортостан
от 29 апреля 2015 г. N 894
(с изменениями от 1 июня 2016 г., 3 апреля 2017 г.)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок формирования республиканских предметных комиссий (далее - Порядок) определяет порядок подготовки экспертов, присвоения статусов экспертам и анализ работы республиканских предметных комиссий в Республике Башкортостан.
1.2. По каждому учебному предмету, по которому проводится единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) и единый региональный экзамен по башкирскому языку (далее - ЕРЭ), Министерством образования Республики Башкортостан создаются республиканские предметные комиссии (далее - РПК).
1.3. РПК в своей работе руководствуются:
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1400 (далее - Порядок проведения ГИА);
иными нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующими организацию и проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования, в том числе в форме ЕГЭ;
Законом Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан";
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 января 2013 года N 1 "О проведении единого государственного экзамена и единого регионального экзамена по башкирскому языку в Республике Башкортостан в 2013 году";
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2014 года N 125 "Об утверждении Положения о размере и порядке выплаты компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена и единого регионального экзамена по башкирскому языку в Республике Башкортостан";
нормативными правовыми актами Правительства Республики Башкортостан, Министерства образования Республики Башкортостан по вопросам организации и проведения ЕГЭ в Республике Башкортостан;
инструкциями Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр тестирования", осуществляющего полномочия по организационному и информационно-технологическому обеспечению организации и проведения ЕГЭ на федеральном уровне.
1.4. РПК осуществляют свою работу в период проведения ЕГЭ в Республике Башкортостан в сроки, установленные Министерством образования и науки Российской Федерации, а также в период проведения ЕРЭ в сроки, установленные Министерством образования Республики Башкортостан.
1.5. РПК размещаются в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащие условия хранения документации.
2. Порядок подготовки экспертов РПК
2.1. В состав РПК по каждому учебному предмету привлекаются лица, отвечающие следующим требованиям (далее - эксперты):
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор);
наличие результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного Министерством образования Республики Башкортостан.
2.2. В целях содействия организации и проведению ЕГЭ и ЕРЭ образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы среднего общего образования, основные образовательные программы профессионального образования, а также органы местного самоуправления направляют своих работников в составы РПК.
2.3. Численный состав РПК определяется с учетом количества участников ЕГЭ по данному учебному предмету в текущем году и ЕРЭ, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки выполнения заданий с развернутым ответом.
2.4. Специалист, не прошедший квалификационные испытания в текущем году, не допускается к включению в состав РПК, а также не может принимать участия в проверке развернутых ответов участников ЕГЭ в текущем году.
2.5. Персональные составы РПК утверждаются приказом Министерства образования Республики Башкортостан после их согласования с Государственной экзаменационной комиссией Республики Башкортостан (далее - ГЭК РБ).
2.6. Все члены РПК несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:
за нарушение требований конфиденциальности и информационной безопасности;
за злоупотребления полномочиями, совершенными из корыстной или личной заинтересованности.
3. Статусы экспертов РПК
3.1. В период организации и проведения ЕГЭ и ЕРЭ распределение функций между экспертами РПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
3.2. Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя РПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ЕГЭ в составе РПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
3.3. Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ в составе РПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ и ЕРЭ, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
3.4. Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ и ЕРЭ в составе РПК.
3.5. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА; требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ЕГЭ; требованиям к результатам квалификационного испытания;
требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
3.6. В списки экспертов, представляемых в Рособрнадзор председателем ГЭК для включения в предметные комиссии, создаваемые Рособрнадзором, могут быть включены только эксперты, имеющие статус ведущих или старших экспертов.
4. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников БГЭ на федеральном и региональном уровнях
4. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ используется трехуровневая система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
Согласование на региональном уровне обеспечивается применением согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов выпускников.
Оперативное согласование подходов к оцениванию между экспертами РПК непосредственно перед проверкой работ, проводимое в день начала проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из Центра.
4.1. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на федеральном уровне организуются федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИПИ) и осуществляются в два этапа: заочный и очный:
Заочный этап (проводится в период с ноября по декабрь). На этом этапе специалисты, претендующие на позиции председателей и заместителей председателей РПК (на присвоение статуса ведущий эксперт), оценивают работы из межрегионального банка работ. Для этого используется специальный Модуль Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" (формирование межрегионального банка работ проводится ФИПИ из отобранных руководителями РПК субъектов Российской Федерации изображений экзаменационных работ, вызвавших затруднения и/или разногласия при оценивании в ходе проверки развернутых ответов участников ЕГЭ 2014 года). Результаты данного этапа используются для проведения следующего (очного) этапа согласования.
Очный этап (проводится в форме семинаров в период с января по март). На этом этапе специалисты, прошедшие заочный этап, участвуют в семинарах по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ.
В ходе семинаров при обсуждении подходов к оцениванию формируется набор изображений ответов на отдельные задания и целых работ, которые далее будут использоваться для проведения квалификационных испытаний для экспертов в Интернет-системе дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ".
4.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ ЕГЭ на региональном уровне организуются Министерством образования Республики Башкортостан. Согласование осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте "ФИПИ" (www.fipi.ru).
4.3. При подготовке экспертов на региональном уровне может быть использована Интернет-система дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и размещенные в ней материалы.
5. Квалификационные требования для присвоения статусов экспертам
5. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются в зависимости от уровня квалификации эксперта.
Для присвоения экспертам статуса устанавливаются следующие квалификационные требования.
5.1. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются Порядком проведения ГИА:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационных требованиям, указанным в
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.