Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу Министерства образования
Республики Башкортостан
от 29 апреля 2015 г. N 894
Положение
о республиканских предметных комиссиях
1 июня 2016 г., 3 апреля 2017 г.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1400, в целях обеспечения надлежащего правового регулирования деятельности республиканских предметных комиссий (далее - РПК).
В Положении определяются цели РПК, их полномочия и функции, права и обязанности членов, а также порядок организации работы.
Приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 1 июня 2016 г. N 711 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Общие положения
Для проведения государственной итоговой аттестации ежегодно создаются РПК. С целью обеспечения независимости и объективности проведения государственной итоговой аттестации при формировании РПК обеспечивается возможность участия в их работе представителей общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, а также общественных объединений и организаций.
РПК в своей работе руководствуются:
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1400;
Положением о Государственной экзаменационной комиссии Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерство образования Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года N 894 (далее - ГЭК) и данным Положением;
рекомендациями федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИПИ);
решениями ГЭК РБ.
Работа РПК координируется ГЭК РБ.
РПК осуществляют свою работу в период проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА).
РПК размещается в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан в специально выделенных для проверки и оборудованных видеонаблюдением помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.
Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности РПК осуществляет РЦОИ.
2. Состав и структура предметных комиссий
По каждому учебному предмету, по которому проводится единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) и единый региональный экзамен по башкирскому языку (далее - ЕРЭ), Министерством образования Республики Башкортостан создаются РПК.
Персональный состав председателей РПК определяет своим решением Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор).
Персональный состав РПК определяет своим решением ГЭК РБ и утверждает Министерство образования Республики Башкортостан (далее - Министерство).
Численный состав РПК определяется с учетом объема выполняемых работ, в том числе исходя из количества выпускников общеобразовательных организаций (далее - выпускники) и поступающих в образовательные организации высшего образования (далее - поступающие), которые будут сдавать ЕГЭ по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки ответов на задания с развернутым ответом по данному учебному предмету.
РПК состоит из председателя, заместителя (ей) председателя и членов РПК (экспертов).
В состав РПК по каждому учебному предмету включаются учителя общеобразовательных организаций, методисты, преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего профессионального или высшего образования по профилю комиссии. Члены РПК должны соответствовать следующим требованиям:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
наличие положительных результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в установленном Министерством образования Республики Башкортостан порядке.
Члены РПК в период подготовки и проведения ЕГЭ обязаны участвовать в ежегодных обучающих семинарах (консультациях), завершающихся квалификационным испытанием. В качестве измерительных материалов используются образцы выполнения заданий участниками ЕГЭ прошлых лет, прошедшие калибровочное оценивание на федеральном уровне.
По результатам квалификационного испытания ГЭК РБ принимается решение о допуске к проверке и присвоении эксперту категории: ведущий эксперт, старший эксперт или основной эксперт.
Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе предметных комиссий, в том числе в качестве третьего эксперта;
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе предметных комиссий, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе предметных комиссий.
Использование дополнительных механизмов контроля качества работы экспертов:
для ведущих экспертов - анализ статистики удовлетворенных апелляций, анализ согласованности работы РПК;
для старших экспертов - анализ статистики удовлетворенных апелляций, анализ согласованности работы экспертов РПК;
для экспертов - анализ согласованности работы экспертов РПК.
Установление порядка привлечения экспертов к работе:
для руководства РПК, подготовки экспертов РПК - только ведущие эксперты;
для участия в работе федеральной предметной комиссии (далее - ФПК) - ведущие эксперты, старшие эксперты (по решению Рособрнадзора);
для проверки и перепроверки экзаменационных работ участников ЕГЭ (в том числе в качестве 3-го эксперта при проведении межрегиональных перекрестных проверок) - только ведущие эксперты и старшие эксперты;
для перепроверки апелляционных работ участников ЕГЭ, участия в работе РКК - ведущие эксперты, старшие эксперты (в случае необходимости);
для проверки работ - все категории экспертов.
Приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 1 июня 2016 г. N 711 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Функции и порядок организации работы РПК
Проверку ответов на задания экзаменационных работ с развернутым ответом осуществляют РПК в соответствии с Методикой оценивания и порядком проведения проверки развернутых ответов (приложение NN 1, 2).
РПК в рамках проведения проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ:
принимают к рассмотрению по соответствующему учебному предмету обезличенные копии бланков ЕГЭ, на которых оформлены ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом;
осуществляют проверку ответов участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом и оценивание в соответствии с установленными требованиями и инструкциями.
Ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом проверяются двумя членами РПК (далее - эксперты). По результатам проверки эксперты (независимо друг от друга) выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки РПК развернутых ответов участников ЕГЭ, которые после заполнения передаются в Центр мониторинга в образовании и сопровождения государственной итоговой аттестации (далее - Центр) для дальнейшей обработки.
В случае расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается проверка третьим экспертом.
Третий эксперт назначается председателем РПК из числа членов РПК, ранее не проверявших данную экзаменационную работу и являющихся членом ФПК по данному предмету.
Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены символами "X". Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ЕГЭ. Баллы третьего эксперта являются окончательными.
Распределение работ между членами РПК, определение окончательных баллов за ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляется автоматизировано, с использованием специализированных аппаратно-программных средств Центра.
Организация работы РПК при перепроверках отдельных экзаменационных работ участников ГИА по поручению Рособранадзора# или решению ГЭК РБ осуществляется до 1 марта следующего года.
4. Функции, права и обязанности председателя, заместителя председателя и членов РПК
РПК возглавляет председатель, который организует работу и несет ответственность за своевременную и объективную проверку заданий с развернутым ответом, выполненных на бланках ответов N 2.
Председатель РПК в рамках своей компетенции подчиняется председателю и заместителям председателя ГЭК РБ.
Заместитель председателя РПК подчиняется председателю РПК, в отсутствие председателя РПК выполняет его обязанности.
При возникновении спорных вопросов по оцениванию заданий с развернутым ответом республиканская конфликтная комиссия (далее - РКК) устанавливает правильность оценивания экзаменационной работы участника ЕГЭ. В этом случае к рассмотрению апелляции привлекаются эксперты по соответствующему учебному предмету, имеющие по результатам квалификационного испытания необходимый уровень подготовки (не ниже категории "старший эксперт").
4.1. Председатель РПК обязан:
выполнять возложенные на него функции в соответствии с положением о ГЭК РБ и настоящим Положением;
соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК РБ;
обеспечить соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке заданий с развернутым ответом, выполненных на бланках ответов N 2, хранении и передаче результатов проверки в Центр;
своевременно информировать руководство ГЭК РБ о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки заданий с развернутым ответом, выполненных на бланках ответов N 2;
согласовывать с руководством ГЭК РБ планируемые публичные выступления руководителей и экспертов по вопросам ЕГЭ (в печатных изданиях, на совещаниях, конференциях и т. п.);
не позднее чем за 14 дней до начала обработки материалов ЕГЭ председатель по соответствующему учебному предмету согласует с руководителем Центра расписание работы РПК во время обработки экзаменационных материалов по данному учебному предмету;
не позднее чем за 14 дней до начала обработки материалов ЕГЭ по соответствующему учебному предмету председатель РПК передает руководителю Центра расписание работы экспертов РПК для планирования назначения экспертов на проверку работ; в том же документе председатель РПК указывает для каждого эксперта РПК, является ли он членом ФПК;
председатель РПК согласует с руководителем Центра график работы экспертов, проводящих проверку пустых бланков.
На этапе проверки бланков ответов N 2 председатель РПК должен:
получить у руководителя Центра полный комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и необходимое количество критериев для экспертов;
получать необходимое для проверки экспертами количество рабочих комплектов по мере проведения обработки и проверки развернутых ответов в Центре;
перед началом работы экспертов провести инструктаж в соответствии с полученными критериями оценивания выполнения заданий;
распределить экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях и осуществлять их консультирование по вопросам оценивания экзаменационных работ;
обеспечить присутствие в аудиториях только допущенных лиц - помимо экспертов и председателя РПК в аудитории могут находиться: руководитель Центра, член ГЭК РБ, должностные лица Рособрнадзора или Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку порядка проведения ГИА, общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке;
выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
обеспечить рабочую атмосферу и дисциплину в работе РПК: во время работы экспертам запрещается: самостоятельно изменять рабочие места, копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах, пользоваться средствами связи, фото- и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами, без уважительной причины покидать аудиторию, переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя РПК или у эксперта, назначенного по решению председателя РПК консультантом, выносить после завершения работы рабочие комплекты или их части, а также критерии оценивания выполнения заданий, тексты заданий контрольно-измерительных материалов;
в рамках своей компетенции решать вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решать вопросы, связанные с компетенцией Центра, согласовывать свои решения с руководителем Центра;
контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и бланки-протоколы и бланки-копии в Центр;
распределять между экспертами экзаменационные работы ГВЭ;
определять необходимость направления работ ГВЭ на третью проверку;
производить расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ;
контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передавать бланки-протоколы и бланки-копии в РЦОИ; оперативно устранять возникающие у экспертов затруднения;
если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, то необходимо сообщить об этом руководителю РЦОИ РБ и передать ему данный комплект с протоколом проверки;
бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, передать руководителю РЦОИ РБ для переназначения другим экспертам;
по завершении работы РПК сдать руководителю Центра все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
по завершении проверки получить от руководителя Центра пакет документов о результатах работы РПК: количество работ, проверенных каждым экспертом, количество работ, отправленных на третью проверку, информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания.
При рассмотрении апелляции председатель РПК должен:
получить от ответственного секретаря РКК апелляционный комплект участника ЕГЭ;
получить от руководителя Центра критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ), по которому сдавал экзамен участник ЕГЭ, подавший апелляцию;
назначить на рассмотрение апелляции экспертов, являющихся членами ФПК, ранее не проверявших данную работу, и передать им вышеуказанные материалы;
узнать у ответственного секретаря РКК время рассмотрения апелляции;
направить экспертов в РКК на рассмотрение апелляции в указанное время;
оперативно передавать в Центр для Рособрнадзора, ФГБУ "Федеральный центр тестирования" информацию о возможной некорректности заданий с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания.
Эксперты должны:
на подготовительном этапе пройти обучение и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями установленного порядка проведения ГИА, методических материалов ФИПИ;
заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем РПК;
эксперты, не подтвердившие квалификацию и (или) не прошедшие инструктаж, к проверке развернутых ответов не допускаются.
Во время проверки развернутых ответов:
по указанию председателя РПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
получить рабочие комплекты для проверки;
соблюдать дисциплину во время работы;
во время работы экспертам запрещается: самостоятельно изменять рабочие места, копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах; пользоваться средствами связи, фото-, видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами; без уважительной причины покидать аудиторию; переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя РПК или у эксперта, назначенного по решению председателя РПК консультантом; по завершении работы выносить рабочие комплекты и (или) их части, а также критерии оценивания развернутых ответов;
если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю РПК или руководителю Центра, которые решат их в рамках своей компетенции;
начать проверку развернутых ответов, следуя следующим правилам:
1. заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелиевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
2. использование карандаша, ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления недопустимо;
3. внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления зафиксированы и заверены подписью эксперта;
4. часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ГИА страницы, оценивается как ответ на задание, к выполнению которого участник ГИА не приступал (знаком "X")
5. если участник ЕГЭ не приступал к выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, следует поставить метку "X";
6. если участник ЕГЭ приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует поставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
7. если участник ЕГЭ выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола поставить номер выбранного участником ЕГЭ альтернативного задания:
после завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю РПК для передачи на обработку.
При проверке предположительно пустых бланков ответов N 2:
получить инструктаж от руководителя Центра;
просматривать с экрана изображения пустых бланков ответов N 2;
при наличии записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение заполнено;
при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить, что изображение не заполнено;
изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов как заполненные, отправляются на проверку в РПК.
При рассмотрении апелляции:
получить от председателя РПК копии бланков ответов N 2, бланков-протоколов проверки работ экспертами, критерии оценивания выполнения задания с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ЕГЭ, подавший апелляцию;
рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы;
узнать у председателя РПК время рассмотрения апелляции и прибыть в указанное время в РКК;
присутствовать во время рассмотрения апелляции;
в случае возникновения у апеллянта или у РКК претензий к оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения;
составить заключение о правильности оценивания развернутых ответов, по которым была подана апелляция;
в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю РПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания.
5. Ответственность членов РПК
В случае установления факта нарушения экспертом указанных в Порядке требований, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования статуса эксперта в личных целях Министерство образования Республики Башкортостан принимает решение об исключении эксперта из состава предметной комиссии.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей, несоблюдения требований нормативных правовых актов по проведению ЕГЭ, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, а также злоупотреблений установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, эксперты привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.