Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2005 г. N 11-Г05-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 3 августа 2005 года гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 1996 года N 274 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения полиса обязательного медицинского страхования" по кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 мая 2005 года, которым постановлено: "Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить. Признать постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 1996 года N 274 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения полиса обязательного медицинского страхования" противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республики Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., полагавшей определение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Республики Татарстан обратился в суд с указанным выше заявлением, указывая на то, что отношения в области медицинского страхования являются гражданско-правовыми. В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", определяющего правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования граждан в Российской Федерации, форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении утверждаются Правительством Российской Федерации. Исходя из указанных положений Кабинет Министров Республики Татарстан вышел за пределы предоставленных ему полномочий, так как утверждение инструкции о порядке ведения полиса обязательного медицинского страхования находится в исключительном ведении Российской Федерации.
По делу постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового - об отказе в удовлетворении требования прокурора, так как судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. В частности, отмечается, что ст.ст. 2, 5 ФЗ от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что законодательство в данной сфере состоит из данного федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и нормативных правовых актов субъектов РФ. Определены полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования. Принятые в Республике Татарстан в данной сфере нормативные правовые акты касаются полномочий не тождественным полномочиям федеральных органов государственной власти. Оспариваемое прокурором постановление принято в соответствии со ст. 6 ФЗ "О медицинском страховании граждан РФ" и ст. 6 аналогичного закона республики и предметом правового регулирования им являются отношения по организации выдачи полисов обязательного медицинского страхования на территории республики, в том числе, путем утверждения Инструкции о порядке ведения полиса. Постановление и Инструкция не противоречат федеральному законодательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к# для ее удовлетворения.
При вынесении решения суд исходил из того, что обязательное медицинского страхование является составной частью государственного социального страхования и осуществляется в соответствии с федеральным законом в отношении работающих граждан в связи с возможным изменением материального и (или) социального положения, в том числе, по независящим от них обстоятельствам. Отношения в области обязательного медицинского страхования не являются гражданско-правовыми и не находятся в исключительном ведении РФ. Форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении утверждаются Совмином РФ. Полис имеет силу на всей территории РФ и других государств, с которыми имеется соглашение о медицинском страховании граждан. Федеральным законодателем полномочия по утверждению инструкции о порядке ведения полиса обязательного медицинского страхования переданы Правительству РФ, которое постановлением от 23 января 1992 года N 41 утвердило формы полисов и Инструкцию по их заполнению, а следовательно, Кабинет Министров РТ по данному вопросу вышел за пределы предоставленных полномочий, в силу чего возражения против заявления не могут быть признаны состоятельными.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, так как он соответствует требования# действующего законодательства, нормы которого в решении приведены. Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием считать, что оспариваемое постановление принято Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах имеющихся полномочий, поскольку вопрос формы страхового медицинского полиса и инструкции о его ведении регулируется Правительством РФ.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 мая 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суть спора заключается в том, в чьем ведении (РФ или ее субъекта) находится решение вопросов, связанных с регулированием отношений в области медицинского страхования (определение порядка ведения полиса обязательного медицинского страхования).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что отношения в области обязательного медицинского страхования не являются гражданско-правовыми и не находятся в исключительном ведении РФ. Между тем полис имеет силу на всей территории РФ. Федеральным законодателем полномочия по утверждению инструкции о порядке ведения полиса обязательного медицинского страхования переданы Правительству РФ, которое постановлением от 23 января 1992 года N 41 утвердило формы полисов и Инструкцию по их заполнению, а следовательно, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ по данному вопросу вышел за пределы предоставленных полномочий.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2005 г. N 11-Г05-9
Текст определения официально опубликован не был