Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
сельского хозяйства
Республики Башкортостан
от 16 октября 2015 г. N 308
Ведомственная целевая программа
Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан "Поддержка начинающих фермеров в Республике Башкортостан на период 2016-2018 годов"
Паспорт ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Республике Башкортостан на период 2016-2018 годов"
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан |
Наименование Программы |
"Поддержка начинающих фермеров в Республике Башкортостан на период 2016-2018 годов" |
Наименование, номер и дата принятия соответствующего нормативного акта об утверждении целевой программы ведомства |
Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан N 308 от 16 октября 2015 года |
Номер программы в едином реестре ведомственных целевых программ |
N 36 от 16 октября 2015 года |
Цель и задачи программы |
Цель: Стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач: 1. Обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств; 2. Создание условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов; 3. Стимулирование создания гражданами, в том числе гражданами ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Целевой индикатор: увеличение числа хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2010 года - 1,05 раза Целевые показатели: количество крестьянских (фермерских) хозяйств, реализовавших проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки - 93 ед., в том числе: в 2016 году - 31 ед.; в 2017 году - 31 ед.; в 2018 году - 31 ед.; количество созданных рабочих мест - 279 |
Характеристика программных мероприятий |
Комплекс мер, направленных на реализацию задач, включает следующие направления: 1. Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; 2. Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров; 3. Участие в других мероприятиях Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года N 458 (с последующими изменениями) |
Сроки реализации программы |
2016-2018 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования программы на 2016-2018 гг. составляет 128,712 млн. рублей: в том числе по годам: 2016 год - 42,904 млн. рублей; 2017 год - 42,904 млн. рублей; 2018 год - 42,904 млн. рублей; Финансирование из федерального бюджета, всего - 64,356 млн. рублей, из них: 2016 год - 21,452 млн. рублей; 2017 год - 21,452 млн. рублей; 2018 год - 21,452 млн. рублей; Финансирование из бюджета Республики Башкортостан - 64,356 млн. рублей, из них: 2016 год - 21,452 млн. рублей; 2017 год - 21,452 млн. рублей 2018 год - 21,452 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
93 начинающих фермера смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты создания и развитая своих крестьянских (фермерских) хозяйств. Реализация программы также позволит получить следующие социально-экономические результаты: создание условий для перехода личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства, что приведет к увеличению налоговых платежей во все уровни бюджета; создание условий для повышения качества жизни сельских жителей |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
В современных условиях крестьянские (фермерские) хозяйства Республики Башкортостан играют немаловажную роль в обеспечении занятости и поддержания доходов сельского населения, налаживании устойчивого развития сельских территорий, способствуют сохранению сельского образа жизни, народных традиций. Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе позволила расширить возможности доступа фермеров Республики Башкортостан к субсидируемым кредитам в рамках реализации Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года N 458 (с последующими изменениями).
В то же время новые созданные крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового крестьянского (фермерского) хозяйства связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Без решения данной экономической проблемы начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить хозяйственную деятельность. Наряду с этим в секторе личных подсобных хозяйств населения появились хозяйства, имеющие в собственности или в пользовании до 5 и более гектаров земли и ориентированные на производство товарной продукции. Уже сейчас они по объему продукции превосходят некоторые фермерские хозяйства.
Для решения перечисленных проблем разработана ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров в Республике Башкортостан на период 2016-2018 годов".
2. Цель и задачи программы
Цель программы - стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
В рамках реализации данной цели и устойчивости баланса производства и потребления сельскохозяйственной продукции государственная поддержка будет производиться по следующим направлениям: мясное и молочное скотоводство; коневодство, овцеводство и козоводство; свиноводство; кролиководство; сельскохозяйственное птицеводство; рыбоводство;
пчеловодство; производство зерновых и зернобобовых культур; картофелеводство; овощеводство (открытого и закрытого грунта); выращивание плодовых и ягодных культур.
Задачи программы:
обеспечить условия для создания, расширения и модернизации производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств;
обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;
стимулировать граждан, в том числе граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, на создание крестьянских (фермерских) хозяйств.
3. Результаты реализации и целевые индикаторы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности:
93 начинающих фермера смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств, не менее чем одно крестьянских (фермерских) хозяйств на каждые 1,5 млн. руб. поддержки.
Реализация программы также позволит получить следующие результаты:
1. Создание не менее 279 постоянных рабочих мест.
2. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах.
3. Создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности.
4. Получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
Целевыми индикаторами реализации программы являются (таблица 1):
количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;
количество созданных рабочих мест.
Таблица 1
Целевые индикаторы
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Всего за 2016-2018 гг. |
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, реализовавших проекты с помощью государственной поддержки |
31 |
31 |
31 |
93 |
Количество созданных рабочих мест |
93 |
93 |
93 |
279 |
Результат реализации программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости (таблица 2).
Таблица 2
Результат программы
Целевой индикатор |
На 01.01.2015 (данные Росстата) |
Значения индикатора, ед. |
Год достижения цели |
||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
Число-фермеров, |
5857 |
5930 |
6050 |
6150 |
2018 |
в т. ч. с помощью государственной поддержки осуществили проекты развития своих хозяйств |
X |
31 |
31 |
31 |
2018 |
Значение индикатора - увеличение числа хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2011 года.
Расчет целевого индикатора производился по следующей формуле (1):
(1) |
К - целевой индикатор;
S - число хозяйствующих КФХ по состоянию на 01.01.2018 года;
Sz - число хозяйствующих КФХ по состоянию на 01.01.2015 года;
Значение целевого индикатора к концу реализации программы определяется по формуле:
4. Перечень и описание программных мероприятий
Основными мероприятиями программы являются предоставление начинающим главам крестьянских (фермерских) хозяйств грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Для обеспечения комплексной поддержки программы по поддержке начинающих фермеров предусматривается:
долгосрочное инвестиционное кредитование, в том числе субсидирование инвестиционных банковских кредитов и займов, привлеченных в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах начинающими фермерами, в рамках Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года N 458 (с последующими изменениями);
субсидирование краткосрочных (до 2-х лет) банковских кредитов и займов, привлеченных в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах начинающими фермерами;
погашение части взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота;
предоставление поручительств и гарантий из фондов поддержки предпринимательства по кредитам и займам, привлеченным начинающими фермерами;
строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров;
организация сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
оформление в собственность используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, создание информационно-консультационных центров в муниципальных районах, доведение их количества до 54 единиц;
Для формирования инфраструктуры развития начинающих фермеров Правительство Республики Башкортостан обеспечивает:
свободный доступ граждан к информации о наличии земель сельскохозяйственного назначения и порядке участия в программе поддержки начинающих фермеров в соответствии с законодательством;
включение начинающих фермеров в программы по улучшению жилищных условий по необходимости;
участие начинающих фермеров в мероприятиях Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года N 458 (с последующими изменениями).
5. Сроки реализации программы
Программа реализуется в период 2016-2018 годов.
Финансирование всех предусмотренных данной программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации программы с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости в них и оценки результатов и эффективности реализации мероприятий в предшествующий год.
6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы
6.1. Общая оценка вклада программы в достижение цели
Реализация программы будет способствовать достижению стратегических целей в области сельского хозяйства: наращиванию объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и повышение ее конкурентоспособности, повышению занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивому развитию сельских территорий.
Показателями, отражающими уровень решения задач в области сельского хозяйства, являются увеличение численности крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличение рабочих мест и рост объемов производства в них.
Реализация программы создаст предпосылки для устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе и оптимизацию механизмов их государственной поддержки.
6.2. Социальные и экономические последствия реализации программы
Согласно обоснованным целевым показателям программы, количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств, составит 93 единицы. За период 2016-2018 годов поддержка начинающих фермеров обеспечит создание 279 постоянных рабочих мест.
В результате государство получит дополнительную экономическую выгоду от сокращения объема выплат из бюджета на пособие по безработице и увеличение налоговых сборов.
Реализация программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
Ко внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов программы от первоначально запланированных, относятся:
низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать физически и морально устаревшую техническую базу крестьянских (фермерских) хозяйств и цехов по первичной переработке животноводческой продукции, а также расширить площади сельскохозяйственных угодий;
рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения и пестициды, материалы для строительства животноводческих ферм сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;
аномальные погодные условия и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан.
Указанные риски являются форс-мажорными или зависят от деятельности органов власти, не входящих в систему Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, в этой связи эти риски не могут быть спрогнозированы.
7. Оценка эффективности и мониторинг программы
Оценка эффективности реализации мероприятий программы осуществляется ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации исходя из степени достижения показателя результативности, определенного в соглашении между Республикой Башкортостан и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании соответствия прироста численности крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Башкортостан значению показателя, определенного в соглашении.
Увеличение количества крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Башкортостан, созданных в рамках настоящей программы, планируется на 93 фермеров, которые на основе отбора смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств.
Выдача грантов начинающим фермерам требует проведения мониторинга за их использованием.
Проведение мониторинга предполагает:
1. Обязательность внесения в договор с грантополучателем пункта о представлении отчета об использовании средств.
2. Периодичность представления отчетности грантополучателями.
3. Разработку критериев сравнительной эффективности использования грантов.
4. Увязку объемов выданных грантов с производственными показателями развития фермерских хозяйств.
5. Создание новой формы отчетности в рамках реализации Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года N 458 (с последующими изменениями).
8. Методика оценки эффективности программы
Количественный метод:
Оценка проводится на основе анализа следующей информации указанных государственных статистических и ведомственных форм отчетности:
Форма - "Число крестьянских (фермерских) хозяйств".
Форма 10 - АПК "Отчет о средствах целевого финансирования сводного годового бухгалтерского отчета".
Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: "сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств", "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166).
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации информацию о выполнении показателя, закрепленного в соглашении между Правительством Республики Башкортостан и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по поддержке начинающих фермеров, в соответствии с установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации формой отчетности.
Качественный метод:
достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.
9. Расчет потребности в необходимых ресурсах
Финансирование программы по поддержке начинающих фермеров осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемым Законом о бюджете на текущий год и плановый период в рамках средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года N 458 (с последующими изменениями).
Общая сумма грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, единовременную помощь на бытовое обустройство за 2016-2018 годы составит 128,712 млн. руб., в том числе из республиканского бюджета 64,356 млн. руб. (таблица 3).
Таблица 3
Объемы финансирования мероприятий ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Республике Башкортостан на период 2016-2018 годов" за счет средств бюджета
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2016-2018 гг. |
Гранты на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь на бытовое обустройство, (млн. рублей) в том числе: |
42,904 |
42,904 |
42,904 |
128,712 |
федеральный бюджет |
21,452 |
21,452 |
21,452 |
64,356 |
республиканский бюджет |
21,452 |
21,452 |
21,452 |
64,356 |
10. Система управления реализацией программы
Организационно-методическое управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик в лице Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан ежегодно направляет в Министерство экономического развития Республики Башкортостан информацию о реализации мероприятий программы в составе докладов в соответствии с установленным порядком.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 16 октября 2015 г. N 308 "Об утверждении ведомственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.