Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы ООО "Юридическая фирма "Юрконс", установил:
1. По решению директора филиала N 2 Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 1 декабря 2000 года с расчетного счета общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Юрконс" в бесспорном порядке взыскано 22 рубля недоимки по страховым взносам.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Юридическая фирма "Юрконс" просит признать не соответствующей Конституции Российской Федерации примененную в отношении него часть первую статьи 9 Федерального закона от 2 января 2000 года "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", согласно которой суммы недоимок и пеней по страховым взносам взыскиваются Фондом социального страхования Российской Федерации и его исполнительными органами в бесспорном порядке путем направления в банк или иную кредитную организацию, в которой открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание со счета плательщика - юридического лица и перечисление в соответствующий исполнительный орган Фонда необходимых денежных средств.
По мнению заявителя, Фонд социального страхования Российской Федерации не входит в структуру федеральных органов власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 N 867, а потому не является органом государственной власти, и наделение его в отношениях со страхователями властными полномочиями по взысканию в бесспорном порядке недоимок и пеней противоречит закрепленным в статьях 10 и 11 Конституции Российской Федерации принципам организации государственной власти в Российской Федерации и нарушает право частной собственности, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации.
2. Конституция Российской Федерации, исходя из целей социального государства, закрепленных в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 года "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам (часть вторая статьи 1); к основным принципам осуществления обязательного социального страхования относятся, в частности, его всеобщий обязательный характер, выражающийся в том, что данные отношения возникают в силу закона, то есть независимо от воли его участников, а также государственное регулирование системы обязательного социального страхования (статья 4); средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью (пункт 3 статьи 13); управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, а само страхование и оперативное управление его средствами - страховщиками, создаваемыми Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункты 1, 2, 4 и 5 статьи 13).
3. Обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области социального обеспечения и управление федеральной собственностью осуществляется, согласно Конституции Российской Федерации, Правительством Российской Федерации (статья 114, пункты "в" и "г" части 1). Фонд социального страхования Российской Федерации создан при Правительстве Российской Федерации для реализации возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий в социальной сфере и в соответствии с предоставленным ему правом учреждать подотчетные ему органы и организации (статьи 12, 13, 14 и 16 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации") для управления средствами государственного социального страхования как специализированное финансово-кредитное учреждение (пункт 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 года N 166).
Фонд социального страхования Российской Федерации, образованный с соблюдением установленного порядка при Правительстве Российской Федерации в качестве страховщика с предоставлением ему соответствующих полномочий по управлению средствами государственного социального страхования, являющимися федеральной собственностью, выполняет тем самым обязанности государства по обеспечению права, гарантируемого статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации и Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования", что и определяет его публично-правовой статус.
Следовательно, отношения между Фондом социального страхования Российской Федерации и организациями-страхователями носят не гражданско-правовой, как полагает заявитель, а публичный характер, что обусловливает наделение его определенными властными полномочиями, в том числе по взысканию в бесспорном порядке недоимок и пеней по страховым взносам. Таким образом, ссылка заявителя на статьи 10 и 11 Конституции Российской Федерации в данном случае является необоснованной.
4. Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды представляют собой установленные законом обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных для обеспечения не только частных, но и публичных интересов, что сближает их с налоговыми платежами. Бесспорный порядок взыскания недоимок и пеней по обязательным платежам с налогоплательщика - юридического лица при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав юридического лица не противоречит требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 35. Данная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" и Постановлении от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности подпунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции".
Вместе с тем следует учесть, что после введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации придан характер единого социального налога (взноса), взыскание недоимок и пеней по которому, а также применение штрафных санкций возложены на налоговые органы.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Юрконс", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации, в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, а также поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены постановления, сохраняющие свою силу.
2. Определение по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
М.В. Баглай |
Заместитель Председателя |
Т.Г. Морщакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявитель оспаривает конституционность положений законодательства, которые предусматривают право ФСС РФ в бесспорном порядке взыскивать задолженность по страховым взносам. По мнению заявителя, фонд не является органом государственной власти, следовательно, он не может обладать такими властными полномочиями.
Как пояснил Конституционный Суд РФ, поскольку фонду предоставлены полномочия по управлению средствами государственного социального страхования, являющимися федеральной собственностью, то отношения между ним и организациями-страхователями носят не гражданско-правовой, а публичный характер, что обусловливает наделение его определенными властными полномочиями, в том числе по взысканию в бесспорном порядке недоимок и пеней по страховым взносам.
Вместе с тем следует учесть, что после введения в действие части второй НК РФ указанные страховые платежи включены в состав ЕСН, взыскание недоимок и пеней по которому, а также применение штрафных санкций возложены на налоговые органы.
Определение Конституционного Суда РФ от 15 мая 2001 г. N 90-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Юрконс" на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 9 Федерального закона "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год"
Текст определения официально опубликован не был