Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу Министерства образования
Республики Башкортостан
от 29 апреля 2015 г. N 894
(с изменениями от 1 июня 2016 г., 3 апреля 2017 г.)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок формирования республиканских предметных комиссий (далее - Порядок) определяет порядок подготовки экспертов, присвоения статусов экспертам и анализ работы республиканских предметных комиссий в Республике Башкортостан.
1.2. По каждому учебному предмету, по которому проводится единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) и единый региональный экзамен по башкирскому языку (далее - ЕРЭ), Министерством образования Республики Башкортостан создаются республиканские предметные комиссии (далее - РПК).
1.3. РПК в своей работе руководствуются:
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1400 (далее - Порядок проведения ГИА);
иными нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующими организацию и проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования, в том числе в форме ЕГЭ;
Законом Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан";
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 января 2013 года N 1 "О проведении единого государственного экзамена и единого регионального экзамена по башкирскому языку в Республике Башкортостан в 2013 году";
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2014 года N 125 "Об утверждении Положения о размере и порядке выплаты компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена и единого регионального экзамена по башкирскому языку в Республике Башкортостан";
нормативными правовыми актами Правительства Республики Башкортостан, Министерства образования Республики Башкортостан по вопросам организации и проведения ЕГЭ в Республике Башкортостан;
инструкциями Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр тестирования", осуществляющего полномочия по организационному и информационно-технологическому обеспечению организации и проведения ЕГЭ на федеральном уровне.
1.4. РПК осуществляют свою работу в период проведения ЕГЭ в Республике Башкортостан в сроки, установленные Министерством образования и науки Российской Федерации, а также в период проведения ЕРЭ в сроки, установленные Министерством образования Республики Башкортостан.
1.5. РПК размещаются в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащие условия хранения документации.
2. Порядок подготовки экспертов РПК
2.1. В состав РПК по каждому учебному предмету привлекаются лица, отвечающие следующим требованиям (далее - эксперты):
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор);
наличие результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного Министерством образования Республики Башкортостан.
2.2. В целях содействия организации и проведению ЕГЭ и ЕРЭ образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы среднего общего образования, основные образовательные программы профессионального образования, а также органы местного самоуправления направляют своих работников в составы РПК.
2.3. Численный состав РПК определяется с учетом количества участников ЕГЭ по данному учебному предмету в текущем году и ЕРЭ, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки выполнения заданий с развернутым ответом.
2.4. Специалист, не прошедший квалификационные испытания в текущем году, не допускается к включению в состав РПК, а также не может принимать участия в проверке развернутых ответов участников ЕГЭ в текущем году.
2.5. Персональные составы РПК утверждаются приказом Министерства образования Республики Башкортостан после их согласования с Государственной экзаменационной комиссией Республики Башкортостан (далее - ГЭК РБ).
2.6. Все члены РПК несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:
за нарушение требований конфиденциальности и информационной безопасности;
за злоупотребления полномочиями, совершенными из корыстной или личной заинтересованности.
3. Статусы экспертов РПК
3.1. В период организации и проведения ЕГЭ и ЕРЭ распределение функций между экспертами РПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
3.2. Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя РПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ЕГЭ в составе РПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
3.3. Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ в составе РПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ и ЕРЭ, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
3.4. Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ и ЕРЭ в составе РПК.
3.5. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА; требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ЕГЭ; требованиям к результатам квалификационного испытания;
требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
3.6. В списки экспертов, представляемых в Рособрнадзор председателем ГЭК для включения в предметные комиссии, создаваемые Рособрнадзором, могут быть включены только эксперты, имеющие статус ведущих или старших экспертов.
4. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников БГЭ на федеральном и региональном уровнях
4. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ используется трехуровневая система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
Согласование на региональном уровне обеспечивается применением согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов выпускников.
Оперативное согласование подходов к оцениванию между экспертами РПК непосредственно перед проверкой работ, проводимое в день начала проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из Центра.
4.1. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на федеральном уровне организуются федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИПИ) и осуществляются в два этапа: заочный и очный:
Заочный этап (проводится в период с ноября по декабрь). На этом этапе специалисты, претендующие на позиции председателей и заместителей председателей РПК (на присвоение статуса ведущий эксперт), оценивают работы из межрегионального банка работ. Для этого используется специальный Модуль Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" (формирование межрегионального банка работ проводится ФИПИ из отобранных руководителями РПК субъектов Российской Федерации изображений экзаменационных работ, вызвавших затруднения и/или разногласия при оценивании в ходе проверки развернутых ответов участников ЕГЭ 2014 года). Результаты данного этапа используются для проведения следующего (очного) этапа согласования.
Очный этап (проводится в форме семинаров в период с января по март). На этом этапе специалисты, прошедшие заочный этап, участвуют в семинарах по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ.
В ходе семинаров при обсуждении подходов к оцениванию формируется набор изображений ответов на отдельные задания и целых работ, которые далее будут использоваться для проведения квалификационных испытаний для экспертов в Интернет-системе дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ".
4.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ ЕГЭ на региональном уровне организуются Министерством образования Республики Башкортостан. Согласование осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте "ФИПИ" (www.fipi.ru).
4.3. При подготовке экспертов на региональном уровне может быть использована Интернет-система дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и размещенные в ней материалы.
5. Квалификационные требования для присвоения статусов экспертам
5. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются в зависимости от уровня квалификации эксперта.
Для присвоения экспертам статуса устанавливаются следующие квалификационные требования.
5.1. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются Порядком проведения ГИА:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационных требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее 3 лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.
Приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 3 апреля 2017 г. N 368 подпункт 5.2 пункта 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5.2. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт организационной работы в РПК или ГЭК РБ. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав РПК входит менее 10 человек. Статус "ведущий эксперт" может быть присвоен только председателю или заместителю председателя РПК. Экспертам, не назначенным заместителем председателя или председателем РПК и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий эксперт", присваивается статус "старший эксперт".
5.3. Статусы ведущий эксперт и старший эксперт могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ЕГЭ. Для присвоения статуса ведущий эксперт опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Требования к опыту оценивания развернутых ответов участников экзамена устанавливаются Министерством образования Республики Башкортостан. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых РПК по иностранным языкам (если ранее не создавалась РПК по соответствующему учебному предмету).
5.4. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным Министерством образования Республики Башкортостан для присвоения экспертам каждого из статусов. Рекомендуемые показатели согласованности и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения каждого из статусов экспертам приведены в приложении к настоящему Порядку.
Методика анализа согласованности работы экспертов и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленным баллом разрабатывается Центром мониторинга в образовании и сопровождения государственной итоговой аттестации (далее - Центр). Результаты анализа согласованности оценивания используются при подготовке экспертов.
Показатели согласованности и их значения по результатам анализа работы РПК при проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ в предшествующем году и статистики удовлетворенных апелляций устанавливаются Центром.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Организация квалификационного испытания
6.1. Формат проведения квалификационных испытаний для экспертов определяет Министерство образования Республики Башкортостан.
6.2. Порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания устанавливается Министерством образования Республики Башкортостан.
6.3. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.
6.4. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам статусе вносится в региональную информационную систему.
6.5. Квалификационное испытание может проводиться непосредственно в Интернет-системе дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ". Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету рекомендуется проводить с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФИПИ) или аналогичных ресурсов, разработанных Центром.
Приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 3 апреля 2017 г. N 368 раздел VII настоящего приложения изложен в новой редакции
VII. Анализ работы республиканской предметной комиссии
7.1. По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников ГИА проводится анализ работы РПК.
7.2. Анализ работы РПК проводится в соответствии с порядком проведения анализа работы РПК, согласно приложению N 2 к Положению о республиканских предметных комиссиях.
7.3. Анализ работы РПК проводится на основании информации, предоставленной РЦОИ.
7.4. В целях обеспечения проведения анализа работы РПК группе экспертов, анализирующих работу РПК, предоставляется доступ к КИМ в сроки и порядке, установленном Министерством образования Республики Башкортостан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.