16 июня 2014 г.
В целях повышения качества государственной услуги по предоставлению в Республике Башкортостан образования детям с ограниченными возможностями здоровья Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемый стандарт качества государственной услуги по предоставлению в Республике Башкортостан образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
Исполняющий обязанности |
Р.З. Хамитов |
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 июня 2014 г. N 268 в настоящий Стандарт внесены изменения
Стандарт качества
государственной услуги по предоставлению в Республике Башкортостан образования детям с ограниченными возможностями здоровья
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 17 мая 2011 г. N 161)
16 июня 2014 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает основные требования к качеству государственной услуги по предоставлению образования детям с ограниченными возможностями здоровья (далее соответственно - государственная услуга, получатели государственной услуги), обязательные для исполнения образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в Республике Башкортостан (далее - организация).
1.2. Разработчиком настоящего стандарта является Министерство образования Республики Башкортостан (далее - государственный заказчик).
1.3. Термины и определения, применяемые в настоящем стандарте:
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.4. Нормативные правовые акты, регламентирующие качество предоставления государственной услуги:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Закон Республики Башкортостан "Об образовании в Республике Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 13 февраля 2013 года N 43 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Республики Башкортостан" (с последующими изменениями);
иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы в сфере образования и здравоохранения.";
1.5. Основными факторами, определяющими качество предоставления государственной услуги, являются:
наличие документов, регламентирующих деятельность организации;
условия размещения и режим работы организации;
наличие типовых зданий и сооружений;
наличие специального оснащения и оборудования;
укомплектованность организации специалистами и уровень их квалификации;
полнота и качество выполнения процедур, необходимых для предоставления государственной услуги;
информационное сопровождение деятельности по предоставлению государственной услуги;
наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью по предоставлению государственной услуги, а также за соблюдением требований настоящего стандарта;
ответственность должностных лиц за качество предоставления государственной услуги.
2. Требования к качеству оказания государственной услуги
2.1. Организациями, предоставляющими государственную услугу, являются государственные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования Республики Башкортостан для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Получатели государственной услуги - несовершеннолетние граждане до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья.
Государственная услуга предоставляется на бесплатной основе.
Расходы на предоставление государственной услуги осуществляются в соответствии с государственным заданием в пределах средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан.
2.2. Организация должна иметь регламентирующие ее деятельность документы:
устав, утвержденный и зарегистрированный в соответствии с установленным порядком;
свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе;
лицензию на право ведения образовательной деятельности по адаптированным образовательным программам;
свидетельство о государственной аккредитации (кроме организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования и адаптированным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью);
абзац шестой исключен;
См. текст абзаца шестого пункта 2.2
типовые положения, локальные акты, регламентирующие процесс предоставления государственной услуги;
федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
должностные инструкции работников организации, инструкции по охране труда, иные инструкции;
эксплуатационные документы, используемые при предоставлении государственной услуги:
кадастровые (технические) паспорта на здания и используемое оборудование, сертификаты качества оборудования, инвентарные описи основных средств и другие;
заключения органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.
2.3. Организация обеспечивает приведение документов в соответствие с нормативными правовыми актами.
2.4. Организация и ее структурные подразделения размещаются в специально предназначенных зданиях и помещениях, которые доступны для населения, обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания, оснащены телефонной связью, соответствуют требованиям пожарной, санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности.
2.5. Для осуществления образовательного процесса в организации должны быть:
учебные помещения (учебные кабинеты, кабинеты для практических занятий, лаборатории, мастерские);
помещения для коррекционных занятий;
помещения для занятия физической культурой и спортом;
библиотека;
помещения для организации быта и отдыха воспитанников;
помещение для питания (буфет, столовая);
медицинский пункт;
гардероб для верхней одежды;
санузлы.
Кабинеты, лаборатории, мастерские, помещения для коррекционных занятий оснащаются специальным оборудованием, аппаратурой, приборами и инструментами, которые должны быть безопасными, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивать надлежащее качество государственной услуги. Специальное оборудование, приборы и аппаратуру необходимо использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами и содержать в технически исправном состоянии. Каждый получатель государственной услуги обеспечивается исправной мебелью.
2.6. Комплектование организации работниками регламентируется штатным расписанием. Предоставление государственной услуги осуществляют руководящие и педагогические работники, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал.
Руководящие работники организации должны иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, которые необходимы для выполнения возложенных на них обязанностей.
Подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, содействие привлечению таких работников в организации обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и государственный заказчик.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Повышение квалификации педагогических работников проводится не реже одного раза в 5 лет путем обучения и (или) стажировки в организации, в высших учебных заведениях и иных организациях.
Медицинское обеспечение в организации осуществляют штатные медицинские работники, которые отвечают за охрану жизни и здоровья получателей государственной услуги.
Работникам необходимо иметь должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
В целях принятия необходимых мер по защите несовершеннолетних от любых форм насилия, включая сексуальное, оскорбления или злоупотребления, эксплуатации преподавателями и другими работниками организации, а также в случае отсутствия заботы с их стороны руководителю организации при осуществлении кадровой политики необходимо особое внимание уделять качественному подбору персонала. Рекомендуется отдавать предпочтение соискателям, имеющим соответствующее образование, опыт работы в данном виде организаций либо по аналогичной специальности и обладающим физическим, психическим здоровьем и моральной устойчивостью.
2.7. Основным действием для предоставления государственной услуги является реализация адаптированных образовательных программ в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Государственная услуга должна обеспечивать обучение, воспитание, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, которые принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Содержание образования в организации определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей получателей государственной услуги, принимаемой и реализуемой организацией самостоятельно.
Основанием для организации образовательного процесса в организации является наличие у потребителя государственной услуги соответствующей рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, заявления родителей (законных представителей).
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются организацией самостоятельно.
Учебный год начинается 1 сентября, оканчивается для обучающихся во II-X(XI) классах 31 мая, для обучающихся в I, IX(X), XI(XII) классах - 25 мая.
Не менее четырех раз в течение учебного года для получателей государственной услуги устанавливаются каникулы (осенние, зимние, весенние, летние), для обучающихся в первом классе предусматриваются дополнительные недельные каникулы.
В организациях организуются основные виды учебных занятий, такие, как урок, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, самостоятельная работа, индивидуальные и групповые коррекционные занятия и другие виды.
Государственная (итоговая) аттестация получателей государственной услуги является обязательной и осуществляется после освоения адаптированной образовательной программы в полном объеме.
Государственная (итоговая) аттестация в организации, имеющей государственную аккредитацию, осуществляется государственной аттестационной комиссией. Данная организация выдает выпускникам, освоившим соответствующую образовательную программу в полном объеме и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца об уровне образования или свидетельство об окончании организации, заверенные печатью организации.
2.8. До получателя государственной услуги должна быть доведена следующая информация:
наименование, местонахождение (адрес) организации;
дата государственной регистрации и наименование регистрационного органа;
режим работы, вид деятельности организации;
номера лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, сроки их действия;
правила и условия оказания государственной услуги.
В состав информации о государственной услуге должны быть включены:
перечень основных услуг, предоставляемых организацией;
характеристика государственной услуги;
наименования федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и настоящего стандарта;
сведения о качестве государственной услуги, условиях ее предоставления;
сведения о возможности влияния получателей государственной услуги на ее качество;
сведения о средствах коммуникации получателей государственной услуги с работниками организации;
сведения о возможности оценки качества услуги со стороны ее получателя;
правила и условия предоставления государственной услуги;
гарантийные обязательства организации.
Информация о предоставлении государственной услуги должна содержать указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу. Способ и порядок предоставления информации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Родителям (законным представителям) получателей государственной услуги должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также оценкой успеваемости детей.
2.9. Организации необходимо иметь документально оформленную внутреннюю (собственную) систему контроля за деятельностью подразделений и сотрудников в целях определения ее соответствия федеральным государственным образовательным стандартам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и настоящему стандарту, другим нормативным документам в области образования.
Система контроля должна охватывать этапы планирования, оформления результатов контроля, выработку и реализацию мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Текущий контроль за качеством оказания государственной услуги осуществляется путем проведения руководителем организации или его заместителями проверок соблюдения и исполнения работниками положений настоящего стандарта.
Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руководителем или заместителем руководителя уполномоченного государственного органа, а также руководителем организации.
Внешнюю систему контроля предоставления государственной услуги осуществляют уполномоченные государственные органы путем проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок организации, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования.
Выездные (инспекционные) проверки проводятся на основании решения уполномоченных государственных органов по месту нахождения проверяемоей организации.
Камеральные проверки проводятся путем изучения документов и сведений, представленных проверяемой организацией.
Обращения и претензии получателей государственной услуги в адрес организации подаются в письменной форме на бумажном носителе и в электронной форме. Обращения и претензии в адрес организации могут быть направлены по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта организации, а также приняты при личном приеме заявителя. Поступившие в адрес организации и государственного заказчика претензии и обращения рассматриваются при наличии указанного в них обратного адреса в течение 15 рабочих дней со дня их регистрации, а в случае обжалования отказа организации, должностного лица организации в приеме документов у заявителя или в исправлении допущенных опечаток и ошибок, а также в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение 5 рабочих дней со дня регистрации жалобы. Ответ заявителю направляется с указанием принятых мер.
Обращения и претензии государственного заказчика в адрес организации могут поступать по информационным системам общего пользования (факсу, электронной почте, Интернету), а также устно и письменно. Поступившие в адрес организации и государственного заказчика претензии и обращения рассматриваются при наличии указанного в них обратного адреса в течение 30 календарных дней, ответ заявителю направляется с указанием принятых мер.
Обращения в органы государственной власти подаются в соответствии с законодательством об обращениях граждан.
У организации должна быть книга жалоб и предложений с обеспечением свободного доступа к ней.
2.10. Руководитель организации несет ответственность за соблюдение настоящего стандарта, определяет полномочия и взаимодействие всех работников, осуществляет контроль за качеством предоставления государственной услуги.
2.11. Качество государственной услуги характеризуется:
полнотой ее предоставления в соответствии с установленными требованиями;
результативностью (эффективностью) предоставления услуги, оцениваемой различными методами (в том числе путем проведения опросов).
2.12. Оценка качества государственной услуги дается с учетом следующих критериев (индикаторов):
N п/п |
Индикаторы качества государственной услуги |
Нормативное значение |
1 |
Количество обоснованных претензий к качеству оказания государственной услуги, шт. |
0 |
2 |
Уровень успеваемости получателей государственной услуги, % |
100 |
3 |
Трудоустройство выпущенных из организации получателей государственной услуги, % |
100 |
4 |
Педагогические работники, являющиеся специалистами в области коррекционной педагогики, а также преподавателями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности организации, % |
100 |
5 |
Сертифицированность медицинских работников, % |
100 |
6 |
Обеспеченность учебной литературой, необходимой для реализации заявленных адаптированных образовательнхе программ, % |
не менее 70 |
2.13. В целях получения данных о степени удовлетворенности получателей полнотой и качеством государственной услуги ежегодно проводится их опрос по указанной в приложении к настоящему стандарту форме. Результаты опроса используются для разработки и реализации мероприятий, направленных на повышение качества предоставления государственной услуги.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 июня 2014 г. N 268 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к стандарту качества государственной услуги
по предоставлению образования детям
с ограниченными возможностями здоровья
в Республике Башкортостан
(с изменениями от 16 июня 2014 г.)
Опросный лист
мониторинга качества государственной услуги по предоставлению
образования детям с ограниченными возможностями здоровья
в Республике Башкортостан
Уважаемый выпускник! Вы окончили организацию для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья. Просим Вас высказать мнение
о содержании и эффективности предоставленного Вам образования.
По каждому из предложенных вопросов выберите ответы, наиболее близкие
Вашей точке зрения, и обведите их порядковые номера.
Ваши оценки и предложения будут учтены при дальнейшей работе.
Благодарим за сотрудничество!
Анкета анонимная, фамилии указывать не нужно.
1. Удовлетворены ли Вы качеством и полнотой справочной информации
о порядке предоставления образования?
1.1. Удовлетворен.
1.2. Не удовлетворен.
1.3. Затрудняюсь ответить.
2. Удовлетворены ли Вы сроками предоставления образования?
2.1. Удовлетворен.
2.2. Не удовлетворен.
2.3. Затрудняюсь ответить.
3. Удовлетворены ли Вы условиями размещения и режимом работы организации?
3.1. Удовлетворен.
3.2. Не удовлетворен.
3.3. Затрудняюсь ответить.
4. Соответствуют ли здания, сооружения, специальное оснащение
и оборудование организации требованиям, предъявляемым к качеству предоставления
образования?
4.1. Соответствуют.
4.2. Не соответствуют.
4.3. Затрудняюсь ответить.
5. Удовлетворены ли Вы компетентностью сотрудников организации
при предоставлении образования?
5.1. Удовлетворен.
5.2. Не удовлетворен.
5.3. Затрудняюсь ответить.
6. Удовлетворены ли Вы качеством процесса предоставления образования?
6.1. Удовлетворен.
6.2. Не удовлетворен.
6.3. Затрудняюсь ответить.
7. Удовлетворены ли Вы готовностью сотрудников организации дать
квалифицированную консультацию в процессе предоставления образования?
7.1. Удовлетворен.
7.2. Не удовлетворен.
7.3. Затрудняюсь ответить.
8. Удовлетворены ли Вы результатом предоставления образования?
8.1. Удовлетворен.
8.2. Не удовлетворен.
8.3. Затрудняюсь ответить.
9. Уроки (занятия) каких педагогов Вам понравились больше других?
_______________________________________________________________________________
10. Какие у Вас есть рекомендации образовательной организации
и Министерству образования Республики Башкортостан по улучшению качества
предоставления образования? ___________________________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 мая 2011 г. N 161 "Об утверждении стандарта качества государственной услуги по предоставлению в Республике Башкортостан образования детям с ограниченными возможностями здоровья"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 15 (357) от 2 августа 2011 г., ст. 1091 (без приложений)
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 июня 2018 г. N 291 настоящее постановление признано утратившим силу с 29 июня 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 5 апреля 2016 г. N 119
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 июня 2014 г. N 268