Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 июля 2010 г. N 273 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Республики Башкортостан
от 7 октября 2005 г. N 220
"Об утверждении порядка формирования и использования гарантийного фонда для предоставления поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в Республике Башкортостан"
25 апреля 2006 г., 9 апреля, 10 октября 2007 г., 2 июня, 21 августа 2009 г., 8 февраля, 19 июля, 7 декабря 2010 г., 20 апреля 2011 г., 27 января, 17 августа 2012 г., 30 января, 20 июня 2013 г., 13 марта 2014 г., 16 февраля 2015 г.
Во исполнение пункта 2.22 комплексной Программы по реализации в 2005 году основных положений Послания Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию - Курултаю - Республики Башкортостан "Стратегия Башкортостана - созидание во благо народа (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2005 году)", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 июня 2005 года N 120а, Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования и использования гарантийного фонда для предоставления поручительств по обязательствам субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в Республике Башкортостан (далее - Порядок).
2. Установить, что выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на формирование гарантийного фонда осуществляется в пределах средств, предусмотренных на развитие малого и среднего предпринимательства.
3. Определить Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан держателем средств гарантийного фонда для предоставления поручительств по обязательствам субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в Республике Башкортостан.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 февраля 2015 г. N 35 в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения
4. Установить, что главным распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан по предоставлению средств из бюджета Республики Башкортостан на формирование гарантийного фонда является Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 февраля 2015 г. N 35 в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму.
Премьер-министр Правительства |
Р.Байдавлетов |
Порядок
формирования и использования гарантийного фонда для предоставления поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в Республике Башкортостан
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 7 октября 2005 г. N 220)
25 апреля 2006 г., 9 апреля, 10 октября 2007 г., 2 июня, 21 августа 2009 г., 8 февраля, 19 июля 2010 г., 20 апреля 2011 г., 27 января, 17 августа 2012 г., 20 июня 2013 г., 13 марта 2014 г., 16 февраля 2015 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан" в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - организации инфраструктуры), к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры, основанных на кредитных договорах, договорах займа, лизинга.
1.2. В рамках настоящего Порядка используются следующие основные определения и сокращения:
держатель средств гарантийного фонда - определенное решением Правительства Республики Башкортостан юридическое лицо, предоставляющее поручительства по обязательствам (по кредитным договорам, договорам займа, лизинга) субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры за счет средств гарантийного фонда (далее - Держатель);
средства гарантийного фонда - выделенные Держателю денежные средства бюджетов всех уровней и иных источников, предназначенные для обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры, путем предоставления поручительств;
финансовая организация - кредитная или лизинговая организации, заключившие с Держателем соглашение о сотрудничестве по предоставлению поручительств за счет средств гарантийного фонда (далее - соглашение о сотрудничестве);
поручительство - письменное обязательство Держателя, обеспечивающее исполнение обязательств по кредитному договору, договору займа, лизинга субъекта малого или среднего предпринимательства или организации инфраструктуры перед финансовой организацией за счет средств гарантийного фонда, оформленное договором поручительства;
Заемщик - субъект малого или среднего предпринимательства или организация инфраструктуры, заключившие с финансовой организацией кредитный договор, договор займа, лизинга, в обеспечение исполнения обязательств по которым Держатель заключил договор поручительства;
Уполномоченный орган - республиканский орган исполнительной власти, координирующий вопросы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан;
Комиссия - комиссия, создаваемая Уполномоченным органом из числа его сотрудников, представителей организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, органов государственной власти;
лимит поручительств - максимальный размер предоставляемых поручительств, установленный Комиссией для каждой финансовой организации;
общий лимит поручительств - сумма лимитов поручительств, установленных Комиссией для финансовых организаций.
1.3. Держатель в месячный срок со дня принятия настоящего Порядка утверждает в соответствии с настоящим Порядком и по согласованию с Уполномоченным органом:
порядок отбора финансовых организаций для заключения соглашений о сотрудничестве и взаимодействия с ними;
порядок предоставления поручительств за счет средств гарантийного фонда;
порядок расчета лимитов поручительств;
порядок расчета вознаграждения Держателя;
конкурсную документацию по отбору кредитной организации для размещения средств гарантийного фонда.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 апреля 2011 г. N 116 в раздел 2 настоящего Порядка внесены изменения
2. Формирование и использование средств гарантийного фонда
2.1. Средства гарантийного фонда формируются за счет:
средств бюджетов всех уровней, предусмотренных на развитие малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством, ежегодно утверждаемой Правительством Республики Башкортостан республиканской программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан;
доходов, полученных от размещения средств гарантийного фонда, сформированных за счет средств федерального бюджета, во вклады (депозиты) кредитных организаций, за исключением начисленных на указанные доходы налогов;
средств, полученных Держателем в качестве вознаграждения (плата от Заемщиков за предоставление поручительства, доходы, полученные от нахождения средств гарантийного фонда на расчетном счете Держателя, и доходы, полученные от размещения средств гарантийного фонда, сформированных за счет средств бюджета Республики Башкортостан, во вклады (депозиты) кредитных организаций, за исключением начисленных на указанные доходы налогов), за исключением средств, направленных на осуществление текущей деятельности Держателя, связанной с предоставлением поручительств;
средств, полученных Держателем с Заемщика(-ов) за исполнение его (их) обязательств перед финансовой организацией и иных источников, не противоречащих законодательству.
2.2. Держатель использует средства гарантийного фонда на обеспечение и исполнение обязательств по кредитным договорам, договорам займа, лизинга субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры в соответствии с договорами поручительства.
2.3. Держатель ведет раздельный учет средств гарантийного фонда по средствам, полученным за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан.
3. Размещение средств гарантийного фонда
3.1. Держатель по согласованию с Уполномоченным органом размещает средства гарантийного фонда, поступившие из бюджетов всех уровней, на принципах диверсификации, возвратности, ликвидности и доходности.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 в пункт 3.2 раздела 3 настоящего Порядка внесены изменения
3.2. Держатель размещает средства гарантийного фонда, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры, во вклады (депозиты) кредитных организаций на срок не более 1 (одного) года в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации путем проведения открытого конкурсного отбора.
По результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с требованиями настоящего Порядка, Держатель заключает договоры с кредитными организациями.
3.3. Держатель по согласованию с Уполномоченным органом устанавливает размер средств, находящихся на расчетном счете Держателя, предназначенных для исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры по договорам поручительств, но не более 10 (десяти) процентов от средств гарантийного фонда.
Доход, полученный от средств гарантийного фонда, находящихся на расчетном счете, является вознаграждением Держателя и направляется на осуществление его текущей деятельности, связанной с предоставлением поручительств, в соответствии с финансовым планом Держателя на текущий год, согласованным с Уполномоченным органом, и на пополнение средств гарантийного фонда.
3.4. Держатель в договоре банковского вклада (депозита) должен предусмотреть возможность безусловного изъятия части средств гарантийного фонда для осуществления выплат в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты получения кредитной организацией уведомления.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 апреля 2011 г. N 116 пункт 3.5 настоящего Порядка изложен в новой редакции
3.5. Доход, полученный от размещения средств гарантийного фонда, сформированных за счет средств федерального бюджета, во вклады (депозиты) кредитных организаций, за исключением начисленных на указанные доходы налогов, направляется по решению попечительского совета Держателя на пополнение средств гарантийного фонда и на исполнение обязательств Держателя по договорам поручительств.
Доход, полученный от размещения средств гарантийного фонда, сформированных за счет средств бюджета Республики Башкортостан, во вклады (депозиты) кредитных организаций, за исключением начисленных на указанные доходы налогов, является вознаграждением Держателя и направляется по решению попечительского совета Держателя на осуществление его текущей деятельности, связанной с предоставлением поручительств, в соответствии с финансовым планом Держателя на текущий год, согласованным с Уполномоченным органом, и на пополнение средств гарантийного фонда.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 в пункт 3.6 раздела 3 настоящего Порядка внесены изменения
3.6. Требования к размещению Держателем средств во вклады (депозиты) кредитных организаций:
3.6.1. Отбор кредитных организаций для размещения средств гарантийного фонда во вклады (депозиты) осуществляется путем проведения открытого конкурса в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.6.2. Критерием отбора кредитных организаций для размещения в них средств гарантийного фонда является процентная ставка по вкладу (депозиту), предлагаемая кредитной организацией.
Удовлетворению подлежат заявки, в которых указаны процентные ставки не ниже ставки отсечения - процентной ставки, определяемой по итогам отбора заявок кредитных организаций и соответствующей процентной ставке последней удовлетворенной заявки в общем объеме заявок, выстроенных в порядке убывания значений процентных ставок. Заявки, в которых указаны процентные ставки ниже ставки отсечения, не удовлетворяются. В случае отсутствия заявок либо в случае, если процентные ставки, указанные во всех принятых заявках, ниже ставки отсечения, отбор заявок признается несостоявшимся.
3.6.3. Требованиями к кредитной организации, участвующей в конкурсе на размещение средств гарантийного фонда во вкладах (депозитах), являются:
а) наличие лицензии Банка России на осуществление банковской деятельности;
б) наличие положительного аудиторского заключения по итогам работы за предыдущий год, а также отчетности, составленной в соответствии с МСФО, за последний отчетный год по банку или банковской группе (при вхождении банка в банковскую группу);
в) отсутствие факта применения санкций Банка России в форме запрета на совершение отдельных банковских операций и открытие филиалов, а также в форме приостановления действия лицензии на осуществление отдельных банковских операций, отсутствие неисполненных предписаний Банка России на дату подачи заявки на участие в конкурсе. К данному требованию не относится отзыв (приостановление) лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг;
г) величина собственных средств (капитала) банка, определенная в соответствии с нормативной базой Банка России, - не ниже 180 млн. рублей;
д) величина активов, взвешенных по уровню риска, - не меньше 1,75 млрд. рублей, которая определяется в соответствии с Инструкцией Банка России от 3 декабря 2012 года N 139-И "Об обязательных нормативах банков" (соответствует коду "AR" в форме отчетности 0409135);
е) показатель достаточности капитала (норматив H1) - не ниже 10,2% (при норме 10,0%) или не ниже 11,2% (при норме 11,0%);
ж) отсутствие непроведенных платежей клиентов по причине недостаточности средств на корреспондентских счетах банка в соответствии с формой отчетности 0409101 (счета 2-го порядка 47418, 90903, 90904);
з) уровень просроченной задолженности по кредитному портфелю банка, который не должен превышать 12%, определяется в соответствии с разделом 4 Плана счетов "Кредиты предоставленные, прочие размещенные средства" Положения Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (в редакции Указания Банка России от 26 сентября 2009 года N 2884-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации");
и) доля кредитов 3-5-й категорий качества в общем кредитном портфеле банка, которая не должна превышать 40%, определяется в соответствии с Указанием Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (в редакциях указаний Банка России от 17 июня 2010 года N 2470-У, от 13 декабря 2010 года N 2539-У, от 12 мая 2011 года N 2627-У, от 9 декабря 2011 года N 2742-У, от 18 июня 2012 года N 2835-У, от 24 августа 2012 года N 2867-У, от 3 декабря 2012 года N 2926-У (форма отчетности 0409115));
к) доля негосударственных ценных бумаг в активах кредитной организации, взвешенных по уровню риска, не превышает 30% и определяется в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2007 года N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (раздел 5 Плана счетов "Вложения в долговые обязательства и долевые ценные бумаги" (без учета переоценки и предварительных затрат на приобретение), за исключением ценных бумаг, эмитентами которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления и Банк России);
л) отсутствие факта просроченной задолженности по ранее размещенным в кредитной организации депозитам гарантийного фонда;
м) согласие на раскрытие информации Банком России для Минэкономразвития России по следующим показателям:
соблюдение (выполнение) обязательных экономических нормативов (на все отчетные даты в течение последних шести месяцев);
неприменение требований Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";
отсутствие у банка в течение последнего полугодия просроченных денежных обязательств по операциям с Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним;
положительные финансовые результаты деятельности кредитной организации (отсутствие убытков) за прошедший отчетный год;
наличие согласия кредитной организации заключить с Держателем соглашение о сотрудничестве;
н) участие кредитной организации в системе страхования вкладов;
о) наличие согласия кредитной организации предоставлять кредиты субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Порядком отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для получения кредита по минимальной процентной ставке, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 февраля 2010 года N 35 (с последующими изменениями);
п) наличие согласия кредитной организации заключить депозитный договор с условием досрочного расторжения без пересчета начисленных на момент такого расторжения процентов по депозиту при условии недостижения в течение 3 месяцев с момента заключения депозитного договора объема кредитного портфеля в размере 80% от суммы размещенных в кредитной организации средств гарантийного фонда.
Перечисленные финансовые показатели определяются в соответствии с указаниями Банка России.
Соблюдение финансовых критериев отбора определяется за последние три отчетные даты.
3.6.4. Не допускается пролонгация договора банковского вклада (депозита) без соблюдения порядка, предусмотренного настоящим Порядком.
3.6.5. Лимит размещения средств гарантийного фонда во вкладах (депозитах) и на счетах кредитной организации, установленный на конкретную кредитную организацию, не может превышать 20 (двадцати) процентов от общего размера средств гарантийного фонда.
3.6.6. В случае недостижения кредитной организацией объема кредитного портфеля в соответствии с Порядком отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для получения кредита по минимальной процентной ставке, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 февраля 2010 года N 35 (с последующими изменениями), в размере 80 (восьмидесяти) процентов от объема размещенных средств гарантийного фонда в течение 3 (трех) месяцев с момента заключения депозитного договора происходит досрочное расторжение договора на размещение средств гарантийного фонда во вкладах (депозитах). При этом пересчет начисленных на момент такого расторжения процентов по депозиту не осуществляется.
Кредитная организация в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня расторжения договора на размещение средств гарантийного фонда во вкладах (депозитах) обязана перечислить сумму денежных средств, размещенных на депозите, и сумму начисленных по депозиту процентов на лицевой счет Держателя.
При отказе кредитной организации от добровольного возврата указанных средств в установленные сроки эти средства взыскиваются в судебном порядке.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 февраля 2015 г. N 35 пункт 3.7 настоящего Порядка изложен в новой редакции
3.7. Держатель ежеквартально на сайте в сети Интернет (www.mbbash.ru) размещает информацию об объеме размещенных средств гарантийного фонда с указанием кредитных организаций и размеров процентных ставок по вкладам (депозитам).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 в раздел 4 настоящего Порядка внесены изменения
4. Соглашение о сотрудничестве с финансовыми организациями
4.1. Предоставление поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры осуществляется по кредитным договорам, договорам займа, лизинга с финансовыми организациями, заключившими с Держателем соглашения о сотрудничестве.
При этом у Держателя должно быть заключено не менее 2 (двух) соглашений о сотрудничестве.
4.2. Соглашение о сотрудничестве должно содержать:
требование о возложении на финансовую организацию оценки финансового состояния Заемщика и представленного им бизнес-плана;
порядок информирования субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры о возможности получения поручительства за счет средств гарантийного фонда;
порядок получения поручительства за счет средств гарантийного фонда по обязательствам перед финансовой организацией;
порядок взаимного обмена информацией и отчетными документами в рамках реализации заключенного соглашения.
4.3. Отбор финансовых организаций для заключения соглашений о сотрудничестве производится по конкурсу в соответствии с требованиями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.
4.4. Общие условия отбора финансовых организаций (кредитных организаций):
4.4.1. Наличие лицензии Банка России на осуществление банковской деятельности.
4.4.2. Наличие положительного аудиторского заключения по итогам работы за предыдущий год.
4.4.3. Отсутствие санкций Банка России в форме запрета на совершение отдельных банковских операций и открытие филиалов, а также в виде приостановления действия лицензии на осуществление отдельных банковских операций, отсутствие неисполненных предписаний Банка России. К данному требованию не относится отзыв/приостановление лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.
4.4.4. Наличие опыта работы по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:
наличие сформированного портфеля кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства на дату подачи заявки, наличие специализированных технологий/программ работы с субъектами малого и среднего предпринимательства;
наличие утвержденной финансовой организацией стратегии (программы) кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства или отдельного раздела по вопросу кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в общей стратегии финансовой организации;
наличие утвержденной методики оценки финансового состояния Заемщика, в том числе и методики экспресс-анализа кредитных заявок субъектов малого и среднего предпринимательства.
4.4.5. Предоставление следующей информации:
об отношении размера просроченной кредитной задолженности субъектов малого и среднего предпринимательства к общему объему кредитной задолженности субъектов малого и среднего предпринимательства на последнюю отчетную дату и в разбивке за последние 3 (три) календарных года (по состоянию на 1 января каждого года), предшествующих году проведения конкурса;
о фактически сложившихся пределах процентной ставки по выдаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства кредитам, в том числе по кредитам, обеспеченным поручительством Держателя;
об объеме выданных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства за последние 3 (три) года, в том числе на территории Республики Башкортостан;
об установленном сроке рассмотрения кредитных заявок;
о наличии подразделений финансовой организации, осуществляющих деятельность по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Республики Башкортостан;
о наличии методик и порядка работы с Заемщиками, не обеспечившими своевременное и полное исполнение кредитного договора, обеспеченного поручительством Держателя (для финансовых организаций, имеющих филиальную сеть, необходимо подтвердить наличие процедуры уведомления "головного офиса" о неисполнении (ненадлежащем исполнении) Заемщиком обязательств по кредитному договору, обеспеченному поручительством Держателя). Допускается применение общих методик работы с указанными Заемщиками при условии возможности их применения для работы с Держателем.
4.4.6. Согласие финансовой организации на заключение договора о субсидиарной ответственности по кредитным договорам, договорам займа, лизинга, обеспеченным поручительствами Держателя.
4.4.7. Согласие финансовой организации на выполнение требований по работе с Заемщиком, установленных настоящим Порядком.
4.4.8. Согласие финансовой организации по запросу Держателя или Комиссии предоставлять документы, поданные субъектом малого или среднего предпринимательства, организацией инфраструктуры для заключения кредитного договора, договора займа, лизинга.
4.5. В случае принятия Держателем решения об отказе в заключении соглашения с финансовой организацией информация о причинах такого отказа направляется финансовой организации в течение 10 (десяти) дней со дня принятия соответствующего решения.
4.6. Заключение, исполнение и расторжение соглашения о сотрудничестве определяются порядком отбора финансовых организаций для заключения соглашений о сотрудничестве и взаимодействия с ними, утверждаемым Держателем в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка.
Соглашение о сотрудничестве с финансовой организацией может быть прекращено досрочно (в соответствии с принятым Держателем решением) в случае, если указанная финансовая организация на протяжении 2 (двух) кварталов подряд будет иметь самый высокий (по сравнению с другими финансовыми организациями) уровень предъявленных к Держателю требований по предоставленным поручительствам, которые были удовлетворены за счет средств гарантийного фонда. Данные уровни предъявленных требований рассчитываются для каждой финансовой организации к общей сумме предоставленных средств, обеспеченных поручительством Держателя и выданных данной финансовой организацией. О принятии решения о прекращении соглашения о сотрудничестве с финансовой организацией Держатель уведомляет Уполномоченный орган с обоснованием принятого решения.
4.7. В случае, если финансовая организация на протяжении 3 (трех) месяцев подряд будет иметь уровень предъявленных к Держателю требований по предоставленным поручительствам, которые были удовлетворены Держателем, в размере, превышающем уровень просроченной задолженности по кредитам нефинансовому сектору по данным Центрального Банка в соответствующих месяцах, Держатель обязан в течение 2 (двух) рабочих дней с момента осуществления выплаты, приведшей к указанному превышению, направить соответствующее уведомление в Министерство экономического развития Российской Федерации и Уполномоченному органу для принятия решений об участии финансовой организации в предоставлении поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры.
4.8. Информационный обмен между финансовой организацией и Держателем осуществляется исходя из следующих основных требований:
4.8.1. Финансовая организация (кредитная организация) предоставляет Держателю ежеквартально следующую информацию:
об объеме кредитов, выданных под поручительство Держателя за прошедший период (квартал);
об общем объеме кредитов, выданных финансовой организацией по программе кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан за прошедший период (квартал);
об общем количестве Заемщиков, получивших кредиты по программе кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан за прошедший период (квартал);
об общем объеме просроченных и не исполненных Заемщиками обязательств по кредитным договорам, заключенным под поручительство Держателя.
4.8.2. Держатель по запросу финансовой организации представляет информацию, необходимую в соответствии с внутренними нормативными документами финансовой организации для принятия последней решения о заключении договора поручительства, а именно:
о размере средств гарантийного фонда, его количественной структуре на конец каждого квартала;
об общем объеме действующих обязательств Держателя перед всеми финансовыми организациями;
об объеме предоставленных Держателем поручительств и о его исполненных обязательствах на конец каждого квартала;
о текущих (оставшихся) объемах лимитов Держателя по финансовым организациям.
4.8.3. Держатель по мере представления финансовой организацией информации, указанной в пункте 4.7.1 настоящего Порядка, направляет данную информацию в Уполномоченный орган.
5. Лимиты поручительств для финансовых организаций
5.1. Держатель осуществляет прием заявлений финансовых организаций на установление лимитов поручительств.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 в пункт 5.2 раздела 5 настоящего Порядка внесены изменения
5.2. Общий лимит поручительств должен обеспечивать привлечение финансовых средств (по кредитным договорам, договорам займа, лизинга), обеспеченных поручительствами за счет средств гарантийного фонда в сумме, превышающей в 3 (три) раза размер денежных средств гарантийного фонда, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 пункт 5.3 раздела 5 настоящего Порядка изложен в новой редакции
5.3. Общий лимит поручительств Держателя и лимиты поручительств для финансовых организаций устанавливаются Комиссией.
5.4. Лимит поручительств, установленный на конкретную финансовую организацию, не может превышать 20 (двадцати) процентов от общего лимита поручительств Держателя.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 в пункт 5.5 раздела 5 настоящего Порядка внесены изменения
5.5. Лимит поручительств, установленный на конкретную финансовую организацию, может уменьшаться в случаях:
предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры финансирования, обеспеченного поручительством Держателя, в размере 50 (пятидесяти) процентов и менее от лимита поручительств, установленного на конкретную финансовую организацию на конец квартала (за исключением первой квартальной даты с начала сотрудничества финансовой организации с Держателем);
по заявлению финансовой организации;
уменьшения общего лимита поручительств, установленных Комиссией на финансовые организации;
превышения значения отношения объема требований финансовой организации к Держателю по просроченным и неисполненным обязательствам Заемщиков к общему объему действующих в отношении данной финансовой организации поручительств 8 (восьми) процентов;
неиспользования лимита поручительств, установленного на конкретную финансовую организацию, на протяжении 2 (двух) кварталов подряд. При этом лимит поручительств уменьшается до размера действующих поручительств в отношении финансовой организации;
непревышения размера лимита поручительств на конкретную финансовую организацию на протяжении 2 (двух) кварталов подряд 700 тыс. рублей, при этом лимит поручительств уменьшается до размера действующих поручительств в отношении финансовой организации.
5.6. Лимит поручительств, установленный на конкретную финансовую организацию, может быть увеличен в случаях:
увеличения общего лимита поручительств, установленного Комиссией на финансовые организации;
выбора финансовой организацией своего лимита поручительств в размере не менее 80 (восьмидесяти) процентов при условии уменьшения установленного лимита для другой финансовой организации в пределах общего лимита поручительств.
5.7. Порядок расчетов общего лимита поручительств Держателя, лимитов поручительств для финансовых организаций и их перерасчета определяется порядком расчета лимитов поручительств, утверждаемым Держателем в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка.
6. Условия предоставления поручительств
6.1. Предоставление поручительств осуществляется Держателем за счет средств гарантийного фонда в соответствии с настоящим Порядком и порядком предоставления поручительств за счет средств гарантийного фонда, утверждаемым Держателем в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка.
6.2. Решение о предоставлении Держателем поручительства за счет средств гарантийного фонда принимается Комиссией.
В случае принятия финансовой организацией решения о внесении изменений в обеспеченные поручительством Держателя кредитный договор, договор займа, лизинга в части размера поручительства, срока его предоставления, обеспечения, предоставленного Заемщиком (третьими лицами), финансовая организация и Заемщик повторно направляют Держателю заявление для последующего принятия Комиссией решения.
В остальных случаях Держатель вправе самостоятельно без решения Комиссии заключать дополнительные соглашения о внесении изменений в договоры поручительства.
В случае обнаружения недостоверных сведений, указанных субъектом малого или среднего предпринимательства или организацией инфраструктуры и финансовой организацией в совместном заявлении на предоставление поручительства за счет средств гарантийного фонда, вопрос о предоставленном поручительстве повторно выносится на рассмотрение Комиссии.
6.3. Поручительства предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры, обладающим по заключению финансовой организации устойчивым финансовым положением, но не располагающим достаточным обеспечением для получения кредита, займа, средств по договорам лизинга либо достаточным обеспечением по действующим кредитным договорам, договорам займа, лизинга.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 января 2012 г. N 19 в пункт 6.4 настоящего Порядка внесены изменения
6.4. Поручительства за счет средств гарантийного фонда предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства:
осуществляющим хозяйственную деятельность на дату подачи заявления на предоставление поручительства за счет средств гарантийного фонда сроком не менее 3 (трех) месяцев;
по кредитным договорам, договорам займа, лизинга, заключенным на срок не менее 1 (одного) года, и в сумме, превышающей 1 (один) млн. рублей;
не имеющим за 3 (три) месяца, предшествующих дате подачи заявления на предоставление поручительства за счет средств гарантийного фонда, нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров займа, лизинга и т.п.;
не имеющим на последнюю отчетную дату перед датой подачи заявления на предоставление поручительства за счет средств гарантийного фонда просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней;
в отношении которых в течение 2 (двух) лет (либо меньшего срока в зависимости от срока хозяйственной деятельности), предшествующих дате подачи заявления на предоставление поручительства за счет средств гарантийного фонда, и на дату подачи заявления на предоставление поручительства не применялись процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии (в случае, если деятельность Заемщика подлежит лицензированию);
предоставившим обеспечение в размере не менее 30 (тридцати) процентов от суммы обязательств в части возврата фактически полученной суммы кредита, займа, лизинга по кредитному договору, договору займа, лизинга;
привлекающим средства по кредитным договорам, договорам займа, лизинга для осуществления приоритетных видов деятельности, отнесенных к следующим разделам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) и являющихся основными:
раздел А "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство";
раздел В "Рыболовство, рыбоводство";
раздел D "Обрабатывающие производства", за исключением видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 16.0, 16.00, 23.1-23.33, 37.1-37.10.22;
раздел F "Строительство";
раздел G "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования";
раздел Н "Гостиницы и рестораны";
раздел I "Транспорт и связь";
раздел К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 71.4-71.40.9, 72-72.60, 73-73.20, 74.2-74.20.56, 74.3-74.30.9, 74.7-74.70.3, 74.81;
раздел М "Образование";
раздел N "Здравоохранение и предоставление социальных услуг";
раздел О "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 90.0-90.00.3; 92.1-92.72, 93.0-93.05;
раздел Р "Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства".
При этом общий объем поручительств, предоставленных для развития приоритетных видов экономической деятельности, предусмотренных разделом G "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1), в рамках данного Порядка не может превышать 20% от общей суммы поручительств, предоставленных за счет средств гарантийного фонда в текущем году.
6.5. Поручительства за счет средств гарантийного фонда предоставляются организациям инфраструктуры:
включенным в установленном порядке в реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан;
по кредитным договорам, договорам займа, лизинга, заключенным на срок не менее 1 (одного) года, и в сумме, превышающей 1 (один) млн. рублей;
не имеющим за 3 (три) месяца, предшествующих дате подачи заявления на предоставление поручительства за счет средств гарантийного фонда, нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров займа, лизинга и т.п.;
не имеющим на последнюю отчетную дату перед датой подачи заявления на предоставление поручительства за счет средств гарантийного фонда просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней;
в отношении которых в течение 2 (двух) лет (либо меньшего срока в зависимости от срока хозяйственной деятельности), предшествующих дате подачи заявления на предоставление поручительства за счет средств гарантийного фонда,# и на дату подачи заявления на предоставление поручительства не применялись процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии (в случае, если деятельность Заемщика подлежит лицензированию);
предоставившим обеспечение в размере не менее 30 (тридцати) процентов от суммы своих обязательств в части возврата фактически полученной суммы кредита, займа, лизинга по кредитному договору, договору займа, лизинга;
привлекающим средства по кредитным договорам, договорам займа, лизинга для осуществления основного вида деятельности.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 в пункт 6.6 раздела 6 настоящего Порядка внесены изменения
6.6. Поручительство за счет средств гарантийного фонда не предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры:
не зарегистрированным и не осуществляющим свою деятельность на территории Республики Башкортостан;
являющимся кредитными, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
являющимся участниками соглашений о разделе продукции;
осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
для заключения кредитного договора в соответствии с Порядком отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для получения кредита по минимальной процентной ставке, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 февраля 2010 года N 35;
при наличии убытков и отсутствии прибыли за последние 2 (два) отчетных периода (для вновь зарегистрированных - за последний отчетный период).
6.7. Размер одного поручительства Держателя не может превышать 70 (семидесяти) процентов от суммы обязательств Заемщика в части возврата фактически полученной суммы кредита, займа, лизинга (далее - основной долг) по кредитному договору, договору займа, лизинга.
6.8. При этом ответственность Держателя по договору поручительства ограничена 70 (семьюдесятью) процентами от суммы не исполненных Заемщиком обязательств по кредитному договору, договору займа, лизинга в части возврата основного долга на момент возникновения просроченной задолженности.
6.9. В рамках предоставленного поручительства Держатель не отвечает перед финансовой организацией за исполнение Заемщиком обязательств по кредитному договору, договору займа, лизинга в части уплаты процентов по фактически полученной сумме кредита, займа, лизинга, комиссии, процентов за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), неустойки (штрафа, пени), возмещения судебных издержек по взысканию долга и других убытков, вызванных неисполнением (ненадлежащим исполнением) Заемщиком своих обязательств перед финансовой организацией по кредитному договору, договору займа, лизинга.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 в пункт 6.10 раздела 6 настоящего Порядка внесены изменения
6.10. Максимальный размер поручительства (по действующему кредитному договору, договору займа, лизинга) в отношении одного Заемщика не может превышать 20 млн. рублей.
6.11. Поручительство Держателя предоставляется путем заключения трехстороннего договора поручительства между финансовой организацией, Заемщиком и Держателем по форме, предусмотренной порядком предоставления поручительств за счет средств гарантийного фонда, утверждаемым Держателем в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 апреля 2011 г. N 116 пункт 6.12 настоящего Порядка изложен в новой редакции
6.12. Размер платы Держателю за предоставление поручительства по кредиту, займу, лизингу в сумме свыше 3 млн. рублей в отношении одного Заемщика составляет 0,5 (ноль целых пять десятых) процента годовых в рублях от суммы поручительства и уплачивается Заемщиком единовременно в течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения договора поручительства.
Плата Держателю за предоставление поручительства по кредиту, займу, лизингу в сумме не менее 1 млн. рублей и не более 3 млн. рублей в отношении одного Заемщика не взимается.
6.13. Денежные средства, полученные Держателем от Заемщиков, являются вознаграждением Держателя и направляются на осуществление его текущей деятельности, связанной с предоставлением поручительств, в соответствии с финансовым планом Держателя на текущий год, согласованным Уполномоченным органом, а также на пополнение средств гарантийного фонда.
7. Рассмотрение заявлений на предоставление поручительства
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 апреля 2011 г. N 116 пункт 7.1 настоящего Порядка изложен в новой редакции
7.1. Держатель по согласованию с Уполномоченным органом размещает в средствах массовой информации, а также в сети Интернет на сайте www.mbbash.ru информацию о датах начала и окончания приема заявлений на предоставление поручительств за счет средств гарантийного фонда.
Информация о дате окончания приема документов размещается в следующих случаях:
невозможности предоставления поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры в связи с достижением общего лимита поручительств Держателя;
достижения предельного уровня платежей Держателя за счет средств гарантийного фонда по договорам поручительства - 10 (десять) процентов от размера средств гарантийного фонда.
7.2. Основные требования к финансовой организации по работе с субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями инфраструктуры:
Заемщик самостоятельно обращается в финансовую организацию с заявлением на предоставление средств по кредитному договору, договору займа, лизинга;
финансовая организация самостоятельно в соответствии с процедурой, установленной внутренними нормативными документами, рассматривает заявление Заемщика, анализирует представленные им документы, финансовое состояние Заемщика и принимает решение о возможности предоставления средств (с определением необходимого обеспечения исполнения Заемщиком обязательств по кредитному договору, договору займа, лизинга) или отказе в их предоставлении;
финансовая организация до информирования Заемщика о возможности привлечения для обеспечения исполнения обязательств Заемщика по кредитному договору, договору займа, лизинга поручительства за счет средств гарантийного фонда проверяет соответствие Заемщика обязательным требованиям, установленным в пунктах 6.3-6.6 настоящего Порядка;
в случае, если предоставляемого Заемщиком обеспечения и (или) третьими лицами за него недостаточно для принятия решения о предоставлении средств финансовая организация информирует Заемщика о возможности привлечения для обеспечения исполнения его обязательств по кредитному договору, договору займа, лизинга поручительства за счет средств гарантийного фонда;
при согласии Заемщика получить поручительство за счет средств гарантийного фонда (заключить договор поручительства) финансовая организация в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней с момента изъявления такого согласия направляет Держателю подписанное Заемщиком и финансовой организацией заявление на предоставление поручительства за счет средств гарантийного фонда (далее - заявление).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 апреля 2011 г. N 116 в пункт 7.3 настоящего Порядка внесены изменения
7.3. Для получения поручительства Держателя# субъекты малого и среднего предпринимательства, организации инфраструктуры и финансовые организации представляют Держателю следующие документы:
заявление по форме, предусмотренной порядком предоставления поручительств за счет средств гарантийного фонда, утверждаемым Держателем в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка;
оригинал либо копию решения финансовой организации о финансировании субъекта малого или среднего предпринимательства, организации инфраструктуры под поручительство Держателя с указанием всех существенных условий предоставления кредита, займа, лизинга, в том числе наличия обеспечения субъекта малого и среднего предпринимательства, организации инфраструктуры в размере не менее 30% (тридцати) процентов от суммы необходимого обеспечения в части возврата фактически полученной суммы кредита займа, лизинговых платежей;
заключение финансовой организации о недостаточности у субъекта малого или среднего предпринимательства, организации инфраструктуры обеспечения для получения кредита, займа, лизинга, об оценке платежеспособности, финансового состояния Заемщика;
копию заявления либо анкеты субъекта малого или среднего предпринимательства, организации инфраструктуры на получение кредита, займа, лизинга;
оригиналы либо копии выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), выданные не позднее 30 (тридцати) дней до даты подачи заявления на предоставление поручительства за счет средств гарантийного фонда;
копию основного документа, содержащего указание на гражданство учредителя(-ей) юридического лица или индивидуального предпринимателя;
копии устава (для юридических лиц), изменений и (или) дополнений в устав, зарегистрированных в установленном законодательством порядке;
оригинал выписки из реестра акционеров, выданный не позднее 10 (десяти) календарных дней до даты подачи заявления на предоставление поручительства за счет средств гарантийного фонда (для акционерных обществ);
справку налоговых органов об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами, выданную не позднее 30 (тридцати) дней до даты подачи заявления на предоставление поручительства за счет средств гарантийного фонда;
копии балансов, отчетов о прибылях и убытках и (или) налоговых деклараций за предыдущий год (для вновь зарегистрированных на последнюю отчетную дату) с отметкой о принятии налоговым органом. В случае отправки отчетности по почте прикладываются копии почтовых уведомлений об отправке, по электронной почте - протоколы входного контроля;
копию представленного в налоговый орган документа "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год" с отметкой о принятии налоговым органом. В случае отправки документа по почте прикладываются копии почтовых уведомлений об отправке, по электронной почте - протоколы входного контроля;
копию разрешения (лицензии) на занятие видами деятельности, осуществляемыми субъектом малого или среднего предпринимательства, организацией инфраструктуры, если данные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством. Подлинник разрешения (лицензии) предъявляется при подаче заявления и представлении документов.
В случае, если доля участия в уставном капитале (паевом фонде) субъекта малого или среднего предпринимательства, организации инфраструктуры у другого юридического лица (одного или нескольких юридических лиц) превышает 25 (двадцать пять) процентов, дополнительно представляются документы данных участников (учредителей), указанные в абзацах шестом, седьмом, девятом, десятом, двенадцатом настоящего пункта.
7.4. Копии документов должны быть удостоверены оттиском печати (штампа) и подписью уполномоченного лица финансовой организации, субъекта малого или среднего предпринимательства, организации инфраструктуры.
7.5. Комиссия и Держатель вправе запрашивать у финансовой организации и субъекта малого или среднего предпринимательства, организации инфраструктуры дополнительные документы, представленные субъектом малого или среднего предпринимательства, организацией инфраструктуры в финансовую организацию для получения кредита, займа, лизинга.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 апреля 2011 г. N 116 в пункт 7.6 настоящего Порядка внесены изменения
7.6. Держатель в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты получения заявления финансовой организации и Заемщика и необходимого пакета документов или получения дополнительных документов от финансовой организации (Заемщика) на основании запроса Держателя направляет их на рассмотрение Комиссии. Комиссия в течение 3 (трех) рабочих дней принимает решение о предоставлении (либо непредоставлении) Держателем поручительства за счет средств гарантийного фонда субъекту малого или среднего предпринимательства, организации инфраструктуры.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 в пункт 7.7 раздела 7 настоящего Порядка внесены изменения
7.7. Информация о принятом Комиссией решении в течение 5 (пяти) дней со дня его принятия размещается Держателем на сайте в сети Интернет www.mbbash.ru и Уполномоченным органом на сайте в сети Интернет http://minecon.bashkortostan.ru и письменно доводится Держателем до каждого субъекта малого и среднего предпринимательства и организации инфраструктуры, в отношении которого принято данное решение, а также до финансовой организации.
7.8. В случае принятия Комиссией решения о предоставлении поручительства за счет средств гарантийного фонда Держатель, финансовая организация и Заемщик в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с момента принятия такого решения заключают договор поручительства по форме, предусмотренной порядком предоставления поручительств за счет средств гарантийного фонда, утверждаемым Держателем в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 апреля 2011 г. N 116 в пункт 7.9 настоящего Порядка внесены изменения
7.9. В предоставлении поручительства за счет средств гарантийного фонда должно быть отказано в случаях, если:
не представлены документы, предусмотренные настоящим Порядком и порядком предоставления поручительств за счет средств гарантийного фонда, утверждаемым Держателем в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка;
представлены недостоверные сведения и документы;
субъектом малого и среднего предпринимательства, организацией инфраструктуры не выполнены предусмотренные настоящим Порядком условия предоставления поручительства;
ранее в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства, организации инфраструктуры было принято решение о предоставлении поручительства за счет средств гарантийного фонда,# и не истек срок действия договора поручительства, заключенного с Держателем, на дату подачи заявления на предоставление поручительства за счет средств гарантийного фонда;
прошло менее 3 (трех) лет с момента нарушения субъектом малого и среднего предпринимательства, организацией инфраструктуры порядка и условий оказания поддержки, в том числе не было обеспечено целевое использование средств поддержки;
имеются просроченные платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды;
достигнут лимит поручительств, установленный для финансовой организации, либо предоставление поручительства субъекту малого или среднего предпринимательства, организации инфраструктуры приведет к превышению лимита поручительств, установленного для финансовой организации;
достигнут общий лимит поручительств Держателя либо предоставление поручительства субъекту малого или среднего предпринимательства, организации инфраструктуры приведет к превышению общего лимита поручительств Держателя;
достигнут предельный уровень платежей Держателя за счет средств гарантийного фонда по договорам поручительства - 10 (десять) процентов от размера средств гарантийного фонда.
8. Исполнение обязательств по договору поручительства
8.1. Финансовая организация в срок не более 5 (пяти) рабочих дней с даты неисполнения (ненадлежащего исполнения) Заемщиком обязательств по кредитному договору, договору займа, лизинга в части возврата суммы основного долга в письменной форме уведомляет Держателя об этом с указанием не исполненных Заемщиком обязательств и расчета задолженности перед финансовой организацией.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 в пункт 8.2 раздела 8 настоящего Порядка внесены изменения
8.2. Финансовая организация в срок не более 10 (десяти) рабочих дней с даты неисполнения (ненадлежащего исполнения) Заемщиком обязательств по кредитному договору, договору займа, лизинга в части возврата суммы основного долга предъявляет в письменной форме претензию к Заемщику. Копия претензии в тот же срок направляется финансовой организацией Держателю.
8.3. Заемщик принимает все меры к надлежащему исполнению обязательств по кредитному договору, договору займа, лизинга в части возврата основного долга в срок, указанный в претензии финансовой организации.
Заемщик в срок, указанный в претензии, в письменной форме уведомляет финансовую организацию и Держателя о полном или частичном исполнении претензии, а также о полной или частичной невозможности удовлетворения претензии с указанием причин такой невозможности.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 пункт 8.4 раздела 8 настоящего Порядка изложен в новой редакции
8.4. Финансовая организация в течение не менее 90 (девяноста) календарных дней с даты неисполнения Заемщиком своих обязательств по кредитному договору, договору займа, лизинга обязана принять все разумные и доступные в сложившейся ситуации меры, установленные кредитным договором, договором займа, лизинга, в целях получения от Заемщика в полном объеме задолженности, в том числе путем:
безакцептного списания денежных средств со счетов Заемщика (при наличии соглашения о списании);
предъявления требования по банковской гарантии (при наличии);
обращения взыскания на задолженность Заемщика по кредитному договору, договору займа, лизинга;
обращения взыскания на заложенное в обеспечение кредитного договора, договора займа, лизинга имущество Заемщика;
обращения взыскания на поручительства третьих лиц - поручителей (за исключением Держателя);
получения постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства в отношении заемщика, поручителей, заложенного имущества Заемщика;
получения постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (вследствие ликвидации, банкротства, смерти Заемщика либо невозможности установить адрес Заемщика или местонахождение имущества должника).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 пункт 8.5 раздела 8 настоящего Порядка изложен в новой редакции
8.5. По истечении срока и после выполнения мер, указанных в пункте 8.4 настоящего Порядка и установленных кредитным договором, договором займа, лизинга, в случае, если сумма задолженности по основному долгу не была погашена перед финансовой организацией, финансовая организация предъявляет к Держателю требование, в котором указываются:
реквизиты договора поручительства (дата заключения, номер договора, наименования финансовой организации и Заемщика);
реквизиты кредитного договора, договора займа, лизинга, обеспечиваемого поручительством (дата заключения, номер договора, наименования финансовой организации и Заемщика);
сумма требований по основному долгу (сумма кредита, займа, лизинга);
расчет ответственности Держателя по договору поручительства исходя из ответственности Держателя в размере 70 (семидесяти) процентов от суммы не исполненных Заемщиком обязательств по кредитному договору, договору займа, лизинга в части возврата суммы основного долга;
номера банковских счетов, на которые подлежат зачислению денежные средства, с указанием платежных реквизитов и назначения платежа по истребуемой сумме;
срок удовлетворения требования финансовой организации.
Требование должно быть подписано уполномоченным лицом финансовой организации и скреплено оттиском ее печати.
К требованию прикладываются также:
копия документа, подтверждающего правомочия лица на подписание требования;
расчет задолженности Заемщика и расчет ответственности Держателя;
копии документов, подтверждающих задолженность Заемщика перед финансовой организацией;
справка о проделанной работе с копиями документов, подтверждающих принятые меры и проведенную финансовой организацией работу в отношении Заемщика в соответствии с пунктом 8.4 настоящего Порядка в целях получения от Заемщика задолженности и исполнения иных обязательств, предусмотренных обеспеченным поручительством договором;
выписка по ссудному счету Заемщика;
копия претензии финансовой организации, предусмотренной пунктом 8.2 настоящего Порядка.
Все документы, представляемые с требованием финансовой организации к Держателю, должны быть подписаны уполномоченным лицом финансовой организации и скреплены оттиском ее печати.
8.6. Держатель при отсутствии возражений обязан в срок, указанный в требовании финансовой организации, либо в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с момента получения требования финансовой организации перечислить денежные средства на указанные в требовании счета.
При наличии возражений Держатель в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет в финансовую организацию письмо с указанием всех имеющихся возражений.
8.7. Держатель в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты получения требования, но в любом случае до его удовлетворения в письменной форме уведомляет Заемщика о предъявлении финансовой организацией требования.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 пункт 8.8 раздела 8 настоящего Порядка изложен в новой редакции
8.8. Обязательства Держателя считаются исполненными надлежащим образом с момента перечисления Держателем денежных средств финансовой организации при условии, что на расчетном счете Держателя достаточно денежного остатка на день платежа финансовой организации, в пользу которой осуществляется выплата.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 в пункт 8.9 раздела 8 настоящего Порядка внесены изменения
8.9. Поручительство прекращает свое действие в случаях:
прекращения обеспеченного поручительством обязательства Заемщика по кредитному договору, договору займа, лизинга при надлежащем исполнении Заемщиком своих обязательств;
изменения обязательства Заемщика по кредитному договору, договору займа, лизинга, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для Держателя, без его согласия;
исполнения Держателем обязательств по договору поручительства;
отказа финансовой организации принять надлежащее исполнение обязательств по кредитному договору, договору займа, лизинга, предложенное Заемщиком или Держателем;
перевода на другое лицо долга по обеспеченному поручительством кредитному договору, договору займа, лизинга;
принятия финансовой организацией отступного;
истечения срока действия поручительства;
неоплаты Заемщиком Держателю денежных средств за предоставление поручительства за счет средств гарантийного фонда в установленный срок;
выявления факта представления финансовой организацией и (или) Заемщиком недостоверных сведений, документов;
передачи прав финансовой организации по обеспеченному поручительством кредитному договору, договору займа, лизинга другому лицу;
досрочного расторжения по инициативе финансовой организации и (или) Заемщика обеспеченного поручительством кредитного договора, договора займа, лизинга.
8.10. Основные требования к порядку перехода прав требования к Держателю после выполнения обязательств по договору поручительства и реализации этих прав:
8.10.1. К Держателю, исполнившему обязательства по договору поручительства (обязательства за Заемщика по кредитному договору, договору займа, лизинга), переходят права требования в том же объеме, в котором Держатель фактически удовлетворил требования финансовой организации.
После исполнения обязательств по договору поручительства Держатель в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты перечисления денежных средств предъявляет финансовой организации требования о представлении документов или заверенных копий и информации, которые удостоверяют права требования финансовой организации к Заемщику, и о передаче прав, обеспечивающих эти требования.
Документы финансовой организацией передаются Держателю в подлинниках, а в случае невозможности сделать это - в виде нотариально удостоверенных копий.
8.10.2. Финансовая организация в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения требования от Держателя передает Держателю все документы или заверенные копии и информацию, которые удостоверяют права требования финансовой организации к Заемщику, а также права, обеспечивающие эти требования.
8.10.3. Держатель обязан предъявить требование к Заемщику в порядке регресса о возмещении расходов, связанных с исполнением обязательств по договору поручительства (обязательств за Заемщика по кредитному договору, договору займа, лизинга), в том числе:
о возврате суммы, фактически выплаченной финансовой организации во исполнение обязательства по договору поручительства;
об уплате процентов в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России на сумму, выплаченную финансовой организации, за каждый день с момента предъявления регрессного требования Заемщику;
о возмещении иных убытков, понесенных в связи с ответственностью за Заемщика.
8.10.4. В случае неисполнения Заемщиком в течение 30 (тридцати) календарных дней требования, указанного в подпункте 8.10.3 настоящего Порядка, возмещение расходов Держателя, связанных с исполнением обязательств за Заемщика по кредитному договору, договору займа, лизинга, осуществляется в судебном порядке в соответствии с законодательством.
8.10.5. В случае невозможности взыскания в порядке регресса сумм, предусмотренных подпунктом 8.10.3 настоящего Порядка, решение о списании указанной дебиторской задолженности принимается Держателем на основании решения суда.
8.11. В случае осуществления Держателем выплат по требованиям финансовых организаций после представления постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (вследствие ликвидации, банкротства, смерти Заемщика либо невозможности установить адрес Заемщика или местонахождение имущества Заемщика) Держатель по согласованию с Уполномоченным органом не предъявляет требования в порядке регресса к Заемщику.
9. Требования к Держателю средств гарантийного фонда
9.1. Основные требования к руководителю и главному бухгалтеру Держателя:
9.1.1. Наличие у руководителя и главного бухгалтера Держателя высшего юридического или экономического образования.
9.1.2. Наличие у руководителя трудового стажа работы руководителем по специальности не менее 5 (пяти) лет.
9.1.3. Наличие у главного бухгалтера трудового стажа работы главным бухгалтером не менее 5 (пяти) лет.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 в пункт 9.2 раздела 9 настоящего Порядка внесены изменения
9.2. Основные требования к учетной системе средств гарантийного фонда:
9.2.1. Держатель обязан вести оперативный учет производимых операций средствами программного обеспечения.
Информационная система Держателя должна обеспечивать учет следующих операций:
учет устанавливаемых Комиссией лимитов поручительств;
учет использования финансовыми организациями# установленных Комиссией лимитов поручительств, изменений этих лимитов;
учет поступающих к Держателю заявлений на предоставление поручительств (раздельно по видам обеспечиваемых обязательств и по финансовым организациям);
учет заключаемых Держателем договоров поручительства (раздельно по видам обеспечиваемых обязательств, раздельно по финансовым организациям, раздельно по средствам федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан);
учет изменений условий заключенных договоров поручительства;
учет договоров, обеспечиваемых поручительством Держателя (отдельно по видам договоров);
учет поступающих к Держателю требований кредиторов (финансовых организаций) по заключенным договорам поручительства;
учет производимых Держателем выплат за субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры по заключенным договорам поручительства в пользу их кредиторов (финансовых организаций);
учет взыскания с Заемщика денежных средств по требованиям, перешедшим к Держателю вследствие удовлетворения требований финансовой организации в рамках поручительства;
учет субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры, заключивших договоры поручительства с Держателем;
учет кредиторов (финансовых организаций) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры, заключивших соглашения о сотрудничестве с Держателем;
учет отраслевой структуры портфеля поручительств Держателя.
9.2.2. Информационная система может дополнительно обеспечивать:
учет активов Держателя, предназначенных для обеспечения предоставления Держателем поручительств, а также производства выплат по заключенным договорам поручительства;
учет взаиморасчетов с контрагентами - субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями инфраструктуры, в обеспечение обязательств которых предоставляется поручительство;
учет взаиморасчетов с кредиторами (финансовыми организациями) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры, заключивших соглашения о сотрудничестве с Держателем;
производство расчета вознаграждения Держателя по заключаемому договору поручительства;
оформление и вывод на печать типовых документов, используемых в работе Держателя при предоставлении поручительств;
хранение в электронном виде копий документов и материалов, служащих основанием для проведения Держателем тех или иных операций;
учет финансовых активов, денежных средств Держателя, предназначенных для обеспечения предоставления Держателем поручительств, а также для производства выплат по заключенным договорам поручительства;
учет обязательств Держателя перед финансовыми организациями по выданным поручительствам.
9.2.3. Информационная система Держателя должна обеспечивать получение в режиме реального времени достоверной аналитической и синтетической отчетности деятельности Держателя по операциям, указанным в подпункте 9.2.1 настоящего Порядка.
9.3. В показатели оценки деятельности руководителя Держателя при формировании отраслевой структуры портфеля поручительств Держателя включаются:
сумма предоставленных средств по кредитным договорам и договорам займа, лизинга, обеспеченных поручительствами за счет средств гарантийного фонда, выданных для приобретения, ремонта, модернизации основных средств, на создание материально-технической базы нового предприятия и внедрение новых технологий, на развитие научно-технической и инновационной деятельности, экспортных операций и импортозамещения, на участие в исполнении государственного заказа (целевой индикатор - не менее 70 (семидесяти) процентов);
сумма предоставленных средств по кредитным договорам и договорам займа, лизинга, обеспеченных поручительствами за счет средств гарантийного фонда, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры, осуществляющим деятельность в 10 (десяти) приоритетных видах экономической деятельности, в соответствии с ежегодно утверждаемой Правительством Республики Башкортостан Программой (целевой индикатор - не менее 50 (пятидесяти) процентов);
сумма предоставленных средств по кредитным договорам и договорам займа, лизинга, обеспеченных поручительствами за счет средств гарантийного фонда, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры, хозяйственным обществам, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства, ноу-хау), включая хозяйственные общества, учреждаемые в целях применения Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (целевой индикатор - не менее 20 (двадцати) процентов);
сумма предоставленных средств по кредитным договорам и договорам займа, лизинга, обеспеченных поручительствами за счет средств гарантийного фонда, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры, основной вид деятельности которых - розничная и оптовая торговля (целевой индикатор - не более 20 (двадцати) процентов).
10. Порядок предоставления и возврата средств
10.1. Перечисление из бюджета Республики Башкортостан средств, предназначенных для пополнения средств гарантийного фонда, осуществляется с лицевого счета Уполномоченного органа, открытого ему в Министерстве финансов Республики Башкортостан, в порядке, установленном для исполнения бюджета Республики Башкортостан, на расчетные счета Держателя.
10.2. Возврат выделенных бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных настоящим Порядком, осуществляется в следующем порядке:
в течение 7 (семи) рабочих дней со дня принятия Уполномоченным органом решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств Держателю направляется соответствующее письменное уведомление;
Держатель в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на лицевой счет Уполномоченного органа указанную сумму средств;
при отказе Держателя от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
11. Контроль за предоставлением поручительств
11.1. Финансовая организация осуществляет контроль за исполнением Заемщиком обязательств по кредитным договорам, договорам займа, лизинга в соответствии с правилами работы финансовой организации и по истечении срока действия договора поручительства письменно уведомляет Держателя об исполнении Заемщиком всех обязательств по кредитному договору, договору займа, лизинга.
11.2. Держатель обеспечивает учет и хранение заключенных договоров поручительства, прилагаемых к ним документов, включая документы, послужившие основанием для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) поручительства за счет средств гарантийного фонда.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102 в пункт 11.3 раздела 11 настоящего Порядка внесены изменения
11.3. Держатель ведет аналитическую и синтетическую отчетность по изменению размера средств гарантийного фонда, по договорам поручительств, использованию установленных в отношении финансовых организаций лимитов поручительств, выплатам по договорам поручительств и взысканным с Заемщиков-должников средств в порядке регресса.
11.4. Держатель ежегодно проводит аудиторскую проверку своей деятельности.
11.5. Представители Держателя имеют право беспрепятственного доступа к информации о финансово-хозяйственной деятельности Заемщика, а также доступа на объекты административного, производственного и иного назначения Заемщика для проверки его финансового состояния и объектов залога.
11.6. Держатель ежеквартально представляет Уполномоченному органу отчет о фактических размерах предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поручительств за счет средств гарантийного фонда в срок не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
11.7. Держатель ежегодно не позднее 5 февраля года, следующего за отчетным годом, представляет Уполномоченному органу отчет о фактических размерах предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поручительств за счет средств гарантийного фонда.
11.8. Уполномоченный орган ежегодно не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным годом, представляет в Правительство Республики Башкортостан отчет о фактических размерах предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поручительств за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
11.9. Держатель ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом, представляет Уполномоченному органу отчет об эффективности использования предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поручительств за счет средств гарантийного фонда.
11.10. Уполномоченный орган ежегодно не позднее 20 апреля года, следующего за отчетным годом, представляет в Правительство Республики Башкортостан отчет об эффективности использования предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поручительств за счет средств гарантийного фонда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 7 октября 2005 г. N 220 "Об утверждении порядка формирования гарантийного фонда для предоставления поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в Республике Башкортостан"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 202 (25935) от 19 октября 2005 г. (без приложения)
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 2 (224) от 23 января 2006 г., ст. 41
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 июня 2023 г. N 346
Изменения вступают в силу с 19 июня 2023 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 июня 2020 г. N 386
Изменения вступают в силу с 30 июня 2020 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26 августа 2019 г. N 519
Изменения вступают в силу с 26 августа 2019 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2017 г. N 346
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 августа 2015 г. N 346
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 февраля 2015 г. N 35
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. N 102
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 июня 2013 г. N 265
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 января 2013 г. N 19
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 августа 2012 г. N 290
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 27 января 2012 г. N 19
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 апреля 2011 г. N 116
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 7 декабря 2010 г. N 469
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 июля 2010 г. N 273
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 8 февраля 2010 г. N 35
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 августа 2009 г. N 325
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 2 июня 2009 г. N 200
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 октября 2007 г. N 289
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 апреля 2007 г. N 86
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 апреля 2006 г. N 98