Во исполнение Федерального закона "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования Республики Башкортостан.
Президент |
Р.З. Хамитов |
Порядок
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 декабря 2012 г. N 448)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", Законом Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" и определяет процедуру организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
1.2. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц, профилактики вторичного сиротства.
1.3. Подготовка обязательна для всех лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, за исключением:
близких родственников ребенка;
лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;
лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
1.4. Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства.
1.5. В случае отсутствия организационных, кадровых, технических и иных возможностей органы опеки и попечительства вправе привлекать образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с договором на подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
1.6. Порядок наделения организаций отдельными полномочиями органа опеки и попечительства установлен Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (с последующими изменениями), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 года N 334 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423".
1.7. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации".
1.8. Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций, предусмотренных на осуществление деятельности по опеке и попечительству за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
2. Порядок организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
2.1. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (с последующими изменениями), от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" лица, желающие принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, обращаются в органы опеки и попечительства по месту жительства.
2.2. Орган опеки и попечительства обязан подготовить лицо, желающее принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе:
а) ознакомить его с правами, обязанностями и ответственностью, установленными законодательством;
б) организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний;
в) обеспечить психологическое обследование лиц, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему ребенка в семью.
2.3. Обучение проводится по мере комплектования групп с учетом планируемой формы семейного устройства (при возможности).
2.4. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется по программе и в соответствии с учебно-тематическим планом, которые указаны в приложениях N 1 и 2 к настоящему Порядку. Программа осваивается по очной форме обучения. Максимальное количество обучающихся в группе - двадцать человек.
2.5. После окончания обучения проводится итоговая аттестация лиц, желающих принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в целях оценки степени усвоения программы. В случае успешного прохождения аттестации выдается свидетельство о прохождении подготовки установленного образца.
Приложение N 1
к Порядку подготовки лиц,
желающих принять на воспитание
в семью ребенка,
оставшегося без попечения
родителей
Учебно-тематический план
занятий с лицами, желающими принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
N п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Формы контроля |
|||
всего |
в том числе |
|||||
семинары-тренинги |
лекции |
индивидуальное консультирование |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
5 ч. |
2 ч. |
1 ч. |
2 ч. |
анкетирование, собеседование |
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
5 ч. |
3 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
собеседование |
3 |
Этапы развития ребенка |
6 ч. |
4 ч. |
2 ч. |
- |
анкетирование, собеседование |
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
9 ч. |
6 ч. |
2 ч. |
1 ч. |
собеседование |
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей |
3 ч. |
3 ч. |
- |
- |
собеседование |
6 |
Адаптация приемного ребенка в приемной семье |
6 ч. |
3 ч. |
1 ч. |
2 ч. |
собеседование |
7 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки им управления |
7 ч. |
4 ч. |
1 ч. |
2 ч. |
собеседование |
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
5 ч. |
3 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
собеседование |
9 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
4 ч. |
3 ч. |
1 ч. |
- |
собеседование |
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
20 ч. |
3 ч. |
2 ч. |
15 ч. |
анкетирование |
11 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
5 ч. |
1 ч. |
3 ч. |
1 ч. |
анкетирование, собеседование |
12 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
3 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
собеседование |
13 |
Подведение итогов подготовки кандидатов в приемные родители |
2 ч. |
- |
- |
2 ч. |
собеседование |
|
Итого |
80 ч. |
36 ч. |
16 ч. |
28 ч. |
|
Приложение N 2
к Порядку подготовки лиц,
желающих принять на воспитание
в семью ребенка,
оставшегося без попечения
родителей
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.
Содержание, цели и этапы программы подготовки кандидатов в приемные родители.
Задачи подготовки:
выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказание помощи в определении готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы его устройства на воспитание в семью, в выявлении как личных, так и семьи в целом слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании, в осознании реальных проблем и трудностей;
ознакомление с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирование знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирование представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомление с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами его "трудного" поведения;
ознакомление с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомление с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Обучающе-психологический тренинг, особенности и порядок его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители.
Причины сиротства детей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления таких детей, их устройства в данные организации и знакомства с потенциальной приемной семьей.
Общая характеристика установленных законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.
Изучение потребностей ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное и эмоциональное развитие, привязанность, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация, навыки самообслуживания) и необходимость их обеспечения.
Проведение оценки способности кандидатов в приемные родители обеспечить потребности ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход); имеющихся компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. Этапы развития ребенка.
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии (привязанность, безопасность, идентичность).
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Оценка возможностей кандидатов в приемные родители воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Роль биологических родителей и кровных родственников и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы "нарушенной привязанности" (понятия негативной (невротической), амбивалентной, избегающей, дезорганизованной привязанностей).
Понятия "горе" и "потеря" в жизни ребенка, психологические особенности и этапы переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, гнев и смешение чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка в приемной семье.
Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.
Тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности.
Оказание помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки им управления.
Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.
Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка; причины задержки усвоения этических ценностей и общественных норм.
Влияние собственного опыта приемных родителей на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание слабых и сильных сторон, поддержка в решении проблем "трудного" поведения специалистов.
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни.
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения; предотвращение рисков жестокого обращения в приемной семье, на улице и в общественных местах.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития.
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка.
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Формирование половой идентичности; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности; способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.
Родительское отношение к ребенку, влияние родителей на формирование личности и характер ребенка.
Стабильность семейных отношений; способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
Социальные связи кандидатов в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Проблемы семьи, возможности и ресурсы, сильные и слабые стороны.
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
Формы семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления документов для получения заключения о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Порядок представления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанности администрации такой организации. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Порядок принятия решения об усыновлении ребенка (подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения).
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.
Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства): личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь семьям, с биологической семьей ребенка.
Доступная инфраструктура социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. Подведение итогов подготовки кандидатов в приемные родители.
Обсуждение результатов освоения курса, выполнения домашних заданий.
Обсуждение степени усвоения курса.
Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности к приему ребенка на воспитание.
Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 декабря 2012 г. N 448 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 2 (404) от 14 января 2013 г., ст. 75
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 3 декабря 2019 г. N 703
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 марта 2016 г. N 71