Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N КАС06-194
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: А.И. Федина,
членов коллегии: Н.К. Толчеева, В.П. Меркулова,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 июня 2006 года гражданское дело по заявлению муниципального предприятия г. Пскова "Управление капитального строительства" об оспаривании постановления Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" по кассационной жалобе муниципального предприятия г. Пскова "Управление капитального строительства" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2006 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя муниципального предприятия г. Пскова "Управление капитального строительства" - Толоконникова О.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
муниципальное предприятие г. Пскова "Управление капитального строительства" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению в полном объеме постановления Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (далее Постановление), ссылаясь на его несоответствие действующему гражданскому законодательству, а также нормам международного права. Кроме того, заявитель указал, что оспариваемое Постановление не было опубликовано официально и не может применяться, возложение на основании этого акта на муниципальное предприятие обязанности остановить строительство зданий на предоставленном в соответствии с договором аренды земельном участке, нарушает право заявителя на свободу экономической деятельности.
В заявлении также было указано на незаконность Приложения N 1 к Постановлению (Перечня памятников культуры, включаемых в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327) в части отнесения к памятникам археологии культурного слоя древнего Пскова VIII-XVII вв. в границах крепостной стены Окольного города, прибрежной части Завеличья между р. Великой и ул. Горького. При этом заявитель указал на то, что отнесение культурного слоя к памятникам культуры самого по себе (земельного участка) вне связи с конкретными недвижимыми памятниками истории и культуры противоречит Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Верховный Суд РФ решением от 11 апреля 2006 года отказал в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе муниципальное предприятие г. Пскова "Управление капитального строительства" ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют положениям законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявления муниципального предприятия г. Пскова "Управление капитального строительства", суд первой инстанции правомерно исходил из того что оспариваемое Постановление принято до вступления в силу Конституции Российской Федерации, установившей в статье 15 (часть 3) правило о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Указание на обязательность опубликования в официальном издании изданных ранее нормативных правовых актов Совмина РСФСР в данной конституционной норме отсутствует.
Суд первой инстанции правомерно указал, что на момент принятия оспариваемого Постановления в законодательстве не имелось положения о том, что нормативные правовые акты Совета Министров РСФСР подлежат применению лишь при условии их официального опубликования.
Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" не устанавливает обязательность и порядок опубликования нормативных актов Правительства РФ, изданных до вступления в силу этого Указа, не определяет официальное печатное издание, в котором они должны быть опубликованы.
В настоящее время текст оспариваемого Постановления имеется в правовых информационных системах "Гарант", "Кодекс" и "Консультант Плюс".
Кроме того, Указом Президента РФ N 176 от 20 февраля 1995 года "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" (п. 2), который был опубликован в Собрании законодательства РФ 27.02.1995 г. N 9, а также в "Российской газете", определено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР" (Приложение N 1) с дополнениями согласно, в том числе, Постановления Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года N 624.
Таким образом приведенный Указ Президента РФ также подтверждает действительность Постановления Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года N 624.
Что касается требования заявителя в части оспаривания Приложения N 1 к Постановлению, то суд первой инстанции правомерно признал его необоснованным.
Согласно абзацу третьему преамбулы Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон) в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Статья 3 названного Закона к одному из видов объектов культурного наследия (наряду с памятниками и ансамблями) относит достопримечательные места, которыми являются, в частности, культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ; места совершения религиозных обрядов.
В связи с чем довод заявителя о том, что культурный слой вне связи с какими-либо памятниками, строениями, сооружениями не может являться самостоятельным объектом культурного наследия, не основан на законе.
Статус культурного слоя древнего Пскова VIII-XVII вв. в границах крепостной стены Окольного города, прибрежной части Завеличья между р. Великой и ул. Горького как объекта исторического и культурного наследия федерального значения (памятника истории и культуры) определен не только оспариваемым Постановлением, но и Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
В соответствии со ст. 5 Закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
В решении суда дан подробный правовой анализ обжалуемых нормативных положений и сделан правильный вывод о том, что они не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в удовлетворении заявления в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ отказано правильно.
В кассационной жалобе заявитель дает свое толкование норм материального права, с которым согласиться нельзя, доводов, опровергающих выводы суда, не приводит.
Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия г. Пскова "Управление капитального строительства" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N КАС06-194
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)