Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 28 июня 2006 г. N 75-Г06-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора РК о признании п. 21 ст. 62 Закона "О бюджетном процессе в Республике Карелия" противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия по кассационной жалобе главы Республики Карелия на решение Верховного суда Республики Карелия от 7 апреля 2006 года, которым постановлено: заявление прокурора Республики Карелия удовлетворить. Признать абзац 21 ст. 62 Закона Республики Карелия "О бюджетном процессе в Республике Карелия" в редакции от 6 октября 2005 года недействующим с момента принятия нормативного акта, т.е. с 22 сентября 2005 года.
Информацию о принятом решении опубликовать в газете "Карелия" после вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснение представителя главы Республики Карелия по доверенности Т., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры В., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
В обоснование заявленных требований прокурор Республики Карелия указал, что Закон от 21 июля 2001 г. N 527-ЗРК "О бюджетном процессе в Республике Карелия" принят палатой республики законодательного собрания Республики Карелия 11 июля 2001 года, подписан председателем правительства Республики Карелия 21 июля 2001 года, в настоящее время действует в редакции законов Республики Карелия от 25.07.2002 г. от 21.07.2003 г. N 685-ЗРК, от 01.12.2003 г. N 722-ЗРК, от 29.09.2004 г. N 806-ЗРК, от 17.12.2004 г. N 828-ЗРК, от 01.04.2005 г. N 863-ЗРК, от 06.10.2005 г. N 910-ЗРК.
Пункт 21 ст. 62 данного закона наделяет Министерство финансов Республики Карелия полномочием осуществлять проверки соответствия кандидатов на замещение должностей руководителей финансовых органов муниципального образования квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Данное положение противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов РФ устанавливаются Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты, а в силу ч. 2 ст. 65 этого Закона руководитель финансового органа местной администрации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным Правительством РФ. Квалификационные требования, предъявляемые к руководителю финансового органа местной администрации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2004 года N 608.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ
Так как участие органов государственной власти субъектов РФ в проверке соответствия кандидатов на замещение должностей руководителей финансовых органов муниципальных образований квалификационным требованиям, федеральными законами не предусмотрено, а органами государственной власти субъектов РФ в указанной части не делегированы полномочия по контролю исполнения требований федерального законодательства, то оспариваемая норма противоречит действующему законодательству.
В связи с изложенным прокурор Республики Карелия просил признать п. 21 ст. 62 Закона Республики Карелия "О бюджетном процессе в Республике Карелия" противоречащим федеральному закону и недействующим со дня его принятия.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представители законодательного собрания Республики Карелия и главы Республики Карелия с заявленными требованиями не согласились.
По делу постановлено указанное выше решение.
Глава Республики Карелия подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит определение подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая заявленное требование, суд исходил из того, что абзац 21 (в заявлении указано п. 21) ст. 62 Закона Республики Карелия "О бюджетном процессе в Республике Карелия" предусматривает, что Министерство финансов Республики Карелия обладает бюджетными полномочиями по осуществлению проверки соответствия кандидатов на замещение должностей руководителей финансовых органов муниципального образования квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Между тем, в соответствии с ч. 4 ст. 34 и ч. 5 и 11 статьи 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляется возможность исполнительным органам государственной власти субъекта РФ осуществлять проверку соответствия кандидатов на замещение должностей руководителей финансовых органов муниципальных образований квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю финансового органа местной администрации.
Согласно части 2 статьи 65 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" руководитель финансового органа местной администрации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным Правительством РФ, однако и эта норма не предоставляет возможности исполнительным органам государственной власти субъекта РФ осуществлять проверку соответствия кандидатов на замещение должностей руководителей финансовых органов муниципальных образований квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю финансового органа местной администрации и не наделяет орган исполнительной власти субъекта РФ полномочиями по контролю исполнения требований федерального законодательства.
Перечень бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ прописан в статье 8 Бюджетного кодекса РФ и эта норма не предусматривает такой возможности для органов государственной власти субъектов РФ.
Дав анализ указанным нормам, суд пришел к правильному выводу о том, что абзац 21 статьи 62 "О бюджетном процессе в Республике Карелия" противоречит федеральному законодательству, поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ данную норму признал недействующей с момента принятия нормативного акта.
Доводы представителей законодательного собрания Республики Карелия и главы Республики Карелия суд не принял во внимание, поскольку ни один из законов, на которые они сослались в своих возражениях, не предусматривает возможности наделять органы исполнительной власти субъекта РФ полномочиями, которые находятся за пределами их компетенции.
Довод в кассационной жалобе о том, что оспариваемая норма не противоречит действующему законодательству, не свидетельствует о неправильности постановленного по делу решения, поскольку суд правомерно пришел к выводу о противоречии оспариваемой нормы действующему законодательству, а ссылка на постановление Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. N 608, которое рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ разработать и утвердить порядок назначения на должность руководителя финансового органа субъекта РФ, также не свидетельствует о неправильности решения суда, т.к. оно не дало право субъектам РФ наделять органы исполнительной власти субъекта РФ полномочиями, которые находятся за пределами их компетенции.
Руководствуясь ст. 360 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Карелия от 7 апреля 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу главы Республики Карелия К. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июня 2006 г. N 75-Г06-3
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)