Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 26 июля 2006 г. N 74-Г06-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании 26 июля 2006 г. гражданское дело по кассационному представлению первого Заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 мая 2006 г. по заявлению зам. прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2005 г. 289-3 N 619-111 "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Х., прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г., полагавшую решение суда подлежащим отмене в части, Судебная коллегия установила:
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ст. 5, ст. 25, ст. 40.1, ч. 7 ст. 43, ст. 45 Закона Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год" от 08.12.05 г. 289-3 N 619-Ш.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного закона следует читать как "N 619-111"
В судебном заседании представитель Прокуратуры PC (Я) уточнила заявленные требования, просила, исходя из внесенных Законом PC (Я) от 21.03.2006 г. 3 N 646-Ш изменений и дополнений в Закон PC (Я) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутии) на 2006 г.", признать ст. 25, ч. 7 ст. 42 Закона Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год" противоречащими федеральному законодательству и недействующими, т.к. в остальной части оспариваемые прокурором отдельные положения нормативного правового акта, Государственным Собранием (Ил Тумэн) приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного закона следует читать как "N 645-111"
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ст. 25 Закона PC (Я) "О государственном бюджете PC (Я) на 2006 год" установлено, что средства финансовой помощи и иные безвозмездно предоставляемые из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) целевые средства, предусмотренные для перечисления в местные бюджеты в соответствии с настоящим законом (за исключением средств Республиканского фонда компенсаций), выделяются при условии выполнения требований бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и подписания муниципальными районами (городскими округами) соглашений с Министерством финансов Республики об условиях предоставления финансовой помощи из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Данная норма противоречит п. 1 ст. 136 БК РФ, т.к. не предусматривает соблюдения органами местного самоуправления законодательства РФ о налогах и сборах при предоставлении межбюджетных трансфертов, и п. 3 ст. 136 БК РФ не предусматривающей право субъекта РФ на установление дополнительных условий предоставления финансовой помощи всем местным бюджетам независимо от размера дотаций из бюджета Республики.
Так же Законом PC (Я) "О государственном бюджете PC (Я) на 2006 год" в ч. 1 ст. 42 предусматривается право Правительства Республики Саха (Якутия) устанавливать конкретные размеры ставок за пользование бюджетными кредитами, выдаваемыми за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). По мнению прокурора, данная норма вступает в противоречие с ч. 7 ст. 76 БК РФ, в соответствии с которой цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов указываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 мая 2006 г. постановлено заявление прокурора PC (Я) удовлетворить частично.
Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 7 ст. 42 Закона Республики Саха (Якутии) от 8.12.2005 г. 289-3 N 619-Ш "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)".
В удовлетворении остальной части заявленных прокурором требований отказать.
В кассационном представлении прокурора поставлен вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия оснований для его удовлетворения не находит.
В соответствии со ст. 8 БК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют бюджетные полномочия в части установления порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья 25 оспариваемого прокуратурой Закона PC (Я) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год" регулирует порядок предоставления финансовой помощи целевого назначения в форме дотаций, субсидий и субвенций, и определяет отношения между Министерством финансов Республики Саха (Якутия) и муниципальными образованиями по условиям их получения.
Основным условием предоставления финансовой помощи является выполнение требований бюджетного законодательства РФ, которым в ч. 1 ст. 136 БК РФ предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ при соблюдении органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.
Законом PC (Я) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" от 14.04.2004 г. 124-3 N 251-Ш, регулирующим бюджетные правоотношения в Республике, в ч. 1 и ч. 4 ст. 15 определены условия предоставления межбюджетных трансфертов из государственного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутии), и, установлены дополнительные условия получения финансовой помощи муниципальным районам, в которых в общем объеме собственных доходов бюджетов в двух из трех последних лет суммарная доля дотаций из государственного бюджета и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений превышает 50%.
Проанализировав указанные положения федерального и республиканского законодательства, а также нормы статей 138, 139, ч. 4 ст. 136 БК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что ст. 25 Закона РФ (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год" не противоречит федеральному законодательству, так как БК РФ установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ относит к компетенции субъектов РФ.
В ст. 136 БК РФ определены лишь основные условия по предоставлению межбюджетных трансфертов, дополнительные же условия согласно ст. 8 БК РФ вправе устанавливать субъект РФ, что и имело место в данном случае.
На необходимость соблюдения органами местного самоуправления налогового законодательства при решении вопроса о предоставлении межбюджетных трансфертов указано в ст. 15 Закона РФ (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)".
Вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационного представления прокурора, которые по существу сводятся к нарушению судом норм материального права, не могут повлечь отмену решения суда в обжалуемой части.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 мая 2006 г. оставить без изменения, а кассационное представление прокурора без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 июля 2006 г. N 74-Г06-12
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)