С 1 января 2001 года взамен страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды введен единый социальный налог. См. справку
В связи с многочисленными обращениями по вопросу об обязанности уплаты страховых взносов в ПФР иными категориями плательщиков (индивидуальными предпринимателями, включая частных аудиторов, нотариусами, занимающимися частной практикой, частными детективами) Пенсионный фонд Российской Федерации разъясняет.
Законодательными актами Российской Федерации вышеназванные граждане включены в число плательщиков страховых взносов: индивидуальные предприниматели - с 1991 г. (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1), нотариусы, занимающиеся частной практикой, и частные детективы - с 1993 г. (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 N 5357-1), частные аудиторы - с 1995 г. (Федеральный закон от 21.12.95 N 207-ФЗ).
Данными законодательными актами установлено, что указанные граждане уплачивают страховые взносы в размере 5% их дохода. В последующие годы (по 1996 г. включительно) вышеназванное положение подтверждалось соответствующими законодательными актами.
Федеральным законом от 05.02.97 N 26-ФЗ установлено, что с 1 января 1997 г. вышеназванные категории плательщиков уплачивают страховые взносы в ПФР в размере 28% с суммы полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П признаны неконституционными отдельные положения Федерального закона от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ в части установления для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода)
См. также письмо Правления ПФР от 9 февраля 1999 г. N ЕВ-16-27/1163
Данная норма обусловлена необходимостью приведения в соответствие условий назначения и размеров пенсий в зависимости от участия в пенсионном страховании каждого застрахованного лица, выражаемого в величине уплаченных им страховых взносов и продолжительности страхового стажа. Кроме того, установление тарифа в размере 28% для указанных граждан является мерой по упорядочению пенсионного законодательства и восстановлению нарушаемого применением льготного тарифа (5%) конституционного принципа равенства всех перед законом (17-я и 19-я статьи Конституции Российской Федерации).
Таким образом, законодатель установил для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, частных детективов обязанность самостоятельно производить уплату страховых взносов в Пенсионный фонд в установленных размерах и в установленные сроки исходя из социальных гарантий пенсионного обеспечения каждого гражданина и единых принципов исчисления трудовых пенсий.
При этом следует иметь в виду, что поименованные категории граждан осуществляют свою деятельность (предпринимательскую, нотариальную, детективную, аудиторскую) самостоятельно (от своего имени), т.е. являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Поэтому уплата взносов на собственное пенсионное обеспечение является прежде всего их обязанностью.
Учитывая изложенное, указанные граждане независимо от их воли и желания подлежат обязательному социальному страхованию, в систему которого входит и пенсионное страхование, и обязаны уплачивать платежи на государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Освобождение граждан, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в ПФР, от уплаты страховых взносов законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, не внесенная в установленный срок сумма страховых взносов считается недоимкой, взыскивается с иных плательщиков страховых взносов (физических лиц) в судебном порядке и зачисляется в доход ПФР.
Установить иной порядок уплаты страховых взносов для перечисленных плательщиков не представляется возможным, поскольку в системе пенсионного законодательства Российской Федерации страховые взносы носят компенсационный характер, учитываются в течение всей трудовой деятельности и дают основание для учета страхового стажа при назначении государственной пенсии.
По вопросу о представлении сведений о доходах для целей исчисления страховых взносов сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в ПФР, сами представляют сведения о себе в органы ПФР по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов (статья 8). Статьей 6 указанного Федерального закона определен перечень указанных сведений, включающий в себя и сведения о полученных доходах.
При этом следует иметь в виду, что застрахованные лица, уклоняющиеся от представления предусмотренных данным Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ).
Заместитель председателя Правления |
Е.Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ПФР от 15 декабря 1997 г. N ЕВ-16-28/8928 "Об обязанности уплаты страховых взносов в ПФР гражданами, которые производят ее самостоятельно"
Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", февраль 1997 г., N 7, в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1998 г., N 4