Решение Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N ГКПИ06-675
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 августа 2006 г. N КАС06-315 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими: абзаца 6 пункта 3 и абзаца 2 пункта 4 Положения по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 июня 1998 г. N 23, установил:
гражданин К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействующими: пункта 3 и абзаца 2 пункта 4 Положения по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утвержденного Постановлением Минтруда России от 8 июня 1998 г. N 23, (из содержания жалобы следует, что заявитель оспаривает не весь пункт 3 Положения, а только абзац 6 данного пункта).
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Трудового кодекса Российской Федерации и нарушают его трудовые права, гарантированные Конституцией Российской Федерации и трудовым законодательством.
Заявитель К. извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц: Минздравсоцразвития России Ч., МЧС России П., Минюста России Г. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не являются дискриминационными.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц: Минздравсоцразвития России Ч., МЧС России П., Минюста России Г., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждено Положение по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей.
Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 ноября 1998 г., регистрационный номер 23 и опубликован в "Российской газете" N 235, 10.12.1998, Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 35-36, 14.12.1998.
Абзац 6 пункта 3 положения устанавливает, что время дежурства спасателей аварийно-спасательных служб на дому в режиме ожидания учитывается из расчета 1/4 часа рабочего времени за один час дежурства на дому.
В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса РФ рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.
По объяснениям представителя Минздравсоцразвития России Ч., одним из таких периодов времени является время дежурства на дому в режиме ожидания, предусмотренное статьей 28 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
Режим рабочего времени согласно статьи 100 Трудового кодекса РФ должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями.
Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", определяя общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей.
Так, статья 28 настоящего Федерального закона регламентирует режим работы (службы) и отдыха спасателей, для которых в повседневной деятельности режим работы (службы) определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной подготовке (пункт 1 статьи 28).
Согласно пункту 3 статьи 28 ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" время дежурства спасателей профессионально-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на дому в режиме ожидания учитывается в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства.
Таким образом, предусмотренный абзацем 6 пункта 3 Положения, учет времени дежурства спасателей аварийно-спасательных служб на дому в режиме ожидания из расчета 1/4 часа рабочего времени за один час дежурства на дому соответствует требованиям федерального законодательства и доводы заявителя о противоречии оспариваемого акта нормам Трудового кодекса РФ, являются несостоятельными.
Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает, что в организациях или при выполнении отдельных видов работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года (статья 104).
В связи с особым режимом труда в зависимости от конкретных условий спасателя Положение устанавливает суммированный учет рабочего времени за месяц, за квартал или за иной более длительный период, но не более чем за год.
При суммированном учете рабочего времени учетный период рабочего времени (месяц, квартал) превышает неделю, но установленная в нем суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать нормального числа рабочих часов за этот период.
Что касается доводов заявителя о нарушении его права на отдых со стороны работодателя, то он вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, если полагает, что установленный график дежурств, предусматривает работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
Абзацем 2 пункта 4 Положения предусмотрено, что для аналогичных работников других федеральных органов исполнительной власти, а также субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления настоящее Положение носит рекомендательный характер и учет рабочего времени спасателей осуществляется исходя из специфики их работы.
По объяснениям представителя МЧС России П. абзац 2 пункта 4 Положения носит рекомендательный характер и учет рабочего времени осуществляется исходя из специфики работы.
Вопросы регламентации рабочего времени работников аварийно-спасательных служб других федеральных органов исполнительной власти, а также субъектов Российской Федерации определяются локальными нормативными правовыми актами.
Таким образом, положения абзаца 2 пункта 4 Положения никоим образом не могут нарушать трудовые права заявителя.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему федеральному законодательству, изданы компетентным федеральным органом исполнительной власти и не нарушают трудовые права работников, заявление К. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление К. о признании недействующими: абзаца 6 пункта 3 и абзаца 2 пункта 4 Положения по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 июня 1998 г. N 23, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N ГКПИ06-675
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, июнь 2008 г., N 6 (в извлечении)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 августа 2006 г. N КАС06-315 настоящее решение оставлено без изменения