Решение Верховного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N ГКПИ06-472
Решение суда вступило в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование (информация опубликована в "Российской газете" N 152 от 14 июля 2006 г.)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л.Э.Н. о признании частично недействующим пункта 3.6.8 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77, установил:
Гражданин Л.Э.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 3.6.8 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству Российской Федерации в части, устанавливающей, что каждый командир воздушного судна в процессе предполетной подготовки обязан получить сигналы опознавания и нарушают его права на использование воздушного судна.
Л.Э.Н. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Представитель Л.Э.Н. по доверенности У. поддержал в судебном заседании заявленные требования и пояснил, что воздушные суда, принадлежащие гражданам и эксплуатируемые ими, не подлежат оснащению аппаратурой государственного радиолокационного опознавания. Оспариваемые положения НПП ГА-85 не соответствуют пунктам 70, 76 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации.
Представители заинтересованного лица Минтранса России М.В.В., Л.Д.В., С., а также Ространснадзора О. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения НПП ГА-85 подлежат применению с учетом требований пункта 3 статьи 136 Воздушного кодекса Российской Федерации. Действующие в настоящее время Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации предусматривают возможность осуществления полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации без использования аппаратуры радиолокационного опознавания, тогда в каждом отдельном случае такие полеты оговариваются в подаваемых заявках на полеты.
Выслушав объяснения представителя заявителя Л.Э.Н. по доверенности У., представителей заинтересованного лица Минтранса России М.В.В., Л.Д.В., С., Ространснадзора О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77 утверждены и введены в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85).
Согласно Приказу Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР доводятся до сведения авиаспециалистов начальниками управлений, предприятий, учреждений, организаций и директорами заводов гражданской авиации.
Пункт 3.6.8 НПП ГА-85 устанавливает обязанности командира воздушного судна в процессе предполетной подготовки, в частности, в процессе предполетной подготовки командир обязан получить сигналы опознавания.
Воздушный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 апреля 1997 г., в пункте 3 статьи 136 устанавливает, что до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1084 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации.
Настоящий нормативный правовой акт вступил в силу с 1 января 2000 г. и устанавливает порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.
Оспариваемые положения пункта 3.6.8 НПП ГА-85 устанавливают обязанность командира воздушного судна в процессе предполетной подготовки получить сигналы опознавания.
Между тем, Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации в пункте 70 допускают полеты воздушных судов, на которых аппаратура радиолокационного опознавания не предусмотрена. В этих случаях полеты воздушных судов оговариваются в каждом отдельном случае в подаваемых заявках на полеты.
В пункте 76 Федеральных правил использования воздушного пространства указаны случаи, которые относятся к нарушениям порядка использования воздушного пространства Российской Федерации. К таким случаям относятся, в частности, полет российского воздушного судна, не отвечающего на запрос по системе государственного радиолокационного опознавания, за исключением воздушных судов:
на которых установка аппаратуры государственного радиолокационного опознавания не предусмотрена;
вылетающих с неработающей аппаратурой государственного радиолокационного опознавания с аэродрома (посадочной площадки) иностранных государств, а также аэродрома (посадочной площадки),
расположенного в труднодоступном районе, где ремонт аппаратуры невозможен;
выполняющих полеты в качестве контрольных целей;
у которых отказала в полете аппаратура государственного радиолокационного опознавания и которые опознаны радиотехническими средствами органов ВВС и ПВО или органов ОВД (управления полетами).
По объяснениям представителя заинтересованного лица Минтранса России М.В.В., установка аппаратуры радиолокационного опознавания не предусмотрена на иностранных воздушных судах, на воздушных судах, принадлежащих гражданину. В этих случаях полеты воздушных судов оговариваются в каждом отдельном случае в подаваемых заявках на полеты.
Согласно статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Л.Э.Н. удовлетворить: признать пункт 3.6.8 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77, недействующим со дня вступления в законную силу решения суда, в части обязанности в процессе предполетной подготовки командира воздушного судна, на которых аппаратура радиолокационного опознавания не предусмотрена, получить сигналы опознавания.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N ГКПИ06-472
Текст решения официально опубликован не был
Решение суда вступило в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование (информация опубликована в "Российской газете" N 152 от 14 июля 2006 г.)