Решение Верховного Суда РФ от 24 августа 2006 г. N ГКПИ06-705
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 октября 2006 г. N КАС06-406 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан" о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 646 "Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой ими на территории указанной Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области", установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Аэропорт Магадан" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 646 "Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой ими на территории указанной Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области".
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" и незаконно возлагает на ФГУП "Аэропорт Магадан" дополнительное налоговое бремя по уплате налога на добавленную стоимость в части, поступающей в федеральный бюджет.
В суде представители ФГУП "Аэропорт Магадан" С., М.Р.Ш. поддержали заявленные требования и пояснили, что организация осуществляет операции по реализации товаров и услуг покупателям, как зарегистрированным в Особой экономической зоне или в Магаданской области, так и за ее пределами.
Оспариваемые положения Постановления Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 646 изменяют основания для получения льгот и лишают заявителя как налогоплательщика на получение льгот в соответствии с Федеральным законом.
Правительство Российской Федерации представление своих интересов в Верховном Суде Российской Федерации поручило Министерству финансов Российской Федерации (поручение от 16 июня 2006 г. N ДМ-П13-2685).
Представитель Правительства РФ от Минфина России Н. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством РФ во исполнение требований статьи 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и статьи 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" и не отменяет, установленные Федеральным законом льготы.
Выслушав объяснения представителей ФГУП "Аэропорт Магадан" С., М.Р.Ш., представителя заинтересованного лица Правительства РФ Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Правительство Российской Федерации 31 августа 2000 г. издало Постановление N 646 "Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой ими на территории указанной Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области".
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 174, 08.09.2000; "Собрании законодательства Российской Федерации" N 37, 11.09.2000.
Постановление Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 646 в пункте 1 устанавливает, что операции финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области относятся к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области, при одновременном выполнении следующих условий:
операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Особой экономической зоне или в Магаданской области, и с физическими лицами, находящимися на этих территориях при продаже им товаров в розничной торговле, выполнении для них работ и оказании услуг;
объекты операций (в том числе полезные ископаемые и иные природные ресурсы, добытые на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области, другое сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, готовые изделия и иные товары, а также прочее имущество, работы и услуги) находятся (выполняются, оказываются) на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области (в том числе при выполнении договоров аренды имущества или других договоров, связанных с пользованием имуществом участника Особой экономической зоны).
Постановление издано во исполнение требований статьи 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и статьи 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области".
В силу статьи 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", регулируя отношения, возникающие при создании и функционировании Особой экономической зоны, в статье 5 установил льготы по налогам.
Так, при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области участники Особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации). Настоящее положение действует до 31 декабря 2006 года.
Хозяйственная деятельность участников Особой экономической зоны в Магаданской области предполагает осуществление ими на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг не только с участниками ОЭЗ, но и юридическими лицами, не зарегистрированными на территории Особой экономической зоны.
Из объяснений представителей ФГУП "Аэропорт Магадан" следует, что на основании заключенных договоров организация осуществляет реализацию услуг не только предприятиям-участникам ОЭЗ Магаданской области, но и другим покупателям, не являющимся участниками ОЭЗ Магаданской области.
В целях реализации статьи 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" законодатель в статье 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" установил, что Правительство Российской Федерации должно определить условия отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников указанной Особой экономической зоны к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими в пределах указанной Особой экономической зоны и Магаданской области.
Положения статьи 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" не соответствующими Конституции Российской Федерации не признаны.
В абзаце втором пункта 1 Постановления определены такие условия: операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Особой экономической зоне или в Магаданской области, и с физическими лицами, находящимися на этих территориях при продаже им товаров в розничной торговле, выполнении для них работ и оказании услуг.
При этом Постановление Правительства Российской Федерации не нарушает права налогоплательщиков, которые вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации, соответствуют требованиям федерального законодательства и не нарушают права налогоплательщиков, заявление ФГУП "Аэропорт Магадан" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан" о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 646 "Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой ими на территории указанной Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 24 августа 2006 г. N ГКПИ06-705
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, декабрь 2007 г., N 12
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 октября 2006 г. N КАС06-406 настоящее решение оставлено без изменения