Постановление Правительства Республики Башкортостан
от 21 декабря 2004 г. N 246
"Об утверждении Порядка проведения проверки финансового состояния
организаций"
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 октября 2015 г. N 447 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 и пунктом 7 статьи 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения проверки финансового состояния организаций.
2. Рекомендовать администрациям районов и городов осуществлять предоставление бюджетных кредитов и гарантий в соответствии с Порядком проведения проверки финансового состояния организаций, утвержденным настоящим постановлением.
Премьер-министр Правительства |
Р.Байдавлетов |
Порядок
проведения проверки финансового состояния организаций
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 21 декабря 2004 г. N 246)
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения проверки финансового состояния организаций (далее - Порядок) разработан в целях обеспечения единого подхода при проведении указанных проверок и принятия на основе их результатов решений о возможности (невозможности) предоставления бюджетных кредитов и государственных гарантий Республики Башкортостан.
1.2. Настоящий Порядок обязателен для исполнения республиканскими органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Республики Башкортостан на предоставление бюджетных кредитов, и органами, осуществляющими проверку финансового состояния организаций при предоставлении государственных гарантий Республики Башкортостан.
1.3. Начальным этапом проведения проверки финансового состояния является описание кредитной истории организации, которая включает в себя:
полное (если имеется, то и сокращенное) наименование организации;
юридический и фактический адреса, номера телефона и факса, электронный адрес;
сведения о реорганизации;
документы, устанавливающие полномочия органов управления организации на осуществление заимствований (устав, учредительные документы и др.);
наличие обязательств перед кредитными организациями, юридическими лицами и бюджетом Республики Башкортостан на дату заключения договора о предоставлении бюджетного кредита или государственной гарантии Республики Башкортостан;
сроки исполнения обязательств и уплаты процентов по кредитам и займам в соответствии с договорами;
ограничения в использовании имущества, обусловленные обязательствами.
1.4. Условия получения бюджетного кредита или государственной гарантии Республики Башкортостан должны содержать:
целевое назначение бюджетного кредита или государственной гарантии Республики Башкортостан;
суммы бюджетного кредита или государственной гарантии Республики Башкортостан;
срок пользования бюджетным кредитом или государственной гарантией Республики Башкортостан;
условия, размер платы и срок возврата бюджетного кредита или средств, под которые предоставляется государственная гарантия Республики Башкортостан;
обеспечение возврата бюджетного кредита или средств, под которые предоставляется государственная гарантия Республики Башкортостан (банковская гарантия, поручительство администрации района или города Республики Башкортостан, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев).
2. Проверка финансового состояния организаций
2.1. Основной целью проведения проверки финансового состояния организаций является обоснование решения о возможности (невозможности) предоставления бюджетных кредитов и государственных гарантий Республики Башкортостан.
2.2. Проверка финансового состояния организаций включает в себя анализ и оценку имущественного потенциала организации (стоимость, структура и источники формирования имущества), определение показателей ее финансовой устойчивости, оценку платежеспособности, рентабельности и деловой активности.
Расчет и анализ показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов организации, проводится по данным бухгалтерской отчетности за предыдущий год и на последнюю отчетную дату текущего года.
2.3. Анализ состава, структуры и динамики имущества организации проводится на основании данных бухгалтерского баланса, преобразованного в аналитическую форму - агрегированный баланс (приложение N 1, таблица 1). Сравнительный агрегированный баланс состоит из показателей горизонтального (абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период) и вертикального (вычисление удельного веса к итогу баланса) анализов.
Оценка стоимости имущества организации включает в себя изучение структуры имущества и ее изменений, выявление источников формирования имущества. Проводится анализ динамики элементов, составляющих внеоборотные и оборотные активы, изменение их удельного веса в общей сумме имущества организации.
Анализ состояния запасов и затрат организации включает в себя выявление тенденций изменения производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров.
Анализ дебиторской задолженности организации включает в себя оценку динамики этой задолженности в целом и в разрезе отдельных статей.
Анализ движения денежных средств организации проводится на основании информации, содержащейся в форме N 4 "Отчет о движении денежных средств" бухгалтерской отчетности (приложение N 1, таблица 2).
Анализ структуры пассивов организации (приложение N 1, таблица 1) включает в себя оценку источников ее собственных и заемных средств, вложенных в имущество, их динамику.
Расчет чистых активов организации (стоимость ее имущества, свободная от долговых обязательств) проводится на основании информации, содержащейся в форме N 3 "Отчет об изменениях капитала" бухгалтерской отчетности.
2.4. Система критериев оценки финансового состояния организации включает в себя:
оценку ликвидности (приложение N 1, таблица 3);
оценку финансовой устойчивости (приложение N 1, таблица 4);
оценку рентабельности (приложение N 1, таблица 5);
оценку деловой активности (приложение N 1, таблица 6);
оценку обязательств (приложение N 1, таблица 7).
Анализ ликвидности организации по бухгалтерскому балансу проводится путем сравнения средств по активу, сгруппированных по степени ликвидности и расположенных в порядке убывания, с обязательствами по пассиву, расположенными в порядке возрастания сроков погашения (приложение N 1, таблица 3).
Для оценки ликвидности организации рассчитываются следующие коэффициенты (приложение N 1, таблица 3):
коэффициент абсолютной ликвидности - соотношение наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов (показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена в ближайшее время);
коэффициент текущей ликвидности - соотношение текущих активов и текущих обязательств (характеризует платежные возможности организации при условии своевременных расчетов с дебиторами, благоприятной реализации готовой продукции, продажи при необходимости прочих элементов оборотных средств).
Для оценки платежеспособности организации рассчитываются следующие коэффициенты (приложение N 1, таблица 3):
коэффициент общей платежеспособности;
коэффициент восстановления платежеспособности;
коэффициент утраты платежеспособности.
Для оценки финансовой устойчивости организации (приложение N 1, таблица 4) рассчитываются следующие коэффициенты:
коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами;
коэффициент автономии;
коэффициент финансовой активности.
По результатам анализа обеспеченности запасов организации источниками финансирования дается следующая оценка ее финансовой устойчивости (приложение N 1, таблица 4):
абсолютная устойчивость;
нормальная устойчивость финансового состояния, гарантирующая платежеспособность организации;
неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором все же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов;
кризисное финансовое состояние, при котором организация находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже кредиторской задолженности организации.
Для оценки рентабельности организации (приложение N 1, таблица 5) рассчитываются следующие показатели:
рентабельность собственного капитала, характеризующая эффективность использования собственного капитала;
рентабельность активов, отражающая эффективность использования имущества организации;
рентабельность использования оборотных активов, характеризующая эффективность использования оборотных средств;
рентабельность продаж, характеризующая процесс окупаемости затрат.
Для оценки деловой активности организации (приложение N 1, таблица 6) рассчитываются следующие коэффициенты:
коэффициент оборачиваемости оборотного капитала;
коэффициент оборачиваемости запасов;
коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.
Анализ долгосрочных и краткосрочных обязательств (приложение N 1, таблица 7) включает в себя анализ динамики и внутренней структуры по каждому элементу обязательств, в том числе состояние расчетов с бюджетами и государственными внебюджетными фондами. При анализе обязательств организации выясняется полная величина обязательств, включая плату за пользование заемными средствами, дату их образования и погашения, условия обеспечения, ограничения в использовании активов, обусловленные обязательствами. В ходе анализа делается выборка обязательств, сроки погашения которых наступают в отчетном периоде, а также отсроченных и просроченных обязательств.
По результатам проверки финансового состояния организации республиканскими органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Республики Башкортостан на предоставление бюджетных кредитов, и органами, осуществляющими проверку финансового состояния организаций при предоставлении государственных гарантий Республики Башкортостан, составляется акт проверки согласно приложению N 2 к настоящему Порядку. В акте приводятся краткая характеристика организации и ее кредитная история, указываются условия получения бюджетного кредита или государственной гарантии Республики Башкортостан, дается оценка имущественного потенциала, показателей ликвидности, рентабельности, финансовой устойчивости, обязательств и деловой активности организации с приложением соответствующих расчетов. Кроме того, акт должен содержать вывод о финансовом состоянии организации, ее способности или неспособности в соответствии с графиком погашения осуществлять возврат бюджетного кредита или средств, под которые получена государственная гарантия Республики Башкортостан, производить уплату процентов за пользование бюджетным кредитом или средствами, под которые предоставляется государственная гарантия Республики Башкортостан. Указанный акт должен содержать предложения о возможности (невозможности) предоставления бюджетного кредита или государственной гарантии Республики Башкортостан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок проведения проверки финансового состояния организаций разработан в целях обеспечения единого подхода при проведении указанных проверок и принятия на основе их результатов решений о возможности (невозможности) предоставления бюджетных кредитов и государственных гарантий Республики Башкортостан. Начальным этапом проведения проверки финансового состояния является описание кредитной истории организации. С целью обоснования решения о возможности (невозможности) предоставления бюджетных кредитов и государственных гарантий Республики Башкортостан проводится проверка финансового состояния организаций, включающая в себя анализ и оценку имущественного потенциала организации (стоимость, структура и источники формирования имущества), определение показателей ее финансовой устойчивости, оценку платежеспособности, рентабельности и деловой активности. Расчет и анализ показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов организации, проводится по данным бухгалтерской отчетности за предыдущий год и на последнюю отчетную дату текущего года.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 декабря 2004 г. N 246 "Об утверждении Порядка проведения проверки финансового состояния организаций"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 1 (199), январь (I) 2005 г., ст. 25 (без приложений к Порядку)
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 октября 2015 г. N 447 настоящее постановление признано утратившим силу