Решение Верховного Суда РФ от 14 ноября 2006 г. N ГКПИ06-1070
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 января 2007 г. N КАС06-511 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим абзаца 4 пункта 2.6 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, в части слов: "прокурорским работникам", установил:
абзацем 4 пункта 2.6 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям предусмотрено, что при назначении лиц, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности в органах прокуратуры на должности прокурорских работников выплата пенсии приостанавливается.
Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942.
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 17, 22.08.1994.
Действует в редакции Постановлений Правительства РФ от 03.11.1994 N 1214; от 26.02.1996 N 170; от 24.03.2000 N 244; от 29.10.2005 N 649, от 20.10.2006 N 619; с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 50.
Гражданка С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 4 пункта 2.6 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям в части слов: "прокурорским работникам".
Как указывает заявительница, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству о пенсионном обеспечении прокурорских работников и нарушает# ее пенсионные права. Она как оперативный работник получала пенсию по выслуге лет, а при поступлении на работу в органы прокуратуры на должность специалиста, выплата пенсии ей прекращена.
С. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Правительство Российской Федерации представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации поручило Министерству юстиции Российской Федерации (поручение от 5 сентября 2006 г. N ДМ-П4-4196).
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ К. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил в суде, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права прокурорских работников на пенсионное обеспечение. Приостановление выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренное абзацем 4 пункта 2.6 Положения, распространяется на тех лиц, которые назначаются на должности прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Правительства РФ К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливает, что прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона (статья 40).
При этом согласно части 2 статьи 44 настоящего Федерального закона пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Виды, назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также перерасчет пенсий установлены Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям".
Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, определяет особенности исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям. Оно не распространяется на других работников органов и учреждений прокуратуры, которые в соответствии со статьей 54 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" также являются прокурорскими работниками.
По смыслу части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии. Часть вторая статьи 6 настоящего Закона предусматривает, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Пенсия за выслугу лет - в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения - является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим соответствующую службу (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 г. N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы).
Применительно к прокурорским работникам, из анализа действующего законодательства можно установить, что приостановление выплаты пенсии за выслугу лет допускается тем пенсионерам, которые вернулись на должности прокурорских работников на службу, с учетом которой им была назначена данная пенсия.
Оспариваемые положения правового акта не предполагают приостановления выплаты пенсии при назначении лиц, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности в органах прокуратуры, на должности прокурорских работников, не относящихся к прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам и не ограничивают права граждан на получение пенсии за выслугу лет.
Если С. полагает, что ей незаконно прекращена выплата пенсии за выслугу лет, то она вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенного права.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление С. о признании недействующим абзаца 4 пункта 2.6 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, в части слов: "прокурорским работникам" - оставить без удовлетворения, как не предполагающего приостановления выплаты пенсии при назначении лиц, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности в органах прокуратуры, на должности прокурорских работников, не относящихся к прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 14 ноября 2006 г. N ГКПИ06-1070
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 января 2007 г. N КАС06-511 настоящее решение оставлено без изменения