Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 11 апреля 2002 г. N КАС02-173
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 апреля 2002 г. гражданское дело по жалобе З. на абзац 1 пункта 5 "Порядка проведения в 2000 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке РФ по состоянию на 20 июня 1991 года по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2000 года N 352 по кассационной жалобе Правительства РФ на решение Верховного Суда РФ от 25 декабря 2001 года, которым жалоба заявителя удовлетворена.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф., объяснения представителя Правительства РФ Л., поддержавшего кассационную жалобу, объяснения З., возражавшего против кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействительным пункта 5 Порядка проведения в 2000 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (далее Порядок).
Вышеназванный Порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2000 года N 352.
Порядок определяет условия проведения в 2000 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года по гарантированным сбережениям граждан.
В заявлении и в судебном заседании З. оспаривал положение абзаца 1 пункта 5 Порядка о том, что вклады, по которым гражданам, родившимся до 1922 года включительно (в том числе наследникам первой очереди, родившимся до 1922 года включительно), инвалидам 1 группы, а также наследникам владельца гарантированных сбережений (без ограничения возраста) в случае его смерти в 1998-1999 годах были ранее произведены начисление и выплата предварительной компенсации, не подлежат повторной компенсации в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год".
В обоснование заявленного требования заявитель сослался на то, что оспоренное положение Порядка не соответствует ст. 147 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", не содержащей каких-либо ограничений по предварительной компенсации относительно оснований, предусмотренных для таких выплат.
В частности, заявитель, получивший ранее предварительную компенсацию по возрастному основанию, не имеет возможности получить повторную компенсацию как участник Великой Отечественной Войны.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Правительство РФ ставит вопрос об отмене судебного решения, сославшись на ошибочность выводов суда о несоответствии оспоренного положения Порядка Федеральному закону и о нарушении прав и законных интересов заявителя действием этого нормативного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Согласно Федеральному закону от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств, на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года, признав их государственным внутренним долгом Российской Федерации.
В целях защиты сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации, Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ определен порядок их восстановления и управления внутренним долгом, учитывающий имеющиеся в государстве финансовые средства, которые могут быть выделены на эти цели. Причем, в силу названного Федерального закона, порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами, а управление государственным внутренним долгом Российской Федерации по целевым долговым обязательствам Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
Статьей 147 Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ (ред. 25.12.2000 г.) "О федеральном бюджете на 2000 год" предусмотрено:
"Направить в 2000 году на финансирование расходов на обеспечение неотложных социально-необходимых нужд граждан, которым принадлежат права по гарантированным сбережениям, определенным Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", следующие средства:
предусмотренные настоящим Федеральным законом на погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации, - в сумме 7,2 млрд. рублей.
До вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок обслуживания целевых долговых обязательств Российской Федерации в целях обеспечения неотложных социально-необходимых нужд граждан по гарантированным сбережениям, указанные в настоящей статье средства федерального бюджета направляются Правительством Российской Федерации на выплату предварительной компенсации отдельным категориям граждан Российской Федерации по их вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года по гарантированным сбережениям, определенным Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Правительству Российской Федерации обеспечить выплаты предварительных компенсаций в сумме до 1,0 тыс. рублей, начиная с 1 мая 2000 года.
Выплаты предварительных компенсаций производятся следующим категориям граждан (в том числе наследникам первой очереди, относящимся к указанным категориям граждан):
гражданам Российской Федерации по 1924 года рождения включительно;
участникам Великой Отечественной Войны;
наследникам владельца гарантированных сбережений (без ограничения возраста) в случае смерти владельца на оплату ритуальных услуг в сумме до 1,0 тыс. рублей.
В пределах средств, определенных настоящей статьей, Правительству Российской Федерации начать не позднее 1 сентября 2000 года выплаты предварительных компенсаций инвалидам II группы по 1940 год рождения включительно по их вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации на 20 июня 1991 года по гарантированным сбережениям, определенным Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Порядок выплат компенсаций за счет средств, предусмотренных в абзаце третьем части первой настоящей статьи, устанавливается после уточнения их суммы путем внесения изменений и дополнений в настоящую статью".
Как правильно указал суд в своем решении, анализ содержания статьи 147 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" свидетельствует о том, что законодатель определил не только сумму средств федерального бюджета, направляемую Правительством Российской Федерации в 2000 году на выплату предварительной компенсации и размер компенсационных выплат, но и установил перечень категорий граждан, имеющих право на получение в 2000 году предварительной компенсации по гарантированным сбережениям.
В этом перечне вкладчики возрастной категории и вкладчики - участники Великой Отечественной войны значатся как самостоятельные категории граждан.
При этом право участников Великой Отечественной Войны на получение предварительной денежной компенсации вкладов законодатель не ставит в зависимость от того, производилась ли ранее этой категории вкладчиков предварительная компенсация вкладов по возрастному признаку.
На основании изложенных обстоятельств Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что независимо от ранее полученной владельцем вклада предварительной компенсации по основанию достижения определенного возраста, такой гражданин в соответствии со статьей 147 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" вправе получить предварительную компенсацию и как участник Великой Отечественной Войны.
Установив в абзаце 1 пункта 5 Порядка положение о том, что вклады, по которым гражданам, родившимся до 1922 года включительно, ранее были произведены начисление и выплата предварительной компенсации, не подлежат повторной компенсации в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", Правительство Российской Федерации в нарушение закона ограничило круг получателей предварительной компенсации вкладов лишь теми участниками Великой Отечественной Войны, которые ранее не получали предварительную компенсацию вкладов.
Поскольку заявитель является владельцем ряда гарантированных сбережений (вклады по состоянию на 20 июня 1991 года), получил предварительную компенсацию как достигший определенного возраста и вместе с тем является участником ВОВ, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что абзац 1 пункта 5 Порядка, не соответствующий закону, нарушает права З.
Приведенные выше нормы федерального закона обоснованно истолкованы судом первой инстанции таким образом, что, независимо от ранее получаемой владельцем вклада предварительной компенсации (в рассматриваемом случае - по основанию достижения определенного возраста), такой гражданин вправе получить предварительную компенсацию и как участник Великой Отечественной Войны.
При таких обстоятельствах Кассационная коллегия не может согласиться с доводом в кассационной жалобе о неправильном применении судом норм материального закона.
Несостоятельна и ссылка в кассационной жалобе на положения федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", уполномачивающие# Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации определенными функциями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, а также правом осуществления управления государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации, а также и ссылка на Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", согласно которому часть денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на цели, связанные с социальной защитой и обеспечением социально необходимых нужд, подлежит использованию через обслуживание долговых обязательств Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В оспоренном заявителем абзаце 1 п. 5 Порядка такие полномочия осуществлены Правительством РФ в противоречие с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" и с необоснованным нарушением прав и законных интересов З.
А согласно статье 115 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Нельзя согласиться с доводом в кассационной жалобе о том, что оспоренное положение п. 5 Порядка обусловлено объемом средств, определенных в федеральном бюджете на проведение предварительной компенсации в 2000 году не позволяющим производить выплату одним и тем же владельцам вкладов по нескольким основаниям.
Выплату предварительной компенсации Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" было поручено Правительству РФ производить в сумме до 1,0 тыс. рублей.
Кроме того, как следует из материалов дела, из 7200,0 млн. руб., перечисленных в 2000 году Министерством финансов РФ Сберегательному банку РФ для компенсационных выплат остались недоиспользованными 1177,6 млн. руб.
Таким образом, Правительство РФ имело реальную возможность обеспечить выплату указанных компенсаций участникам Великой Отечественной Войны независимо от ранее произведенных по иным основаниям выплат.
Поскольку в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2000 год" не содержится запрет на выплату предварительной компенсации одним и тем же вкладам по нескольким основаниям, Кассационная коллегия не может учитывать то обстоятельство, что в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2002 год" такой запрет содержится.
Действие последнего закона не распространяется на рассматриваемый по настоящему делу период - 2000 год.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства РФ - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 апреля 2002 г. N КАС02-173
Текст определения официально опубликован не был