Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 февраля 2003 г. N КАС03-38
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 20 февраля 2003 года гражданское дело по заявлению Межрегиональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей образовательных услуг" о признании недействительным п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. N 796 по кассационной жалобе заявителя на Решение Верховного Суда РФ от 18 декабря 2002 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф.А.И., объяснения представителя заявителя - У.О.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Правительства РФ М.Г.И., признавшего доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Ф.А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
Межрегиональная общественная организация "Общество защиты прав потребителей образовательных услуг" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796, полагая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Гражданскому кодексу РФ и лишают потребителей образовательных услуг права на их получение.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить, считая его не основанным на действующем законодательстве. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения Верховного Суда РФ.
Лицензирование образовательной деятельности проводится на основании Закона РФ "Об образовании" (п. 6 статьи 33) и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (п. 3 статьи 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. N 796 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности.
Данное Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.
Оспариваемым заявителем пунктом 7 Положения предусмотрено, что филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование в порядке, установленном настоящим Положением, с получением отдельной лицензии.
Данное положение согласуется с требованиями п. 24 ст. 33 Закона РФ "Об образовании", в соответствии с которыми филиалы (отделения) образовательных учреждений проходят лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в общем порядке, установленном для образовательных учреждений настоящим Законом, а также с положениями п. 3 ст. 8 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", согласно которым филиалы высших учебных заведений проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию - в составе высшего учебного заведения.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ и ст. 49 ГК РФ основной составляющей понятия лицензирования является получение лицензии и другие, связанные с предоставлением лицензии, мероприятия. Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что законодательством Российской Федерации в сфере образования предусмотрено прохождение лицензирования филиалами образовательных учреждений в общем порядке, установленном для самих образовательных учреждений, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем положение соответствует требованиям закона.
Ссылка в кассационной жалобе на ст. 49 Гражданского кодекса РФ, определяющую правоспособность юридического лица, в соответствии с которой юридическое лицо получает право на занятие определенными видами деятельности только после получения лицензии, не свидетельствует о незаконности обжалованного решения Верховного Суда РФ, поскольку содержание данной нормы не исключает возможности законодательного установления обязанности филиалов юридического лица (в данном случае образовательного учреждения) по самостоятельному прохождению лицензирования.
Поскольку оспариваемое заявителем Положение издано в пределах компетенции Правительства РФ и не противоречит действующему законодательству, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения заявления Межрегиональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей образовательных услуг".
Материальный закон применен и истолкован судом правильно, решение постановлено с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей образовательных услуг" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 февраля 2003 г. N КАС03-38
Текст определения официально опубликован не был