Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 февраля 2004 г. N КАС04-9
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 февраля 2004 года гражданское дело по заявлению государственного предприятия Военторг - 337 Управления торговли Ленинградского военного округа о признании не соответствующими законодательству: пункта 1 Постановления Правительства РФ от 6 июля 1999 года N 743 "Об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий") и Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 года N 873 "О создании единой системы военной торговли" по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 19 ноября 2003 года, которым заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Т., объяснения представителя Правительства Российской Федерации В., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 года N 873 (с последующими редакциями) создана единая система военной торговли Вооруженных Сил Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 года N 873 "О создании единой системы военной торговли" Правительство РФ Постановлением от 6 июля 1999 года N 743 образовало государственные унитарные предприятия военной торговли, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия), согласно приложению к настоящему Постановлению и утвердило их уставы, в том числе устав федерального казенного предприятия "Управление торговли Ленинградского военного округа", в который было включено все имущество Военторга - 337.
Государственное предприятие Военторг - 337 Управления торговли Ленинградского военного округа в лице конкурсного управляющего обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с требованием об оспаривании п. 1 Постановления Правительства РФ от 6 июля 1999 г N 743, которым был утвержден устав федерального казенного предприятия "Управление торговли Ленинградского военного округа", а также Постановления Правительства РФ "О создании единой системы военной торговли". Как указал заявитель, оспариваемые нормативные правовые акты противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Военторга - 337, поскольку при отсутствии закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях Правительство РФ не имело право образовывать федеральные казенные предприятия.
Постановление Правительства РФ N 873 от 31 июля 1998 года обжалуется заявителем в связи с тем, что во исполнение данного нормативного правового акта было издано Постановление Правительства РФ от 6 июля 1999 года N 743.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе государственное предприятие Военторг - 337 просит решение суда отменить, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии оспоренных положений нормативных правовых актов требованиям закона и об отсутствии нарушения оспоренными актами прав и законных интересов заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения Верховного Суда РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что оспоренные нормативные правовые акты были приняты Правительством РФ в пределах предоставленных законом полномочий и по существу не противоречат федеральному закону.
Так, в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью. Данное положение Конституции РФ нашло свое отражение и в Федеральном Конституционном законе от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 14).
Как следует из имеющихся в деле материалов (л.д. 111), ГП "Военторг - 337", являясь государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, самостоятельно обратилось с письмом от 30.06.1999 года N 143 в Главное управление торговли Министерства обороны Российской Федерации и Министерство государственного имущества Российской Федерации с просьбой о даче согласия на передачу имущества, находящегося у него на праве хозяйственного ведения, для включения его в единую систему военной торговли и закрепления за ФКП "Управление торговли Ленинградского военного округа" на праве оперативного управления.
С учетом данной инициативы предприятия Правительство РФ в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ дало согласие ГП "Военторг - 337" на распоряжение закрепленным за ним имуществом. В данном случае не осуществлялась смена собственника, изъятие имущества не производилось, а произошло изменение правового режима имущества - из хозяйственного ведения в оперативное управление. При этом имущество сохранилось в федеральной собственности.
Таким образом, издание высшим исполнительным органом государственной власти постановления об образовании федеральных казенных предприятий, в т.ч. "Управления торговли Ленинградского военного округа", и утверждение их уставов до принятия Федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятий не противоречит требованиям гражданского законодательства, осуществлено Правительством РФ в пределах полномочий, предоставленных Конституцией РФ, в связи с чем доводы заявителя о нарушении требований статьи 115 ГК РФ при образовании ФКП являются несостоятельными.
В настоящее время Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 года N 161-ФЗ определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества. В силу данного закона федеральное казенное предприятие также учреждается решением Правительства РФ.
В силу ст.ст. 251, 253 ГПК РФ суд, выполняя функцию "нормоконтроля", проверяет оспариваемый нормативный правовой акт (или его часть) на соответствие закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. В данном случае суд дал в решении подробный правовой анализ обжалуемых положений Постановлений Правительства РФ и пришел к правильному выводу об их соответствии федеральному закону.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что судом первой инстанции было отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, допросе свидетеля и назначении экспертизы, не может служить основанием для отмены обжалованного решения. Оспариваемые постановления Правительства РФ проверялись в порядке абстрактного нормоконтроля, что не связано с установлением каких-либо фактических обстоятельств.
Вывод о законности указанных нормативных правовых актов сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, и содержания изложенных в нем норм.
По изложенным мотивам кассационная жалоба, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного предприятия Военторг - 337 Управления торговли Ленинградского военного округа - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 февраля 2004 г. N КАС04-9
Текст определения официально опубликован не был