Генеральное соглашение
между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998-1999 годы
Настоящее соглашение фактически прекратило действие
См. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями
профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 годы от 16 декабря 1999 г.
О реализации настоящего соглашения см. постановление Правительства РФ от 30 мая 1998 г. N 543
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством,
признавая, что основными условиями постоянного роста и достижения достойного уровня жизни населения должны стать стабилизация и подъем отечественной экономики,
руководствуясь необходимостью сохранения согласия в обществе, обеспечения государственных минимальных социальных стандартов и гарантий для всех граждан России,
стремясь к развитию договорного регулирования социально-трудовых отношений,
обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних коллективных переговоров и консультаций,
заключили на основании Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" настоящее Генеральное соглашение (далее именуется - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне в ходе проведения социально-экономической политики в 1998-1999 годах и совместные действия по реализации Соглашения.
I. В области экономической политики
1. В целях реализации настоящего Соглашения Стороны обязуются совместными усилиями добиваться стабилизации и подъема экономики, укрепления экономического и финансового положения организаций, осуществляя следующие меры:
1) формирование федерального бюджета с четкой ориентацией его на развитие экономики России; корректировку системы межбюджетных отношений в целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и стимулирования регионов в повышении уровня собственных доходов; совершенствование организации системы трансфертов и контроля за расходованием этих средств;
2) проведение активной промышленной и инвестиционной политики, обеспечивающей:
повышение эффективности и конкурентоспособности российской промышленности и транспорта;
создание необходимых условий по защите интересов отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
осуществление программы конверсии на основе структурной перестройки производства, реформы предприятий;
поддержку малого и среднего предпринимательства;
3) государственную поддержку агропромышленного комплекса, направленную на стабилизацию производства и стимулирование развития предпринимательства в этом секторе;
4) укрепление финансового положения российских организаций и предприятий за счет:
упорядочения распределения налоговой нагрузки между секторами экономики, в том числе снижения ее в отношении непосредственных товаропроизводителей, осуществления налогообложения реально полученных доходов;
совершенствования принципов регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, контроля за обоснованностью их формирования, предотвращения дальнейшего углубления ценовых диспропорций в различных секторах экономики;
регулирования деятельности естественных монополий на региональных уровнях на основе соответствующего модельного законодательного обеспечения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
формирования и размещения на конкурсной основе заказов на продукцию и услуги для государственных нужд;
своевременного формирования, размещения и финансирования государственного оборонного заказа;
повышения эффективности управления государственной собственностью в целях роста ее доходности;
приоритетного направления средств, полученных в результате приватизации государственной собственности, на инвестиционные нужды.
II. Оплата труда, доходы и уровень жизни населения
2. В целях проведения согласованной политики по обеспечению роста реальной заработной платы, восстановлению ее роли в мотивации высокопроизводительного квалифицированного труда, формировании доходов и их защиты:
1) обеспечить в предстоящий период опережающие темпы роста доходов населения, в том числе заработной платы, по сравнению с прожиточным минимумом;
2) разработать в первом полугодии 1998 г. предложения о развитии системы тарифного регулирования заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики на основе коллективных договоров и соглашений различных уровней;
3) рекомендовать при формировании систем оплаты труда в организациях внебюджетного сектора экономики предусматривать размер ее тарифной части не ниже прожиточного минимума;
4) продолжить работу по совершенствованию межотраслевой нормативной базы для нормирования труда, Единого тарифно-квалификационного справочника профессий рабочих и Квалификационного справочника должностей служащих;
5) разработать законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие через систему трудовых договоров (контрактов) зависимость размера оплаты труда руководителей от эффективности работы руководимых ими организаций;
6) обеспечить в предстоящий период приближение размеров оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню оплаты труда в производственных отраслях за счет:
пересмотра Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы и активного использования механизма стимулирующих надбавок и доплат, в том числе за непрерывный стаж работы;
пересмотра ставок и окладов работников бюджетной сферы с учетом роста потребительских цен, динамики уровня заработной платы во внебюджетном секторе экономики;
придания Единой тарифной сетке по оплате труда работников бюджетной сферы статуса системы минимальных государственных социальных стандартов в области оплаты труда, обеспечиваемых на всей территории России за счет средств бюджетов соответствующих уровней;
7) принять конкретные меры:
по усилению контроля за выделением и использованием средств на оплату труда, выплату стипендий и социальных выплат из бюджетов всех уровней, повышению ответственности работодателей, представителей государства в акционерных обществах за обеспечение своевременной оплаты труда;
по ускорению принятия федеральных законов, иных нормативных правовых актов о порядке возмещения материального ущерба в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы, пенсий и других социальных выплат гражданам.
3. Правительство Российской Федерации и работодатели обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам и полное погашение в первом полугодии 1998 г. всей задолженности по ней соответственно из средств федерального бюджета и средств предприятий.
В соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации обеспечивает в I квартале 1998 г. проведение в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений консультаций по определению потребительской корзины, выработке предложений по установлению величины прожиточного минимума, минимальной заработной платы и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты о потребительской корзине в Российской Федерации, о порядке установления, исчисления и индексации минимального размера оплаты труда.
III. Развитие рынка труда и гарантии занятости населения
4. Признавая, что эффективная занятость может быть обеспечена за счет структурной перестройки экономики, санации и повышения эффективности работы предприятий, Стороны Соглашения считают необходимым:
1) разработать и утвердить Генеральную схему сохранения и создания рабочих мест, предусматривающую меры по обеспечению максимальной занятости трудоспособного населения в местах постоянного проживания;
2) обеспечить разработку и реализацию программ содействия занятости разных уровней, включая отраслевые, направленных на сохранение и создание рабочих мест, организацию обучения и переобучения, перемещение кадров на другие рабочие места, выделение на эти цели соответствующих финансовых средств;
3) подготовить и осуществить специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест в городах с монопроизводственной структурой и критическим уровнем безработицы на рынке труда;
4) при заключении коллективных договоров и соглашений предусмотреть установление в 1998 году порядка разработки социальных планов и планов развития персонала организаций, направленных на:
сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников;
повышение конкурентоспособности работников на рынке труда за счет установления организациями дополнительных социальных льгот для увольняемых, организации их опережающего обучения, содействия в трудоустройстве;
5) повышать финансовую устойчивость Государственного фонда занятости населения Российской Федерации за счет:
введения нового механизма перераспределения средств Фонда;
осуществления действенного контроля со стороны государства, профсоюзов и работодателей за рациональным использованием средств Фонда;
6) принять меры, в том числе законодательного характера, по обеспечению в первом полугодии 1998 г. погашения задолженности по выплате пособий по безработице;
7) ежегодно представлять в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений прогноз положения на рынке труда в связи с осуществлением планов структурной перестройки экономики, а также по предложениям Сторон результаты социальной экспертизы проектов федеральных целевых программ по вопросам их влияния на состояние положения дел на рынке труда;
8) подготовить в первом полугодии 1998 г. предложения об основных условиях и порядке стимулирования работодателей, участвующих в создании новых рабочих мест;
9) в целях снижения социальной напряженности среди неработающих подростков и молодежи внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о начальном профессиональном образовании.
5. Стороны Соглашения ставят целью предотвращение в предстоящий период:
застойного характера безработицы;
превышения уровня безработицы, рассчитанного по методике Международной организации труда, более 10 процентов от численности экономически активного населения (по регистрируемой безработице - более 5 процентов от численности экономически активного населения).
IV. Социальное страхование и социальная защита населения
6. Стороны Соглашения считают необходимым обеспечить соблюдение права граждан России на социальное страхование как одной из основных форм социальной защиты работающего населения, укрепление государственных социальных внебюджетных фондов и в этих целях намерены:
1) содействовать принятию федерального закона "Об основах государственного социального страхования в Российской Федерации";
2) подготовить в первом полугодии 1998 г. проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законодательство, регулирующее деятельность государственных внебюджетных социальных фондов, с целью обеспечения паритетного участия в управлении фондами объединений профсоюзов, работодателей и государства;
3) Стороны считают нецелесообразным консолидировать средства государственных внебюджетных социальных фондов в федеральном бюджете и обязуются:
во II квартале 1998 г. рассмотреть в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы, связанные с подготовкой на 1999 год предложений о тарифах страховых взносов во внебюджетные государственные социальные фонды и о формировании средств этих фондов;
ежегодно согласовывать объемы средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, направляемых на финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха работающих граждан и членов их семей;
4) предусматривать в проектах федеральных бюджетов на 1998-1999 годы полное и своевременное выделение средств на финансирование выплат государственных пенсий, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством за счет средств федерального бюджета;
5) продолжить поэтапное введение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования, охватив таким учетом к концу 1999 года до 60 млн.работающих;
6) определить меры, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей порядок уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, начисление пеней за просрочку уплаты и взаимную ответственность участвующих в этой работе;
7) законодательно закрепить нормы, регулирующие вопросы деятельности негосударственных пенсионных фондов;
8) обеспечить доступность для всех граждан медицинской помощи на основе введения на всей территории страны единого страхового полиса, сохранения главенствующей роли государственного и муниципального секторов здравоохранения;
9) ежегодно при подготовке проекта федерального бюджета вырабатывать согласованные предложения Сторон об уровне и объемах финансирования гарантированных государством расходов на образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту;
10) обеспечить в предстоящий период:
повышение адресности и эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды;
разработку единых принципов и критериев предоставления различных социальных выплат и льгот;
сохранение порядка государственной адресной поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий;
проведение жилищно-коммунальной реформы с учетом реальных доходов основной массы населения;
11) разработать законопроект, направленный на упорядочение льгот для отдельных категорий граждан, определение механизма компенсации затрат организаций, обеспечивающих реализацию этих льгот.
V. Защита трудовых прав, охрана труда и экологическая безопасность
7. Рассматривая защиту трудовых прав, охрану труда и экологическую безопасность как приоритетные направления своего сотрудничества, Стороны Соглашения считают необходимым:
1) обеспечить совместный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, обратив особое внимание на:
своевременность выплаты заработной платы, пенсий, пособий;
перевод работников на неполное рабочее время, направление в отпуска без сохранения содержания, а также массовые увольнения работников с нарушением законодательства;
заключение трудовых договоров, в том числе срочных;
соблюдение трудовых прав женщин и несовершеннолетних;
своевременность платежей в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, особенно при реорганизации и ликвидации организаций. В случае нарушения сроков выплат сумм возмещения вреда добиваться в установленном порядке выплаты пеней за каждый день просрочки;
заключение и выполнение коллективных договоров в организациях;
расширение практики взаимодействия в работе Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации и правовой, технической инспекций труда профсоюзов, обеспечение их устойчивого финансирования. Сохранить в 1998-1999 годах порядок финансирования технической инспекции труда профсоюзов за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
совершенствование системы досудебного рассмотрения конфликтных ситуаций в сфере трудовых правоотношений;
2) разработать предложения по внесению в законодательные акты положений, определяющих минимум необходимых работ, осуществляемых в организациях в период проведения забастовок;
3) с целью повышения правовой защиты работников, ужесточения требований по улучшению условий и охраны труда, а также обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду принять меры по:
принятию и реализации федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране труда", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законов о труде и охране труда";
подготовке предложений о внесении в 1998 году изменений и дополнений в трудовое, административное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в части повышения ответственности работодателя за соблюдение законодательства о труде и охране труда;
разработке проектов федеральных законов по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды, статуса зон экологического неблагополучия и регулирования хозяйственной деятельности на их территориях;
разработке и принятию в 1998-1999 годах нормативных правовых актов по охране труда;
обеспечению ратификации Конвенций МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (1981 г.), N 174 "О предотвращении крупных промышленных аварий" (1993 г.), N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.) и протокола к ней 1995 года.
8. С целью совершенствования систем управления, контроля и надзора за охраной труда и окружающей среды Стороны обязуются:
обеспечить выполнение федеральных программ по улучшению условий и охраны труда, охране окружающей среды, а также социальной защите граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС и других катастроф;
продолжить работу по обеспечению создания служб охраны труда в органах исполнительной власти всех уровней и в организациях, не допускать их сокращения и ликвидации;
завершить до конца 1999 года работу по созданию в организациях совместных комитетов (комиссий) по охране труда;
повысить эффективность государственного (ведомственного и вневедомственного) и общественного (в том числе профсоюзного) контроля за охраной труда и окружающей среды;
осуществить меры по повышению уровня информированности работников и населения о состоянии производственной и окружающей природной среды, о радиационной обстановке;
совершенствовать формы, методы обучения и проверки знаний руководителей, специалистов, профсоюзных работников и профактива по вопросам охраны труда.
9. Стороны согласились с необходимостью перехода от предоставления льгот и компенсаций работникам за неблагоприятные условия труда к системе повышения ответственности и экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и намерены в этих целях:
содействовать проведению аттестации рабочих мест на предприятиях, сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда, экологической безопасности, провести необходимую работу по отнесению организаций к тем или иным классам профессионального риска;
разработать предложения по экономическому стимулированию организаций, производящих средства индивидуальной и коллективной защиты работников от вредных и опасных производственных факторов.
VI. В области социально-экономических проблем северных регионов России
10. Считая целью социально-экономической политики на Севере сбалансированное развитие регионов, гарантирующее равные качество и условия жизни для населения, Стороны Соглашения признают необходимым:
1) ежегодно при подготовке проекта федерального бюджета вырабатывать согласованные предложения об объемах финансирования для реализации государственных гарантий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
2) предусмотреть в проектах федеральных бюджетов 1998-1999 годов средства на реализацию Федеральной программы переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
3) принять меры по осуществлению контроля за своевременным и полным перечислением средств федерального бюджета, выделяемых на переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Ограничить практику замены реальных денежных средств, предназначенных на эти цели (включая жилищные субсидии), взаимозачетами при погашении задолженности федерального бюджета;
4) разработать комплекс мер по социальной защите лиц, занятых на ликвидируемых предприятиях и живущих в закрывающихся поселках (городах) северных регионов, включая доработку проекта федерального закона о ликвидации населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
5) разработать порядок и процедуры восстановления в Сберегательном банке Российской Федерации вкладов граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
6) принять меры по своевременному обеспечению завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в объемах, достаточных для жизнедеятельности населения, предприятий социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
VII. Развитие социального партнерства и координация действий Сторон
Соглашения
11. Стороны признают настоящее Соглашение в качестве правового акта, устанавливающего в соответствии с законодательством Российской Федерации основные принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне, решения связанных с ними вопросов социально-экономической политики, и обязуются соблюдать достигнутые данным Соглашением договоренности, а также нести предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение его положений.
12. В целях дальнейшего развития системы социального партнерства Стороны договорились:
проводить предварительное обсуждение в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений и рекомендовать осуществлять аналогичные меры на отраслевом и региональном уровнях;
содействовать ускорению принятия федерального закона, иных нормативных правовых актов, регламентирующих права и обязанности работодателя, порядок образования объединений работодателей, участие работодателей и их объединений, соответствующих органов исполнительной власти в сфере регулирования социально-трудовых отношений;
разработать проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, направленных на развитие социального партнерства, повышение статуса и роли Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, совершенствование механизма ответственности Сторон за невыполнение обязательств соглашений;
содействовать заключению соответствующих соглашений на всех уровнях и коллективных договоров в организациях всех организационно-правовых форм;
подготовить предложения об уточнении статистической отчетности по коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений;
обеспечить частичное финансирование из средств федерального бюджета Академии труда и социальных отношений - базового научного и учебно-методического центра в сфере социально-трудовых отношений.
13. Стороны признают необходимым обеспечить:
права профсоюзов и их объединений по уплате членских взносов в безналичной форме в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";
соблюдение прав и гарантий профсоюзной деятельности, не препятствование созданию и функционированию профсоюзов в организациях независимо от их организационно-правовой формы.
14. Рассмотреть с учетом финансовых возможностей государства в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предложения по ратификации Российской Федерацией Конвенций МОТ по перечню согласно приложению N 1.
15. Государственный комитет Российской Федерации по статистике и Министерство труда и социального развития Российской Федерации для осуществления постоянного контроля за качеством и уровнем жизни раз в полугодие представляют в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений статистические данные по согласованному перечню социально-экономических показателей согласно приложению N 2.
16. В целях освещения деятельности российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, хода реализации настоящего Соглашения, соответствующих соглашений других уровней и коллективных договоров, информирования о принимаемых мерах по урегулированию коллективных трудовых споров и конфликтов:
продолжить ведение постоянной рубрики "Социальное партнерство в России" в "Российской газете";
в 2-недельный срок после подписания настоящего Соглашения Правительство Российской Федерации обеспечивает его публикацию в "Российской газете".
17. Настоящее Соглашение заключено на 1998-1999 годы и действует до заключения нового соглашения.
18. Каждая из Сторон в 2-месячный срок после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств.
19. Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".
20. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по согласию Сторон.
21. Общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, не имеющие своих представителей в составе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, имеют право присоединяться к настоящему Соглашению в течение всего срока его действия.
22. В течение срока действия настоящего Соглашения Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров и конфликтов, возникающих в области социальных и экономических отношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998-1999 годы
Текст соглашения без приложений опубликован в "Российской газете" от 26 февраля 1998 г.
Настоящее соглашение фактически прекратило действие
См. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями
профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 годы от 16 декабря 1999 г.