Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 21 февраля 2007 г. N 51-Г07-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям Н. и Алтайского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в лице комитета Алтайского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об оспаривании раздела Порядка проведения публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края N 34 от 3 февраля 2006 года, по кассационной жалобе Администрации Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 22 ноября 2006 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., возражения представителя Алтайского краевого комитета Коммунистической партии Российской Федерации В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
комитет Алтайского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратился в Алтайский краевой суд с заявлением о признании противоречащим закону и действующим раздела 3 "Особенности использования территории площади Советов в городе Барнауле" Порядка проведения публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 3 февраля 2006 года N 34, ссылаясь на то, что в оспариваемой части Порядок проведения публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры Алтайского края, противоречит подпункту "д" пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", пункту 1 статьи 2 и частям 1, 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, штангах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пункту 1 статьи 15 и пунктам 2-5 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", поскольку нарушает право политической партии в порядке, постановленном законодательством Российской Федерации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия; органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации не предоставлено право произвольно определять конкретные места, в которых может быть ограничено проведение публичных мероприятий; на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, не могут быть введены запреты или ограничения на проведение публичных мероприятий кроме тех, которые установлены федеральным законодательством; введенные администрацией Алтайского края ограничения по времени (связанное с возможностью проведения публичных мероприятий лишь по определенным дням), в определенных формах и с определенной целью (разрешение на проведение только торжественных митингов, посвященных государственным праздникам, военно-патриотических мероприятий, торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям истории Алтайского края, а также при праздновании Дня города) также выходит за пределы ограничений, предусмотренных федеральным законом; площадь Советов не относится к памятникам истории и культуры, а потому у администрации края не имеется полномочий на определение порядка проведения публичных мероприятий на этой площади.
Н. обратился в суд с аналогичными требованиями.
Решением Алтайского краевого суда от 22 ноября 2006 года постановлено: заявления Н. и Алтайского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в лице комитета Алтайского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу раздел 3 Порядка проведения публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края N 34 от 3 февраля 2006 года.
Взыскать с администрации Алтайского края судебные расходы в пользу Н. 100 рублей, в пользу Алтайского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" 2000 рублей.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Постановлением администрации Алтайского края N 34 от 3 февраля 2006 года утвержден Порядок проведения публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры Алтайского края.
Разделом 3 Порядка ("Особенности использования территории площади Советов в городе Барнауле") установлено, что с учетом особого значения площади Советов для сохранения культурного облика города Барнаула и исторических традиций Алтайского края она используется только при проведении торжественных митингов, посвященных государственным праздникам (День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник Весны и Труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции Российской Федерации), военно-патриотических мероприятий, торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям истории Алтайского края, а также при праздновании Дня города.
В силу ст. 8 Федерального закона N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозу обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 3, 15-21 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации отнесены объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Порядок учета, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия предусматривает включение того или иного выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр на основании решения компетентного органа государственной власти (Правительства Российской Федерации либо органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Суд правильно применил положения ст. 63 Федерального закона N 73-ФЗ, согласно которым до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865, поскольку нормативные акты, формирующие в полном объеме законодательство о едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации, не приняты.
Нормами п. 13 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры предусмотрен обязательный государственный учет памятников истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся. Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
Судом установлено, что площадь Советов, являющаяся центральной площадью г. Барнаула, в государственные списки недвижимых памятников истории и культуры не была внесена и к объектам культурного наследия в установленном порядке не отнесена.
Обязательность указания в учетных документах границ территории недвижимых памятников предусмотрена пунктом 1.3 сохраняющей свое действие Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 73-ФЗ на земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия распространен правовой режим земель историко-культурного назначения, регулируемый земельным законодательством.
Памятник В.И. Ленину, возведенный в 1967 году, здание учебного корпуса Алтайского государственного университета, построенное в 1958 году и находящееся по адресу: г. Барнаул, просп. Ленина, 61, а также жилые дома NN 58 и 60 по просп. Ленина, построенные в 1950 и 1951 году соответственно, включены в государственные списки памятников истории и культуры.
Анализ постановления администрации г. Барнаула от 30 марта 2006 года N 650 свидетельствует о том, что в границах площади Советов г. Барнаула находится памятник В.И. Ленину, другие вышеназванные объекты культурного наследия образуют границу площади Советов по фасадам этих зданий.
Однако учетные документы не содержат описания границ территорий ни одного из вышеперечисленных памятников, а потому суд сделал правильный вывод, что оснований для признания того, что площадь Советов г. Барнаула является официально установленной территорией памятников истории и культуры, не имеется.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что раздел 3 Порядка устанавливает противоречащие федеральному законодательству, а именно части 3 статьи 8 Федерального закона N 54-ФЗ, ограничения, связанные с проведением публичных мероприятий на территории площади Советов г. Барнаула и заключающиеся в возможности проведения таких мероприятий лишь в форме торжественных митингов, посвященных государственным праздникам, военно-патриотических мероприятий, торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям истории Алтайского края, а также при праздновании Дня города.
Администрация Алтайского края не имела законных полномочий по определению порядка проведения публичных мероприятий на территории площади Советов г. Барнаула, которая не является территорией памятника истории и культуры.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда. Площадь Советов не может являться исторически сложившейся территорией, объединяющей территории четырех памятников истории и культуры, поскольку статьей 3 Федерального закона N 54-ФЗ как объекты истории и культуры определены отдельные памятники, а не объединяющая их территория.
Возможность запрещения или ограничения проведения публичных мероприятий в целях сохранения памятников истории и культуры и каких-либо иных особенностей объектов, являющихся памятниками истории и культуры нормами ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 54-ФЗ не предусмотрена.
Запрет для прохождения людей и проезда транспорта по площади Советов не установлен.
В силу ст. 9 Федеральным законом N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикитированиях#" время проведения публичных мероприятий в местах, отвечающих установленным требованиям (требованиям ч.ч. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона N 54-ФЗ), при обычных обстоятельствах не может быть ограничено определенными днями, публичные мероприятия могут проводиться в любой день с 7 до 23 часов по местному времени.
Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Форма проведения публичного мероприятия может быть избрана его организатором самостоятельно без каких-либо условий.
Таким образом, оспариваемые ограничения проведения публичных мероприятий на площади Советов в городе Барнауле по их форме, то есть разрешение проведения только торжественных митингов в честь государственных праздников, военно-патриотических мероприятий, торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям в истории Алтайского края, а также при праздновании Дня города прямо противоречит требованиям Федерального закона N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикитированиях#".
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Оспариваемый заявителями нормативный правовой акт регулирует отношения с участием граждан и общественных объединений.
Краевое отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" имеет статус юридического лица и в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ имеет право на обращение в суд с требованиями об отмене нормативного правового акта полностью или в части, нарушающего права и законные интересы.
Оспариваемые ограничения нарушают конституционное право на проведение публичных мероприятий, которое принадлежит Н. как гражданину.
Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, а потому отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 22 ноября 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Алтайского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 февраля 2007 г. N 51-Г07-2
Текст определения официально опубликован не был