Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.В. Безина, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.В. Безин оспаривает конституционность следующих правовых норм:
статей 79 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", устанавливающих условия пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с работой в летном составе гражданской авиации и возлагающих на Правительство Российской Федерации утверждение по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации списков соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий;
подпункта 13 пункта 1 и пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющих условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации и предусматривающих при необходимости утверждение Правительством Российской Федерации списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, указанная в пункте 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий.
Как следует из представленных материалов, решением Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 10 февраля 2000 года было отказано в удовлетворении иска В.В. Безина к управлению социальной защиты населения администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода о включении периода его работы в должности парашютиста-спасателя в поисково-спасательной службе ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", осуществлявшейся в порядке совмещения должностей, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет на льготных условиях в связи с работой в летном составе гражданской авиации в соответствии с частью первой статьи 79 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе от 24 ноября 2004 года ему вновь было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как работнику летного состава гражданской авиации на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 27 вступившего в силу с 1 января 2002 года Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из-за отсутствия требуемых для ее установления не менее 25 лет специального стажа в летном составе гражданской авиации, в который, как и ранее, не была засчитана его работа на Нижегородском авиастроительном заводе "Сокол" в должности парашютиста-спасателя, поскольку она выполнялась им в порядке совмещения должностей.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения в той мере, в какой они препятствуют назначению пенсии на льготных условиях лицам, осуществлявшим работу, дающую на нее право, в порядке совмещения профессий (должностей), нарушают конституционный принцип равенства при реализации гражданами права на получение пенсии и не обеспечивают надлежащую государственную защиту этого права, что противоречит статьям 19 (часть 1), 37 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 45 Конституции Российской Федерации.
2. Установленное Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" правило, согласно которому Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность действующих нормативных актов (за исключением предусмотренных частью второй его статьи 43 случаев), предполагает недопустимость такой проверки, если оспариваемый закон был отменен или утратил силу до начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации.
Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", конституционность отдельных положений которого заявитель подвергает сомнению, утратил силу с 1 января 2002 года (пункт 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), т.е. задолго до его обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, а потому не может быть предметом проверки в Конституционном Суде Российской Федерации. Следовательно, данная жалоба в этой части не является допустимой.
3. По смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", жалоба гражданина на нарушение конституционных прав и свобод законом признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права, а восстановление нарушенных прав осуществимо лишь посредством конституционного судопроизводства, т.е. если заложенный в оспариваемой норме смысл не допускает такого ее истолкования и применения, при котором права и законные интересы гражданина могут быть защищены и восстановлены в обычном порядке.
Согласно дополнительно представленным в Конституционный Суд Российской Федерации материалам территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации 17 января 2007 года В.В. Безину назначена трудовая пенсия по старости досрочно в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Поскольку, таким образом, в данном случае права заявителя защищены, его жалоба в части, касающейся проверки конституционности положений статьи 27 названного Федерального закона, также не подлежит рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Безина Владимира Вячеславовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. N 57-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Безина Владимира Вячеславовича на нарушение его конституционных прав статьями 79 и 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", подпунктом 13 пункта 1 и пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2007 г., N 12