Решение Верховного Суда РФ от 8 ноября 2006 г. N ГКПИ06-928
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 февраля 2007 г. N КАС06-563 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ц. о признании недействующим пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, установил:
в соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 115, 01.06.2006; "Собрании законодательства Российской Федерации" N 23, 05.06.2006.
Гражданин Ц. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" и нарушают его гражданские права и охраняемые законом интересы.
Он является собственником квартиры и не должен нести бремя содержания внутриквартирных энергетических сетей, а пункт 13 Правил в нарушение действующего законодательства незаконно возлагает на него обязанность "обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг ... механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома".
Заявитель Ц. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации.
Представители заинтересованного лица Г., Е., Т. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и не нарушают прав граждан. Для предоставления коммунальных услуг соответствующие сети и оборудование должны находиться в надлежащем техническом состоянии и обеспечивать безопасность потребителя.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ Г., Е., Т., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В.Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 157 предусматривает компетенцию Правительства Российской Федерации по установлению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с пунктом 13 Правил обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
Доводы заявителя о том, что пункт 13 Правил в нарушение положений Гражданского кодекса РФ, регулирующего отношения, вытекающие из договора энергоснабжения, возлагает на него "обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг ... механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования в жилом помещении многоквартирного дома", являются необоснованными.
Положения пункта 13 Правил не предполагают, чтобы потребитель обладал специальными познаниями о свойствах и характеристиках работ по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности внутриквартирных электрических сетей, как указывает заявитель.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса РФ).
Статья 290 Гражданского кодекса РФ определяет, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
О том, что собственникам помещений (квартир) в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности в данном доме механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, говорит также часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ.
Федерального закона, который бы освобождал собственника от обязанности нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно его доле в праве общей собственности на это имущество, не имеется.
Часть 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ возлагает на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, обязанность по обеспечению надлежащего состояния и безопасности энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления.
Данная норма Гражданского кодекса РФ допускает иное регулирование отношений по договору энергоснабжения, если это установлено законом или иными правовыми актами. Содержание ее не означают, что гражданин, выступающий потребителем через присоединенную сеть, не должен соблюдать правила техники безопасности при пользовании энергией, поддерживать в исправном состоянии механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в жилом помещении (квартире) и не должен нести бремя расходов по содержанию данного оборудования.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных законов, указов Президента Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (часть 4 статьи 3 Гражданского кодекса РФ).
Коммунальные услуги предоставляются гражданам на основании договора.
Коммунальные услуги включают услуги: по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению и имеют целью обеспечить комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Жилое помещение как объект жилищных прав является недвижимым имуществом, пригодным для постоянного проживания граждан, и должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ).
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Пункт 13 Правил возлагает на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутри домовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и не противоречит требованиям части 1 статьи 7 Закона РФ "О защите прав потребителей", устанавливающей право потребителя на то, чтобы товар (работа, услуги) были безопасны для жизни, здоровья гражданина.
Несостоятельными являются ссылки заявителя на положения статьи 1079 Гражданского кодекса РФ.
Данная норма предусматривает ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, а положения пункта 13 Правил не устанавливают ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам распространяются на отношения, касающиеся предоставления услуг гражданам, и положения пункта 13 Правил не дают преимуществ исполнителю как стороне в договоре, поэтому являются несостоятельными ссылки заявителя на несоответствие оспариваемого акта правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 февраля 1999 г. N 4-П по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года "О банках и банковской деятельности" в связи с жалобами граждан В.О.Ю., В.А.Ю. и Н.П.Л.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают прав граждан как потребителей, заявление Ц. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Ц. о признании недействующим пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 8 ноября 2006 г. N ГКПИ06-928
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 февраля 2007 г. N КАС06-563 настоящее решение оставлено без изменения