Решение Верховного Суда РФ от 11 октября 2002 г. N ГКПИ02-1083
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 января 2003 г. N КАС03-06 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе О.О.П. о признании недействительным пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 499, установил:
О.О.П. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 499.
Как указывает заявитель, положения оспариваемого нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству, изданы с превышением полномочий органа государственной власти и нарушают ее права на занятие медицинской деятельностью. Она желает расширить перечень предоставляемых пациентам услуг, однако, связывание получать лицензию на предусмотренные пунктом 3 постановления виды медицинских работ и услуг ограничивает ее предпринимательскую деятельность.
Заявитель О.О.П. о дне слушания дела извещена, в суд не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Ю.А.С., С.А.С. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий государственного органа, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ Ю.А.С., С.А.С., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 499 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 3 Положения установлено, что медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях.
Как пояснили в судебном заседании представители заинтересованного лица С.А.С., Ю.А.С. в пункте 3 Положения раскрывается понятие "медицинская деятельность" путем установления перечня конкретных видов работ и услуг, к каковым относятся: оказание доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям. В настоящее время осуществляется подготовка дипломированных специалистов по 88 специальностям.
Если лицензиат желает расширить перечень оказываемых работ и услуг по медицинской деятельности, то ему необходимо представить в лицензирующий орган сертификат специалиста.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливают, что сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в статье 20 закрепляют права граждан на медико-социальную помощь;
в разделе VII - регулируют вопросы медицинской деятельности при планировании семьи и регулировании репродуктивной функции человека; в разделе VIII - устанавливают гарантии осуществления медико-социальной помощи граждан; в разделе IX - вопросы медицинской экспертизы.
Из объяснений представителя Правительства РФ Ю.А.С. в суде следует, что понятия медицинской деятельности и медицинской помощи не являются тождественными. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определили виды медицинской помощи.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, предусматривает лицензирование такого вида деятельности как медицинская деятельность.
Данный Федеральный закон является специальным по отношению к Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в части регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением лицензирования медицинской деятельности.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ, который утратил силу также, предусматривал лицензирование медицинской деятельности.
С учетом изложенного суд считает несостоятельными доводы заявителя о том, что Основы установили перечень видов медицинской деятельности, которые подлежали лицензированию и перечисляют ее виды.
Согласно п. 2 ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перечень работ и услуг по медицинской деятельности устанавливается положением о лицензировании данного вида деятельности.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" к полномочиям Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования относит утверждение положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что Правительство РФ издало оспариваемое постановление с превышением своих полномочий не основаны на законе.
Поскольку медицинская деятельность в силу закона подлежит лицензированию, Правительство РФ, осуществляя свои полномочия по лицензированию медицинской деятельности правомерно определило в оспариваемом нормативном правовом акте медицинскую деятельность как выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, при осуществлении лицензируемого вида деятельности обязаны выполнять лицензионные требования и условия, поэтому доводы жалобы об ограничении предпринимательской деятельности являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу О.О.П. о признании недействительным пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 499, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 11 октября 2002 г. N ГКПИ02-1083
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 января 2003 г. N КАС03-06 настоящее решение оставлено без изменения