Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2003 г. N 74-Г03-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 28 февраля 2003 г. кассационный протест прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2002 г. по делу о признании закона Республики "О государственной службе в Республике Саха (Якутия)" частично противоречащим федеральному законодательству.
Заслушав доклад судьи В.В.П. и мнение прокурора З.Э.С., по существу поддержавшей кассационный протест, Судебная коллегия установила:
в соответствии с пунктом 3 ст. 2 и пунктом 1 ст. 26 закона Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2001 г. "О государственной службе в Республике Саха (Якутия) (в новой редакции)" на государственных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим законом; им устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет сверх предусмотренного трудовым законодательством ежегодного оплачиваемого отпуска.
Прокурор Республики обратился в суд с заявлением о признании этих положений, а также пункта 2 ст. 11 закона, недействующими и не подлежащими применению ввиду их несоответствия требованиям федерального законодательства: Конституции Российской Федерации (п. "к" ст. 72, ч. 5 ст. 76) и Федеральному закону РФ "Об основах государственной службы".
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2002 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном протесте прокурора Республики поставлен вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующими пункта 3 ст. 2 и пункта 1 ст. 26 оспариваемого закона по мотивам неправильного применения и толкования норм материального права и вынесении по делу нового решения об удовлетворении требования в указанной части.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, обсудив доводы кассационного протеста, находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления о признании пункта 3 ст. 2 и пункта 1 ст. 26 закона Республики "О государственной службе в Республике Саха (Якутия)" недействующими, суд указал, что Республике Саха (Якутия) как субъекту Российской Федерации предоставлено право собственного правового регулирования, оспариваемые положения закона федеральному законодательству, в частности, Федеральному закону РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации", не противоречат.
Данный вывод суда состоялся без учета действующих на этот счет положений федерального законодательства и Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "к" ст. 72, пп. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 5, 11 Трудового Кодекса Российской Федерации, трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые субъектами Российской Федерации законы и нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут и не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам и иным нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти; в случае такого противоречия применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
В силу ч. 1 ст. 6 и ч. 5 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
К числу таких федеральных законов относится ФЗ от 5 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 18.02.1999 г., 07.11.2000 г.) устанавливающий правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации, распространяющий на основании ст. 13 Трудового кодекса РФ свое действие на трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если в нем не предусмотрено иное.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 31 июля 1995 г."
Пунктом 3 ст. 4 данного федерального закона предусмотрено, что на государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.
При таком правовом регулировании данного вопроса на федеральном уровне включение в закон Республики положения о том, что трудовое законодательство на государственных служащих распространяется с учетом особенностей, предусмотренных этим законом (Республики Саха (Якутия), противоречит федеральному законодательству и свидетельствует о превышении законодательным органом власти Республики своих полномочий.
В силу п. 1 ст. 18 ФЗ "Об основах государственной службы в Российской Федерации" государственному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней, для отдельных категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектами Российской Федерации устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности; сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определенных Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации дополнительный оплачиваемый отпуск. То есть, для государственных служащих дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет предоставляется сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, который по своей продолжительности не может быть менее 30 календарных дней.
Данное положение федерального закона не было учтено судом при обсуждении им законности п. 1 ст. 26 закона Республики "О государственной службе в Республике Саха (Якутия)", устанавливающего возможность предоставления дополнительного отпуска сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного трудовым законодательством, который согласно ч. 1 ст. 115 Трудового Кодекса РФ равен 28 календарных дней, то есть, продолжительностью менее, чем установлен федеральным законом.
Более того, в связи с тем, что Трудовым Кодексом РФ ч. 2 ст. 115 ежегодный основной оплачиваемый отпуск предусмотрен продолжительностью и более 28 календарных дней, оспариваемая прокурором формулировка п. 1 ст. 26 закона Республики не допускает однозначное толкование и применение этой нормы.
Таким образом, положения пункта 3 ст. 2 и пункта 1 ст. 26 закона Республики "О государственной службе в Республике Саха (Якутия) противоречат федеральному законодательству, приняты законодательным (представительным) органом государственной власти Республики с превышением своих полномочий и являются незаконными.
В связи с изложенным решение суда в этой части на основании ст. 3 и п. 4 ст. 306 ГПК РСФСР подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о признании п. 3 ст. 2 и п. 1 ст. 26 закона Республики недействующими со дня их принятия, поскольку судом допущена ошибка в применении и толковании норм материального права и дополнительного исследования по делу не требуется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2002 г. об отказе прокурору Республики Саха (Якутия) в части удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 3 ст. 2 и пункта 1 ст. 26 закона Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2001 г. "О государственной службе в Республике Саха (Якутия)" отменить и вынести по делу в этой части новое решение, которым: "Заявление прокурора Республики Саха (Якутия)) о признании закона Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2001 г. "О государственной службе в Республике Саха (Якутия) (в новой редакции) частично противоречащим федеральному законодательству - удовлетворить, признать пункт 3 ст. 2 и пункт 1 ст. 26 закона недействующими со дня их принятия.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в месячный срок в средстве массовой информации, в котором был данный закон Республики опубликован".
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2003 г. N 74-Г03-8
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)