Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2007 г. N 64-Г07-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании недействующим постановления администрации Сахалинской области от 2 ноября 2006 года N 238-па "О некоторых вопросах оплаты труда государственных гражданских служащих Сахалинской области" по кассационной жалобе администрации Сахалинской области на решение Сахалинского областного суда от 5 февраля 2007 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., объяснения представителя Губернатора Сахалинской области С.П.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С.Н.Я. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании постановления N 238-па "О некоторых вопросах оплаты труда государственных гражданских служащих Сахалинской области" противоречащим законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. При этом прокурор сослался на то, что гарантия выплаты ежемесячного денежного поощрения государственным гражданским служащим Сахалинской области установлена пунктом 5 части 1 статьи 4 закона Сахалинской области от 23 сентября 2005 года N 62-ЗО "Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области", согласно части 3 статьи 4 указанного Закона выплаты, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 1 настоящей статьи, устанавливаются правовыми актами администрации Сахалинской области и Сахалинской областной Думы в размерах, не превышающих размеры выплат, установленных для соответствующих категорий федеральных государственных служащих.
Частью 6 статьи 50 Федерального Закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации. На основании подраздела 2 раздела 11 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации установлено в размере одного должностного оклада.
Между тем, приложением к оспариваемому постановлению N 238-па ежемесячное денежное поощрение государственным гражданским служащим Сахалинской области установлено в размере от 2,6 до 5 должностных окладов.
Кроме того, частью 2 пункта 2 статьи 26.14 Федерального Закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также пунктом 5 статьи 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации закреплено, что в субъекте Российской Федерации, которому предоставляются дотации из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих.
Поскольку в силу статьи 42 Федерального Закона "О федеральном бюджете на 2007 год" и приложения 14 к нему Сахалинской области предусмотрена дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, и устанавливаемые законодательством Сахалинской области размеры оплаты труда гражданских служащих области не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих, пункт 1 оспариваемого постановления и приложение к нему противоречат статье 26.14 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статье 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 4 Закона Сахалинской области "Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области".
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Федерального Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при формировании фонда оплаты труда федеральных государственных служащих сверх суммы средств, направленных для выплаты должностных окладов, для выплаты ежемесячного денежного поощрения предусматриваются средства в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации. Поскольку в силу подпункта "в" пункта 8 Указа Президента Российской Федерации N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных служащих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти формируется за счет средств, направляемых для выплаты ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год) в размере 12 должностных окладов, пункт 2 оспариваемого постановления, установивший, что при формировании фонда оплаты труда государственных гражданских служащих на выплату ежемесячного денежного поощрения предусматриваются средства в размере 43 должностных окладов (в расчете на год), по мнению прокурора, противоречит части 2 статьи 51 Федерального Закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" и подпункту "в" пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763.
Решением Сахалинского областного суда от 5 февраля 2007 года постановлено: заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации Сахалинской области от 2 ноября 2006 года N 238-па "О некоторых вопросах оплаты труда государственных гражданских служащих Сахалинской области".
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Пунктом 1 оспариваемого постановления установлено, что государственным гражданским служащим выплачивается ежемесячное денежное поощрение согласно приложению (от 2,6 до 5 должностных окладов).
В соответствии с пунктом 2 данного постановления при формировании фонда оплаты труда государственным гражданским служащим на выплату ежемесячного денежного поощрения предусматриваются средства в размере 43 должностных окладов (в расчете на год).
Судом установлено, что Сахалинская область является субъектом Российской Федерации, получающим финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Анализ норм Федерального Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ч.ч. 2, 6 ст. 50, п. 7 ст. 51) в совокупности с положениями п. 5 ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 2 ст. 26.14 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и содержанием Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" свидетельствует о том, что оспариваемое постановление в полном объеме противоречит федеральному законодательству.
Вывод суда об удовлетворении заявленных требований сделан правильно, что убедительно мотивировано в решении суда.
Но опровергают выводы суда доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Установление соотношения должностей федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации производится указом Президента Российской Федерации или определяется федеральным законом (ст. 8 Федерального закона от 27.05.03 N 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации").
На основании п. 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.06.06 N 194-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Администрации Сахалинской области о проверке конституционности абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации", применяя положения абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, получающие дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, не лишены возможности, руководствуясь вытекающими из названных федеральных законов нормативными критериями структуризации должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и положенными в их основу объективными требованиями, в частности квалификации, профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы и т.д., а также объемом и содержанием связанных с осуществлением конкретной должностной функции задач, самостоятельно определить надлежащее соотношение должностей федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, в том числе при отсутствии на федеральном уровне специального правового регулирования такого соотношения.
На федеральном уровне соответствующий правовой акт не принят.
Довод о том, что в силу приведенного Определения Конституционного Суда РФ субъект Российской Федерации вправе сам произвести соотношение должностей, при этом государственные гражданские служащие администрации Сахалинской области подлежат соотнесению по оплате труда с федеральными гражданскими служащими Правительства Российской Федерации, нельзя признать состоятельным.
На момент рассмотрения дела судом в Сахалинской области отсутствовал нормативный правовой акт, устанавливающий соотношение категорий должностей государственных гражданских служащих Сахалинской области и федеральных государственных гражданских служащих для установления размеров оплаты труда.
Оспариваемое постановление не является таким актом, так как не содержит сравнительного анализа для сопоставления соответствующих категорий должностей государственной гражданской службы.
Установление постановлением N 238-па размеров ежемесячного денежного поощрения по категориям должностей государственной гражданской службы является произвольным, и не стоит в зависимости от размеров ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, в том числе Правительства Российской Федерации.
Более того, отсутствие в федеральном законодательстве и законодательстве Сахалинской области закрепленного в специальном правовом акте соответствия должностей государственных гражданских служащих не может служить препятствием для применения п. 5 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации как нормы прямого действия, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в вышеназванном определении Конституционного Суда Российской Федерации.
Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении, выводы которого, как указано выше, Судебная коллегия считает правильными.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Сахалинского областного суда от 5 февраля 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Сахалинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2007 г. N 64-Г07-8
Текст определения официально опубликован не был