Решение Верховного Суда РФ от 12 декабря 2006 г. N ГКПИ06-1228
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N КАС07-128 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д.Ю.В. о признании незаконным пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в части определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, по формуле (9), установил:
в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам приведен расчет размера платы за коммунальные услуги.
В пункте 3 приложения N 2 к Правилам определен порядок расчета размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета.
Так, в помещениях, оборудованных приборами учета, размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение.
газоснабжение, электроснабжение в помещениях, определяется по формуле (9):
V
D
p = ----------- x V x T ,
kу3.i V + V i.p ky
n.p n.n
где:
V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей
D воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за
расчетный период, определенный по показанию коллективного
(общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом
доме (куб. м, кВт-час);
V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды,
n.р горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за
расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за
исключением помещений общего пользования), измеренный
индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах -
общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт/ час);
V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды,
n.n горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за
расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета,
определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг
по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт-час);
V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей
i.p воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный
период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за
исключением помещений общего пользования), измеренный
индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах -
общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час);
Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в
ky соответствии с законодательством Российской Федерации (для
холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и
водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт.
час).
Расчет размера платы за коммунальные услуги вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 135, 01.06.2006; "Собрании законодательства Российской Федерации" N 23, 05.06.2006.
Как указывает заявитель, установленный в пункте 3 приложения N 2 к Правилам порядок оплаты холодного и горячего водоснабжения для домов, оборудованных коллективными приборами учета, часть квартир в которых имеет индивидуальные приборы учета, а часть не имеет, является незаконным и нарушает его права потребителя. В помещениях, оборудованных приборами учета, граждане кроме фактического расхода, зафиксированного приборами учета, должны оплачивать и сверхнормативный расход воды потребителями, не имеющими приборов учета, и утечку воды в неисправной общей части системы водоснабжения дома, что ставит потребителей в заведомо неравные условия.
Гражданин Д.Ю.В. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 23 октября 2006 г. ДМ-119-4989).
В суде представители заинтересованного лица Правительства РФ Т.C.Г., Г.Д.П., Е.Н.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям Жилищного кодекса РФ, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают прав граждан как потребителей коммунальных услуг.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ Т.С.Г., Г.Д.П., Е.П.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 157 предусматривает компетенцию Правительства Российской Федерации по установлению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - по формуле (9) (подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам).
V
D
p = ----------- x V x T ,
kу3.i V + V i.p ky
n.p n.n
учитывает объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета (показатель V i.p), а также технически неизбежные, обоснованные потери холодной и горячей воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме в виде коэффициента:
V
D
----------- ,
V + V
n.p n.n
где:
V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей
D воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за
расчетный период, определенный по показанию коллективного
(общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом
доме (куб. м, кВт-час);
V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды,
n.р горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за
расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за
исключением помещений общего пользования), измеренный
индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах -
общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт/ час);
V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды,
n.n горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за
расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета,
определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг
по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт-час);
Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Поскольку размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение по формуле (9) определяется исходя из показаний приборов учета, положения подпункта 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам соответствуют действующему жилищному законодательству.
Формула (9) учитывает также требования статьей 30 и 39 Жилищного кодекса РФ, предусматривающего несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.
Из объяснений представителя Правительства РФ Г.Д.П. в суде следует, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) определяемой по формуле (З)
Р = n х N х Т ,
ky.i i j ky
где:
n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом
i помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для
j холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения -
куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт-час в месяц на
1 чел.);
T - тариф па соответствующий коммунальный ресурс, установленный в
ку соответствии с законодательством Российской Федерации (для
холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения -
руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час) также учитывает
технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды
и затраты на общедомовые нужды.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" учитываются нормативные технологические потери коммунальных услуг и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, доводы заявителя о том, что установленный порядок определения размера платы за коммунальные услуги ставит потребителей в неравные условия, являются несостоятельными.
Закон РФ "О защите прав потребителей" обязывает потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем (статья 37).
Оспариваемые положения нормативного правового акта предполагают не предоплату потребителем коммунальных услуг, которые ему не предоставлены.
Организация, предоставляющая коммунальные услуги обязана поддерживать надлежащее техническое состояние сетей, а общедомовые и индивидуальные приборы учета определяют объем потребления коммунальных услуг, в т.ч. холодной и горячей воды, за которые потребитель обязан произвести оплату.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Д.Ю.В. о признании незаконным пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных, услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в части определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, по формуле (9), - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 12 декабря 2006 г. N ГКПИ06-1228
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, июль 2008 г., N 7 (в извлечении)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N КАС07-128 настоящее решение оставлено без изменения