Решение Верховного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N ГКПИ06-867
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 февраля 2007 г. N КАС06-564 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р.Т.Н. о признании недействующим пункта 25 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, в части расчета коэффициента для определения размера субсидии для льготной категории граждан, как понижающего размер субсидии, установил:
гражданка Р.Т.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 25 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, в части расчета коэффициента для определения размера субсидии для льготной категории граждан, как понижающего размер субсидии.
Как указывает заявительница, предусмотренное пунктом 25 Правил применение при расчете субсидий понижающего коэффициента для льготников, а также одновременное снижение начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги на величину льготы, приводит к значительному снижению субсидии, что противоречит Федеральным законам "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и не соответствует смыслу статьи 7 Конституции Российской Федерации.
Выслушав объяснения заявительницы Р.Т.Н., ее представителя С.Е.А.; представителей заинтересованного лица Правительства РФ: Г.Д.П., Л.Л.А., П.И.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ С.Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 51, 19.12.2005; "Российской газете" N 288, 22.12.2005.
Правила определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Так, в соответствии с пунктом 25 Правил, если заявителю и (или) членам его семьи предоставлены льготы или меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при расчете размера субсидии соответствующий размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг умножается на коэффициент, рассчитанный по формуле:
РП_с
К = ----,
л РП_п
где:
К - коэффициент;
л
РП_с - размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом
предоставленной скидки;
РП_п - размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги и без учета
предоставленной скидки.
Из объяснений заявительницы Р.Т.Н. в суде следует, что как малообеспеченный гражданин, чьи доходы ниже прожиточного минимума, она является получателем субсидии, а как ветеран труда имеет право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг. Применение при расчете субсидий понижающего коэффициента для льготников, а также одновременное снижение начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги на величину льготы, приводит к значительному снижению субсидии.
Между тем данные доводы не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон "О ветеранах" предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Установленный Правительством Российской Федерации порядок, в соответствии с которым при определении размера субсидии для граждан, имеющих право на льготы или меры социальной защиты, при расчете размера субсидии учитывается коэффициент, рассчитанный по формуле: как соотношение размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом предоставленной скидки и размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги без учета предоставленной скидки, не отменяет меры социальной поддержки ветеранов труда.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Г.Д.П., Л.Л.А., П.И.Ю. пояснили в судебном заседании, что Правила определяют порядок размера субсидий, исходя из требований частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса РФ.
Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодека# РФ).
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это бюджетные средства, которые предоставляются гражданам на условиях долевого финансирования целевых расходов (на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Федеральные законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливают порядка определения размера субсидий.
Пункт 25 Правил устанавливает формулу, по которой рассчитывается коэффициент, учитываемый при расчете размера субсидии, предоставляемой такой категории граждан, которые имеют льготы или меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Коэффициент определяется как соотношение размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом предоставленной скидки и размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги без учета предоставленной скидки.
Данная формула установлена Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему Жилищным кодексом РФ по установлению порядка определения размера субсидии, и не лишает граждан права на имеющиеся у них льготы или меры социальной защиты, определенные законами и иными нормативными правовыми актами.
Что касается иных доводов заявительницы Р.Т.Н. и ее представителя С.Е.А., о соответствии пункта 25 Правил другим пунктам данных Правил, то они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Законодательство о гражданском судопроизводстве устанавливает, что предметом производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является проверка оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан на меры социальной поддержки, заявление Р.Т.Н. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Р.Т.Н. о признании недействующим пункта 25 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, в части расчета коэффициента для определения размера субсидии для льготной категории граждан, как понижающего размер субсидии, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N ГКПИ06-867
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 февраля 2007 г. N КАС06-564 настоящее решение оставлено без изменения