Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 7 августа 2003 г. N КАС03-336
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 7 августа 2003 года гражданское дело по заявлению Фом. о признании незаконным пункта 4 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС N 191 от 23 февраля 1984 г.,
по кассационной жалобе Фом. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 мая 2003 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Н., Б., П., возражавший против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фед., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
Пунктом 4 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС N 191 от 23 февраля 1984 г., предусмотрено, что пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности, окончания отпуска по беременности и родам, рождения ребенка или со дня смерти. При этом пособие по временной нетрудоспособности за прошлое время выдается не более чем за 12 месяцев со дня обращения за пособием.
При обращении за пособием по истечении 6-месячного срока оно может быть выдано лишь в исключительных случаях по решению республиканских (в республиках, не имеющих областного деления), краевых, областных, Московского и Киевского городских советов профсоюзов при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием.
Фом. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным пункта 4 Основных условий, указывая на то, что эта норма в части установления шестимесячного срока на обращение за пособием противоречит нормам Федеральных законов от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", а также международным правовым нормам, поскольку лишает застрахованных лиц права на получение пособия по социальному страхованию.
Решением суда от 22 мая 2003 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Фом. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что оспариваемая им правовая норма ограничивает права и свободы граждан Российской Федерации, что возможно только на основании федерального закона.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу п. 2 ст. 22 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" также предусмотрено, что назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.
Федерального закона по вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в настоящее время не имеется. Поэтому впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов на территории Российской Федерации продолжают действовать в силу ст. 183 и ч. 2 ст. 423 Трудового кодекса РФ нормативные правовые акты бывшего Союза ССР.
Следовательно, оспариваемая норма, устанавливающая шестимесячный срок на обращение за пособием по временной нетрудоспособности, продолжает действовать на основании федерального закона - ст. 423 Трудового кодекса РФ.
В этой связи доводы заявителя о том, что Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию не являются законом и не могут регламентировать порядок обращения за пособиями по социальному страхованию, несостоятельны.
В федеральном законодательстве, как и в международных правовых нормах, на которые сделана ссылка в кассационной жалобе, не содержится нормы, устанавливающей иной срок обращения за пособием, чем это предусмотрено пунктом 4 Основных условий.
С учетом изложенного не имеется законных оснований для вывода о противоречии оспариваемого положения нормативного правового акта бывшего Союза ССР законодательству Российской Федерации или международным нормам, а также для признания его недействующим и не подлежащим применению на территории Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 мая 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Фом. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 7 августа 2003 г. N КАС03-336
Текст определения официально опубликован не был