Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2002 г. N 58-Г02-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 13 августа 2002 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим федеральному законодательству ч. 3 статьи 5 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 г. N 351 "Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае" в части установления возрастного ценза в 18 лет для участия в собрании в отношении действующих членов общин коренных малочисленных народов Севера по кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 20 июня 2002 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательной Думой Хабаровского края 27.11.2001 года принят Закон Хабаровского края N 351 "Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае".
Частью 3 статьи 5 краевого закона установлен порядок участия граждан в собрании по избранию уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера. В частности установлен возрастной ценз для участия в упомянутом собрании - достижение на день проведения собрания возраста 18 лет.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству ч. 3 ст. 5 Закона Хабаровского края "Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае" в части установления возрастного ценза 18 лет для участия в собрании в отношении действующих членов общин малочисленных народов Севера, ссылаясь на то, что Закон Хабаровского края в оспариваемой части противоречит п. "в" ст. 71 Конституции Российской Федерации, п. 7 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", ст. 11 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Решением Хабаровского краевого суда от 20 июня 2002 г. заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Признавая противоречащим федеральному законодательству оспариваемую норму, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии с п. "в" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав национальных меньшинств.
Положениями ст. 60 Конституции Российской Федерации установлен общий возрастной ценз для осуществления в полном объеме своих прав и обязанностей гражданами Российской Федерации с 18 лет.
Вместе с тем федеральными законами в определенных случаях могут быть установлены иные возрастные рамки для реализации гражданами Российской Федерации своих прав и обязанностей.
Федеральным законом от 20.07.2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" установлено, что общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации создаются в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов.
Согласно ст. 11 названного Федерального закона полноправными членами общины малочисленных народов могут быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 16 лет, ведущие традиционный для этих народов образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.
Согласно п. 7 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Таким образом, федеральным законодательством гарантировано, что граждане, достигшие возраста 16 лет, являющиеся членами общины коренных малочисленных народов обладают равными правами с другими членами общины на участие в решении, как внутриобщинных вопросов, так и иных, гарантированных Федеральными законами "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", в том числе выражать волю общины коренных малочисленных народов.
Закон Хабаровского края "Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае" направлен на защиту прав коренных малочисленных народов Севера на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования. Закон края непосредственно затрагивает права и интересы действующих членов общины, как лиц по признакам относимых к категории коренных малочисленных народов Севера.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 названного Закона Хабаровского края избрание уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера осуществляется на собрании граждан, перечисленных в пунктах 1-3 ст. 2 настоящего закона, проживающих на территории сельского, поселкового муниципального образования и достигших на день проведения собрания возраста 18 лет.
Учитывая, что члены общины имеют равные права на участие в формировании, делегировании уполномоченных представителей в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской федерации", оспариваемые положения Закона Хабаровского края в части установления для действующих членов общины возрастного ценза 18 лет для участия в собрании ограничивает права действующих членов общин на участие в собрании по избранию уполномоченного представителя коренных малочисленных народов.
Доводы кассационной жалобы о том, что несовершеннолетний член общины обладает правами только по решению внутриуставных задач, стоящих перед общиной, все остальные права и обязанности, которые по своему правовому содержанию шире уставных задач общины, должны возникать и осуществляться им только с 18 лет и в том числе избрание уполномоченного представителя коренных народов Севера, нельзя признать правильным, поскольку обжалуемый Закон края направлен на защиту прав коренных малочисленных народов Севера на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования. В этом Законе отражены права и интересы действующих членов общины, как лиц, по признакам относимых к категории коренных малочисленных народов Севера.
Довод кассационной жалобы о том, что в выборах уполномоченного представителя коренных малочисленных народов Севера должны участвовать только лица, достигшие 18-летнего возраста, т.е. обладающие в соответствии со ст. 21 ГК РФ полной дееспособностью, нельзя признать правильным, так как федеральными законами может быть установлен иной возрастной ценз для реализации этими лицами конкретных прав и обязанностей, что имеет место в данном случае.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 20 июня 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2002 г. N 58-Г02-23
Текст определения официально опубликован не был