Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июня 2007 г. N 1373/07
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреева Е.И., Валявиной Е.Ю., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Фармперспектива" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2006 по делу N А55-13193/2006-31 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.12.2006 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Фармперспектива" (далее - общество "Фармперспектива", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее - министерство) от 25.07.2006 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 11.09.2006 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 13.12.2006 решение суда оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов общество "Фармперспектива" просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права.
В отзыве на заявление министерство просит оставить указанные судебные акты без изменения как принятые в соответствии с действующим законодательством.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и отзыве на него, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного обществом требования по следующим основаниям.
В соответствии с предписанием министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 20.06.2006 N 7-18/15-290 департаментом ценового регулирования проведена проверка правильности применения обществом "Фармперспектива" торговых надбавок на продукты детского питания.
В акте проверки от 22.06.2006 зафиксированы факты установления обществом цен на продукты детского питания с применением оптовой торговой надбавки в размере до 23,6 процента к цене поставщика, в то время как постановлением губернатора Самарской области от 23.07.2002 N 236 "О размерах торговых надбавок на продукты детского питания", принятым во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", установлен предельно допустимый размер надбавки - 20 процентов.
Завышение торговой надбавки подтверждается сравнением цен в приходных товарных накладных на товар, поступивший от закрытого акционерного общества "Русь-1", и товарных накладных на этот же товар, переданный на реализацию в аптечную сеть общества с ограниченной ответственностью "Имплозия".
На основании акта проверки составлен протокол от 22.06.2006 об административном правонарушении, допущенном обществом "Фармперспектива". Постановлением министерства от 25.07.2006 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа.
Отказывая обществу "Фармперспектива" в удовлетворении заявления о признании постановления от 25.07.2006 незаконным, суды первой и кассационной инстанций исходили из того, что факт совершения правонарушения материалами дела доказан и обществом не опровергается. По мнению судов, поскольку при проверке было выявлено несколько случаев противоправных действий, данное правонарушение является длящимся, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, следует исчислять с момента обнаружения правонарушения.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 14.6 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент привлечения общества "Фармперспектива" к административной ответственности) правонарушением признается завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В протоколе об административном правонарушении от 22.06.2006 содержатся сведения о выявленных фактах завышения оптовых надбавок со ссылкой на товарные накладные от 27.03.2006 N 10252 и от 03.04.2006 N 11237.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.
Длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, и характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного противоправного деяния.
Вменяемое обществу "Фармперспектива" правонарушение, выразившееся в продаже товара с превышением предельного размера оптовой торговой надбавки, не может быть отнесено к категории длящихся, так как его объективная сторона состоит в осуществлении конкретной торговой операции (сделки купли-продажи, поставки), то есть это правонарушение является деянием, носящим одномоментный характер.
Неоднократная реализация товаров с завышенным размером оптовой торговой надбавки свидетельствует о совершении в каждом случае самостоятельного правонарушения, за которое виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.
Поскольку правонарушение, допущенное обществом "Фармперспектива", не является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения правонарушения, а не с момента его обнаружения.
Из протокола об административном правонарушении следует, что последнее правонарушение обществом "Фармперспектива" совершено 03.04.2006 (товарная накладная N 11237), а постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено 25.07.2006, то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения указанного постановления).
Таким образом, общество привлечено к административной ответственности неправомерно и отказ в удовлетворении заявленного им требования является необоснованным.
При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2006 по делу N А55-13193/2006-31 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.12.2006 по тому же делу отменить.
Постановление Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 25.07.2006 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фармперспектива" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отменил состоявшиеся судебные акты и признал, что продажу товаров с превышением предельного размера оптовой торговой надбавки нельзя признать длящимся правонарушением.
Поясняется, что длящимся является правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, и характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного противоправного деяния. Вменяемое же обществу правонарушение, выразившееся в продаже товара с превышением предельного размера оптовой торговой надбавки, не может быть отнесено к категории длящихся, так как его объективная сторона состоит в осуществлении конкретной торговой операции (сделки купли-продажи, поставки), то есть это правонарушение является деянием, носящим одномоментный характер. А неоднократная реализация товаров с завышенным размером оптовой торговой надбавки свидетельствует о совершении в каждом конкретном случае самостоятельного правонарушения, за которое виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Поскольку правонарушение, допущенное обществом, не является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения правонарушения, а не с момента его обнаружения, который был пропущен административным органом. На этом основании Президиум отменил его постановление о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования).
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июня 2007 г. N 1373/07
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2007 г., N 10