Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 15 марта 2007 г. N КАС07-66
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании 15 марта 2007 года гражданское дело по заявлению майора Ц. о признании недействующими пунктов 46, 93, 108, 206 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2007 года, которым заявление Ц. удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации К., и Г. в обоснование доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Б., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Ц. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с приведенным выше заявлением, считая, что оспариваемые им нормы (пункты 46, 93, 108, 206 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200) противоречат закону и ограничивают права военнослужащих, зачисленных в распоряжение командиров (начальников), на получение ежемесячного денежного поощрения в размере одного оклада по воинской должности, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы и премии за образцовое выполнение воинского долга.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2007 года заявление Ц. удовлетворено частично.
Суд признал недействующими с момента вступления приказа в силу пункт 46 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200 в части, допускающей производство военнослужащим, начисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), дополнительных выплат только в случаях предусмотренных самим Порядком, и пункт 108 Порядка в части, устанавливающей в качестве критериев для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы необходимость занятия воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с решением сложных задач (заданий, напряженным характером работы, а также выполнения задач в специальном режиме военной службы.
В удовлетворении остальных требований Ц. (о признании недействующими пунктов 93 и 206 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200) судом первой инстанции отказано.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации, не соглашаясь с этим решением, просит его отменить в части признания недействующими пунктов 46 и 108 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200. По мнению автора жалобы, Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации издан в соответствии с действующим законодательством. Министерство обороны Российской Федерации считает, что суд необоснованно признал недействующим с момента вступления приказа в силу пункт 46 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200 в части, допускающей производство военнослужащим, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), дополнительных выплат только в случаях предусмотренных самим Порядком. При принятии новых норм, определяющих или устанавливающих какие-либо выплаты, соответствующие изменения и дополнения в него будут вноситься согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009. Суд, по утверждению представителей Министерства обороны Российской Федерации, необоснованно признал недействующим с момента вступления приказа в силу и пункт 108 Порядка в части, устанавливающий в качестве критериев для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы необходимость занятия воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с решением сложных задач (заданий), напряженным характером работы, а также выполнения задач в специальном режиме военной службы. Эти критерии, по их мнению, очевидны, поскольку прямо вытекают из положений абзаца 1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы. Кассационная коллегия не находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Суд первой инстанции обоснованно сослался в решении на пункты 1 и 3 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
Отдельные же виды дополнительных выплат военнослужащим предусмотрены статьей 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К указанным выплатам, в частности, относится надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы (пункт 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Как усматривается из статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, пункт 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2005 года, который устанавливает, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации, до 120 процентов оклада по воинской должности.
Этим же пунктом определено, что Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.
С 1 января 2005 года, в отличие от ранее действующей редакции, пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", установлена не только возможность выплаты военнослужащим надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, по и основания ее производства.
Все это свидетельствует о том, что на законодательном уровне определено, что выплата указанной надбавки производится в зависимости только от состава военнослужащих и местности прохождения ими военной службы.
В этой связи суд первой инстанции правильно указал в решении, что, несмотря на сохранение прежнего названия данной надбавки, поменялось ее существо, и одновременно были определены критерии для ее выплаты.
В частности, составы военнослужащих установлены статьей 46 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Местность же прохождения военной службы определяется в соответствии административно-территориальным делением территории.
Таким образом, введение дополнительных критериев (зависимости от нахождения или не нахождения в распоряжении) для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы по отношению к военнослужащим одного состава, проходящим службу в одной местности, законом не предусмотрено.
Более того, преамбула и статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также абзац 2 пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определяют, что целью увеличенной ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме.
Это же подтверждается и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 года N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".
Абзац 3 части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ устанавливает, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Отсюда следует, что законодатель, отменяя для всех категорий военнослужащих льготы в натуральной форме, предусмотрел их компенсацию для всех категорий военнослужащих (в том числе и находящихся в распоряжении) в виде увеличения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, одновременно изменив ее сущность и основания выплаты.
Таким образом, каких-либо разграничений в выплате данной надбавки по иным основаниям, кроме установленных пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не предусмотрено.
Приведенные выше законодательные предписания до 1 октября 2006 года были реализованы в ведомственных нормативных правовых актах Министерства обороны Российской Федерации.
В частности, Инструкцией о порядке выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 года N 245, (в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 2005 года N 33) с 1 января 2005 года выплата этой надбавки была предусмотрена также и для военнослужащих, находящихся в распоряжении командиров (начальников).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 сентября 2006 года N 358 приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 года N 245 был признан утратившим силу (с 1 октября 2006 года).
С укатанного времени порядок выплаты надбавки за сложность. напряженность и специальный режим военной службы стал регулироваться приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200.
Согласно оспариваемому Ц. пункта 108 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу но контракту, занимающим воинские должности, исполнение обязанностей по которым связано с решением сложных задач (заданий), напряженным характером работы, а также выполняющим задачи в специальном режиме военной службы, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы.
Таким образом, согласно данному пункту Порядка критериями для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы являются не только состав военнослужащих и местность прохождения военной службы, которые согласуются с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", но и такие дополнительные условия, как занятие военнослужащими воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с решением сложных задач (заданий), напряженным характером работы, а также выполнение задач в специальном режиме военной службы.
Эти дополнительные условия входят в противоречие с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и нарушают права военнослужащих, начисленных в распоряжение командиров (начальников), поскольку по сравнению с Федеральным законом вводят дополнительные ограничения для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы.
К тому же, пунктом 110 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, устанавливается, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается в увеличенном размере для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что данная надбавка, установленная законом в увеличенном размере (до 120% оклада по воинской должности) также является компенсацией за отмену льгот, которых на основании пункта 108 Порядка лишаются военнослужащие, зачисленные в распоряжение командиров (начальников).
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что пункт 108 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, вступил в противоречие с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Положения пункта 46 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, также не соответствуют законодательству.
Согласно указанному пункту Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), за все время нахождения их в распоряжении командиров (начальников), но не более сроков, определенных статьей 13 Положения о порядке прохождения военной службы, выплачиваются оклады по воинскому званию, оклады по ранее занимаемой воинской должности и процентная надбавка за выслугу лет, если иное не предусмотрено данным Порядком.
Из пункта 46 Порядка видно, что в нем перечислены выплаты, полагающиеся военнослужащим, зачисленным в распоряжение. Хотя перечень этих выплат не является исчерпывающим, однако оговорка, допускающая его расширение, ограничивается исключительно случаями, предусмотренными самим Порядком.
В тоже время, пунктами 9 и 10 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что кроме выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.
Таким образом, пунктом 46 Порядка необоснованно ограничивается производство военнослужащим, находящимся в распоряжении, иных выплат, положенных им в силу других нормативных правовых актов.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости признания недействующим пункта 46 Порядка в части, допускающей производство военнослужащим, зачисленным в распоряжение командиров (начальников), дополнительных выплат только в случаях, предусмотренных самим Порядком.
Что касается остальных требований Ц. (о признании недействующими пунктов 93 и 206 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200), то судом первой инстанции обоснованно отказано в их удовлетворении.
При таких данных решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 15 марта 2007 г. N КАС07-66
Текст определения официально опубликован не был