Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 г. N 3-Г07-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 1 ч. 1 и абзаца 1 ч. 2 ст. 12 в части слов: "и не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям"; ч. 2 ст. 12 в части, устанавливающей различные меры социальной поддержки граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) в зависимости от даты достижения ими указанного возраста (до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года); ч. 1 и 2 ст. 17.1 в части слов: "в зависимости от заслуг указанных лиц по решению Правительства Республики Коми может назначаться ежемесячная денежная выплата в размере и порядке, установленных Правительством Республики Коми. Размер ежемесячной денежной выплаты определяется индивидуально с учетом заслуг и размеров доплат, получаемых по другим основаниям", Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 года N 129-РЗ, по кассационному представлению прокурора, участвовавшего в деле, на решение Верховного Суда республики Коми от 3 апреля 2007 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации К. об отмене решения в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующей ч. 2 ст. 12 оспариваемого закона, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 1 ч. 1 и абзаца 1 ч. 2 ст. 12 в части слов: "и не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям"; ч. 2 ст. 12 в части, устанавливающей различные меры социальной поддержки граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) в зависимости от даты достижения ими указанного возраста (до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года); ч. 1 и 2 ст. 17.1 в части слов: " в зависимости от заслуг указанных лиц по решению Правительства Республики Коми может назначаться ежемесячная денежная выплата в размере и порядке, установленных Правительством Республики Коми. Размер ежемесячной денежной выплаты определяется индивидуально с учетом заслуг и размеров доплат, получаемых по другим основаниям", Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 года N 129-РЗ. При этом прокурор сослался на то, что приведенные нормы Закона Республики Коми противоречат прописанным в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми принципам и, в частности, неосновательно ограничивают право граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по другим основаниям, на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, незаконно устанавливают меньший объем мер социальной поддержки для граждан достигших пожилого возраста после 1 января 2005 года, чем гражданам, достигшим этого же возраста до 1 января 2005 года, и предусматривают возможность установления Правительством Республики Коми индивидуальной ежемесячной денежной выплаты лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Коми, в зависимости от заслуг и размеров доплат, получаемых этими лицами по другим основаниям, что не имеет объективного и разумного оправдания.
Решением Верховного Суда республики Коми от 3 апреля 2007 года постановлено: в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 1 ч. 1 и абзаца 1 ч. 2 ст. 12 в части слов: "и не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям"; ч. 2 ст. 12 в части, устанавливающей различные меры социальной поддержки граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) в зависимости от даты достижения ими указанного возраста (до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года); ч. 1 и 2 ст. 17.1 в части слов: "в зависимости от заслуг указанных лиц по решению Правительства Республики Коми может назначаться ежемесячная денежная выплата в размере и порядке, установленных Правительством Республики Коми. Размер ежемесячной денежной выплаты определяется индивидуально с учетом заслуг и размеров доплат, получаемых по другим основаниям", Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 года N 129-РЗ прокурору Республики Коми отказать.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора о признании недействующими ч. 2 ст. 12 в части, устанавливающей различные меры социальной поддержки граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) в зависимости от даты достижения ими указанного возраста (до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года) Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", суд сослался на то, что меры социальной поддержки этой категории лиц являются расходными обязательствами Республики Коми, носят дополнительный и не предусмотренный как ранее действовавшим, так и действующим федеральным законодательством характер, и установлены с учетом положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, т.е. с учетом обеспеченности Республики Коми собственными бюджетными средствами, специфики правового и имущественного положения указанной категории граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств (финансовых возможностей, перспектив такого вида социальной защиты, и т.п.).
Однако данный вывод суда не основан на нормах федерального законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан.
Так, в преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что Федеральный закон принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.
В названном Федеральном законе также решаются задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Нормы, закрепленные в преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а также ст. 153 этого же Федерального закона, которым предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ должно быть предусмотрено сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, у которых право на получение мер социальной поддержки возникло до 1 января 2005 года. При этом не должно быть допущено умаление прав и законных интересов человека и гражданина.
Федеральное законодательство о социальной поддержке отдельных категорий граждан (Федеральный закон "О ветеранах", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") не содержит норм, предусматривающих предоставление различных мер социальной поддержки одной категории в зависимости от времени наступления у гражданина права на меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах решение суда в этой части подлежит отмене с принятием нового об удовлетворении заявленных требований.
Нормы ч. 2 ст. 12 Закона Республики Коми об установлении различных мер социальной поддержки граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), получающих трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством, имеющих стаж трудовой деятельности не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, в зависимости от даты достижения пожилого возраста - до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года, противоречит общим принципам Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и федерального законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан.
Доводы, изложенные в кассационном представлении об отмене решения в остальной части, нельзя признать состоятельными.
В числе принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, закрепленных в статье 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", установлены:
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет исключительный перечень расходных обязательств субъекта Российской Федерации, которые возникают, в том числе в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
На основании положений статей 1, 26.3.1 и 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принципов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных полномочий субъектов Российской Федерации, закрепленных в статьях 28, 30, 31 (в части права органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов), 31.1 (в части равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации), 33, 35 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации (Республика Коми) наделен полномочиями по самостоятельному определению круга субъектов, размеров, порядка и условий предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, определение правовых оснований предоставления мер социальной поддержки и круга субъектов, на которых они распространяются, находится в компетенции законодателя - Государственного Совета Республики Коми.
Определяя круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (абзац 1 ч. 1 и абзаца 1 ч. 2 ст. 12 в части слов: "и не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям", ч. 1 и 2 ст. 17.1 в части слов: "в зависимости от заслуг указанных лиц по решению Правительства Республики Коми может назначаться ежемесячная денежная выплата в размере и порядке, установленных Правительством Республики Коми. Размер ежемесячной денежной выплаты определяется индивидуально с учетом заслуг и размеров доплат, получаемых по другим основаниям") законодателем соблюдены положения Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурором в этой части являются правильными, что убедительно мотивировано в решении суда.
Оснований для отмены решения суда в этой части, как о том ставится вопрос в кассационном представлении, Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда республики Коми от 3 апреля 2007 года в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании недействующими ч. 2 ст. 12 в части, устанавливающей различные меры социальной поддержки граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) в зависимости от даты достижения ими указанного возраста (до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года) Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 года N 129-РЗ, отменить.
Принять в этой части новое решение, которым признать недействующими со дня вступления в силу настоящего решения ч. 2 ст. 12 в части, устанавливающей различные меры социальной поддержки граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) в зависимости от даты достижения ими указанного возраста (до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года) Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 года N 129-РЗ.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 г. N 3-Г07-13
Текст определения официально опубликован не был