Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2007 г. N 56-Г07-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г. Владивостока на решение Приморского краевого суда от 5 февраля 2007 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя Администрации г. Владивостока Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия установила:
Администрация города Владивостока обратилась в суд с заявлением о признании недействующими части 1, 3 статьи 1, статьи 7 Закона Приморского края от 19 июня 2006 г. N 379-КЗ "О порядке ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений в Приморском крае".
В обоснование заявления указано, что 5 июня 2006 г. Законодательным Собранием Приморского края был принят вышеназванный закон. Текст закона официально опубликован в Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края от 19 июня 2006 г. N 133.
Заявитель полагает, что часть 1, 3 статьи 1, статья 7 Закона Приморского края от 19.06.2006 г. N 379-КЗ приняты с превышением полномочий, противоречат федеральным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права органа местного самоуправления на реализацию его прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Решением Приморского краевого суда от 5 февраля 2007 г. постановлено: заявление Администрации города Владивостока удовлетворить в части: признать недействующими положения абзаца 1 части 1 статьи 1 в части слов "черты городских поселений", абзац 2 части 1 статьи 1 Закона Приморского края "О порядке ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений в Приморском крае" от 19 июня 2006 г. N 379-КЗ в части слов "под чертой городских поселений - внешние границы земель городских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий, утверждение и изменение которых осуществляются органами государственной власти Приморского края, за исключением черты городских поселений, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований" с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении заявления Администрации города Владивостока в части признания недействующими части 3 статьи 1, статьи 7 Закона Приморского края "О порядке ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений в Приморском крае" от 19 июня 2006 г. N 379-КЗ со дня их принятия отказать.
В кассационной жалобе Администрации г. Владивостока поставлен вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявления по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Частью 3 статьи 1 Закона Приморского края от 19.06.2006 г. N 379-КЗ "О порядке ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений в Приморском крае" установлено, что до принятия федеральных законов о форме собственности на городские леса, о содержании права пользования городскими лесами Приморский край настоящим законом и иными законами Приморского края вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения, в том числе в области лесного и земельного законодательства по вопросам владения, пользования, распоряжения землей и другими природными ресурсами.
Статьей 7 названного закона Приморского края определен порядок, установлены ограничения, порядок расчета и возмещения потерь лесного хозяйства, состав и порядок подготовки документации при исключении земель или земельных участков из состава территорий, занятых городскими лесами, для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства.
Как указал заявитель, в соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, по мнению заявителя, с 08.12.2006 г., со дня вступления в силу Федерального закона N 201-ФЗ и до принятия (вступление в силу) Закона Приморского края, устанавливающего иное распоряжение лесными участками, расположенными в границах Владивостокского городского округа, за исключением участков на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, Приморского края, граждан и юридических лиц вправе осуществлять Администрация города Владивостока, а не орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение ч. 3 ст. 1 оспариваемого закона предусматривает возможность осуществлять собственное правовое регулирование субъекту Российской Федерации по предметам совместного ведения в области лесного, земельного законодательства по вопросам владения, пользования, распоряжения землей и другими природными ресурсами, до принятия федеральных законов о форме собственности на городские леса, о содержании права пользования городскими лесами.
Данная норма, как обоснованно указал суд, соответствует статьям 72, 76 Конституции Российской Федерации, положениям Лесного Кодекса Российской Федерации.
Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, если это не противоречит Конституции.
Из содержания оспариваемой нормы закона следует, что собственное правовое регулирование Приморский край осуществляет по вопросам владения, пользования, распоряжения землей и другими природными ресурсами до принятия федеральных законов о форме собственности на городские леса, о содержании права пользования городскими лесами.
Федеральные законы о форме собственности на городские леса, о содержании права пользования городскими лесами в настоящее время не приняты, в связи с чем, как обоснованно указал суд, Приморский край не лишен возможности осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.
Ссылка представителя Администрации города Владивостока на абзац 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правильно признана несостоятельной, так как согласно статьи 16 Устава Приморского края, Приморский край имеет свой исторически сложившийся административный центр, которым является город Владивосток.
Поэтому, в данном случае подлежит применению абзац 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ, в соответствии с которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Приморского края от 18.12.2006 г. N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" статья 7 дополнена пунктом 21(1), предусматривающим распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края органом исполнительной власти Приморского края.
С 01.01.2007 г. указанный Закон Приморского края вступил в силу.
В судебном заседании представитель Администрации города Владивостока в качестве обоснования требований о признании части 3 статьи 1 Закона Приморского края от 19.06.2006 г. N 379-КЗ, недействующей и не подлежащей применению, сослалась на то, что названная норма нарушает права органа местного самоуправления по вопросу распоряжения землей и другими природными ресурсами, так как не признана, утратившей силу, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ.
Данный довод правильно признан необоснованным, поскольку нормативные правовые акты, устанавливающие права и компетенцию органа местного самоуправления по вопросу правового регулирования по предметам совместного ведения, в том числе и в области лесного и земельного законодательства по вопросам владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, отсутствуют.
Из содержания самой оспариваемой нормы Закона Приморского края усматривается, что она действует "до принятия федеральных законов о форме собственности на городские леса, о содержании права пользования городскими лесами", что само по себе подразумевает утрату права субъекта Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения, в том числе в области лесного и земельного законодательства по вопросам владения, пользования, распоряжения землей и другими природными ресурсами, с момента принятия федерального закона.
Статьей 7 Закона Приморского края от 19.06.2006 г. N 379-КЗ предусмотрены условия, при которых допускается исключение земель или земельных участков из состава территорий, занятых городскими лесами, для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, органы, принимающие решения по данному вопросу, виды земель за счет которых производится исключение земель из состава территорий, занятых городскими лесами, основания отказа в исключении земель из состава территорий, занятых городскими лесами, зоны, в границах которых устанавливается запрет на исключение земель из состава территорий, занятых городскими лесами, исключительные случаи перевода из состава городских лесов участки городских лесов, представленные ценными насаждениями, а также выполняющие особо защитные функции, порядок расчета и возмещения потерь лесного хозяйства при исключении земель из состава территорий, занятых городскими лесами, условия проведения строительных и иных работ в городских лесах, состав и порядок подготовки документации об исключении земель и земельных участков из состава территорий, занятых городскими лесами, основание предоставления указанных земельных участков в пользование.
Довод представителя Администрации города Владивостока о нарушении прав органа местного самоуправления по вопросу распоряжения земельными участками правильно признан необоснованным, так как вышеназванная норма Закона Приморского края от 19.06.2006 г. N 379-КЗ предусматривает исключение земель и земельных участков из состава территорий, занятых лесами. Фактически речь идет о переводе земель одной категории в другую, что в соответствии с Лесным Кодексом не относиться к компетенции органов местного самоуправления.
Как обоснованно указал суд, если согласиться с представителем Администрации и отнести исключение земель из состава территорий, занятых городскими лесами, для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства к распорядительной функции, то распоряжение участком городского леса неразрывно связано с распоряжением соответствующим земельным участком на основании пункта 10 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Статьей 10 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
17.04.2006 г. принят Федеральный закон N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в соответствии с которым, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
18 декабря 2006 г. Законодательным Собранием Приморского края в соответствии с вышеназванным Федеральным законом был принят закон Приморского края "О внесении изменений в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" согласно которому, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края, относится к полномочиям органов исполнительной власти Приморского края.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что названная норма закона не противоречит федеральному законодательству, компетенцию или иные права органа местного самоуправления не нарушает.
Вывод суда основан на анализе действующего федерального законодательства и законодательства субъекта РФ, мотивирован, соответствует требования закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, проверялись судом первой инстанции и по изложенным в решении суда основаниям, правильно признаны несостоятельными.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Приморского краевого суда от 5 февраля 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г. Владивостока - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2007 г. N 56-Г07-9
Текст определения официально опубликован не был