Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 июля 2007 г. N КАС07-336
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. о признании частично недействующими пункта 1 и абзаца 1 пункта 2 Инструкции о порядке выплаты сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим, утвержденной приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) от 19 апреля 2004 г. N 122 (в редакции от 29 декабря 2004 г.) по кассационной жалобе И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2007 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения представителя ФСКН России К.Д.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Ф.А.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, Кассационная коллегия установила:
приказом ФСКН России от 19 апреля 2004 г. N 122 утверждена Инструкция о порядке выплаты сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере до 120 процентов должностного оклада устанавливается сотрудникам подразделений, территориальных органов и организаций Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным характером и специальным режимом несения службы.
Абзацем 1 пункта 2 Инструкции предусмотрено, что надбавка устанавливается дифференцированно в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, на определенный период, как правило, на один год, приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, ее территориального органа или организации.
И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 1 Инструкции в части слов: "... выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным характером и специальным режимом несения службы" и абзаца 1 пункта 2 этой Инструкции в части слов: "... на определенный период, как правило".
В обоснование заявленного требования И. сослался на несоответствие оспоренных положений Инструкции федеральному закону и на нарушение трудовых прав заявителя.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе И. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права (неправильное толкование оспоренных положений Инструкции и федерального закона).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
Дополнительные выплаты сотрудникам состоят в том числе из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.
Таким образом, сам закон установил в качестве оснований для установления приведенного вида дополнительной выплаты сложность, напряженность и специальный режим службы, предоставив руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти право определять порядок ее выплаты, а также в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы - и размер этой выплаты в пределах до 120% оклада по занимаемой штатной должности.
Кроме того, пунктом 120 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 директор ФСКН России наделен полномочием определять порядок выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в органах наркоконтроля.
Данное Положение, определяя правовые основы прохождения гражданами правоохранительной службы в органах наркоконтроля, предусматривает, что при прохождении службы сотрудник обязан поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей, возможность привлечения сотрудника для выполнения специальных заданий и другие особенности, характеризующие режим службы в органах наркоконтроля.
Осуществив правильное толкование как оспоренных положений Инструкции так и положений Указа Президента РФ и Федерального закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии пункта 1 Инструкции в части слов: "выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным характером и специальным режимом несения службы" по существу Федеральному закону "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".
Действительно, приведенные в Инструкции основания для установления указанной выплаты органично связаны со сложностью, напряженностью и специальным режимом службы, то есть, с основаниями, предусмотренными для этой цели федеральным законом.
Размер же устанавливаемой надбавки обусловлен законом составом сотрудников и местностью прохождения службы.
Поскольку указанные основания (критерии) для установления выплаты объективно не могут быть постоянно статичными (неизменными), полномочием по определению порядка установления выплаты и ее размера в соответствии с федеральным законом и Указом Президента РФ и наделен руководитель ФСКН России, который естественно вправе при осуществлении этих полномочий учитывать (оценивать) фактическую сложность службы (связь выполнение служебных обязанностей с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки), а также напряженность (сопряженность с напряженным характером службы) и специальный режим службы (сопряженность со специальным режимом несения службы).
Признавая приведенные выше полномочия руководителя ФСКН России, изложенные в п. 1 Инструкции, соответствующими федеральному закону и Указу Президента РФ, Верховный Суд Российской Федерации обоснованно признал правомерным и содержащееся в абзаце 1 пункта 2 этой Инструкции указание на то, что рассматриваемая надбавка устанавливается на определенный период, как правило, на один год.
Данное полномочие руководителя ФСКН России логично вытекает из характера общего правомочия должностного лица по определению размера и порядка дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы.
С учетом изложенных мотивов Кассационная коллегия не может согласиться с доводом в кассационной жалобе о неправильном применении Верховным Судом Российской Федерации норм материального права при разрешении настоящего спора.
Довод в кассационной жалобе о том, что суды, рассматривающие дела с применением оспоренной Инструкции, выносят необоснованные, незаконные (по мнению заявителя) решения, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, заключающегося в осуществлении абстрактного нормоконтроля.
Кроме того, как правильно отметил суд в своем решении, заявитель вправе в установленном порядке оспорить такие судебные решения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу И. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 июля 2007 г. N КАС07-336
Текст определения официально опубликован не был