Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2007 г. N 9-Г07-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Б. об отмене решения Нижегородского областного суда от 18 апреля 2007 года, которым оставлено без удовлетворения его заявление о признании недействующей статьи 7.4 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации С., полагавшего решение оставить без изменения, Судебная Коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
согласно статье 7.4 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях осуществление маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок по маршрутам в границах муниципального образования, а также по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения без согласования и (или) оформления договора с органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере транспорта, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от семидесяти пяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Б. обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующей данной нормы, сославшись на ее противоречие статье 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьям 3, 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции", в нарушение требований которых, по-мнению заявителя административная ответственность установлена региональным законодателем по вопросу, имеющему федеральное значение; при этом нарушает его права на свободное осуществление экономической деятельности.
Законодательное Собрание, Правительство Нижегородской области возражали против удовлетворения заявления Б., полагая, что оспариваемой нормой предусмотрена административная ответственность по вопросу организации пассажирских перевозок на городских маршрутах общего пользования, отнесенного к ведению органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Решением Нижегородского областного суда от 18 апреля 2007 года заявление Б. оставлено без удовлетворения, оспариваемое им положение признано соответствующим федеральному законодательству.
В кассационной жалобе Б. просит решение отменить, вынести новое решение. Суть доводов сводится к нарушению норм процессуального и материального права.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная Коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения.
Из содержания оспариваемой нормы усматривается, что административная ответственность установлена законодателем субъекта Российской Федерации за несоблюдение организационных требований, предъявляемых к автотранспортным пассажирским перевозкам по маршрутам в границах муниципального образования, а также по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения, в частности, осуществление автотранспортных пассажирских перевозок по такого рода маршрутам без согласования и (или) оформления договора с органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, целью деятельности которых является создание условий для предоставления качественных транспортных услуг населению и организация качественной транспортной инфраструктуры по обслуживанию населения в пределах муниципального образования.
Сопоставительный анализ данной нормы и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующих административную ответственность за административные правонарушения на транспорте (то есть по вопросу, отнесенному к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) приводит к выводу о том, что федеральным законодателем вопрос административной ответственности по вопросу автотранспортных пассажирских перевозок по маршрутам в границах муниципального образования, не решен.
При таком положении, оспариваемое заявителем правовое регулирование законодателя субъекта Российской Федерации согласуется с требованиями, предъявляемыми к установлению административной ответственности статьями 1.1, 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях; к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что административная ответственность фактически установлена по вопросу перевозок, отнесенному к ведению федерального законодателя в силу требований Гражданского кодекса, не состоятельны.
Судом первой инстанции правильно высказано суждение, что процесс перевозки не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки между перевозчиком и пассажиром, по отдельным вопросам транспортной деятельности, в том числе по вопросу установления административной ответственности за не соблюдение условий автотранспортных перевозок в границах муниципальных образований могут приниматься специальные законы и правила. Однако, в статье 784 Гражданского кодекса, на которую ссылается заявитель органы, утверждающие эти правила, не названы, а, поэтому нет оснований, говорить о том, что субъект Российской Федерации оспариваемым правовым регулированием, превысил свои полномочия.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом понят и истолкован правильно, вследствие чего сделан и правильный вывод о непротиворечии статье 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оспариваемого Б. положения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
решение Нижегородского областного суда от 18 апреля 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила без изменения решение суда, на основании которого было отказано в признании недействующим положения регионального закона, устанавливающего административную ответственность за осуществление маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок по маршрутам в границах муниципального образования, а также по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения без согласования и (или) оформления договора с органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере транспорта.
Поясняется, что сопоставительный анализ оспариваемой нормы и норм КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за правонарушения на транспорте (то есть по вопросу, отнесенному к совместному ведению РФ и ее субъектов), позволяет сделать вывод о том, что федеральным законодателем вопрос административной ответственности по вопросу автотранспортных пассажирских перевозок по маршрутам в границах муниципального образования не решен. В связи с этим оспариваемое правовое регулирование, установленное на региональном уровне, согласуется с требованиями, предъявляемыми к установлению административной ответственности ст.ст. 1.1, 1.3 КоАП РФ, в силу которых законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом не может быть принят во внимание довод о том, что административная ответственность фактически установлена по вопросу перевозок, отнесенному к ведению федерального законодателя в силу требований ГК РФ. Судом первой инстанции правильно высказано суждение, что процесс перевозки не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки между перевозчиком и пассажиром, по отдельным вопросам транспортной деятельности, в том числе по вопросу установления административной ответственности за несоблюдение условий автотранспортных перевозок в границах муниципальных образований, могут приниматься специальные законы и правила. Более того, в ст. 784 ГК РФ, на которую ссылается заявитель, органы, утверждающие эти правила, не названы, следовательно, нет оснований утверждать, что субъект РФ оспариваемым правовым регулированием превысил свои полномочия.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2007 г. N 9-Г07-11
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)